Расчет и построение скоростной (регуляторной) характеристики тракторного дизеля
Скоростная характеристика дизеля на регуляторе (М, Nе, GТ, gе) = f(n) строится в такой последовательности:
1. Выбираем масштабы для построения графиков. Масштаб по оси абсцисс графика (масштаб частоты вращения) выбираем, ориентируясь на значения номинальной частоты вращения nн, максимальной частоты вращения на холостом ходу nx max(мин-1) и частоты вращения двигателя, соответствующей максимальному крутящему моменту nMmax (мин-1). Значение номинальной частоты вращения пнзадано в задании, а максимальную частоту вращения холостого хода nx maxопределим но формуле:
nx max = (2+dр) nн/ (2–dр) @ (1+dр) nн , (3.1)
где dр – степень неравномерности регулятора (у современных дизелей
dр= 0,03… 0,07) [1]. Принимаем dр = 0,05.
nx max = (1+dр ) nн =(1+0,05) 1800 = 1890 мин-1.
Частота вращения при максимальном крутящем моменте:
nM max= nн / Kоб , (3.2)
где Koб– коэффициент приспособляемости двигателя по оборотам. Для расчетов в курсовой работе принимаем Koб = 1,3…1,7 [1]. Принимаем Koб = 1,5.
nM max= 1800/ 1,5=1200 мин-1.
Ориентируясь на рекомендуемое расположение кривых (рисунок 2.3) [1], а также на номинальные значения Мн, Neн, GТн и geн, выбираются остальные масштабы. При этом значение крутящего момента на номинальном режиме (Н×м) определяется по формуле:
Мн = 9550 Neн / пн . (3.3)
Мн = 9550·64,9/1800=344,3 Н·м.
Значения Neн, GТн и geн определены выше.
2. Перед построением графика подготавливается таблица для расчетов, в которую заносим уже известные численные значения величин (см. таблицу 3.1).
Таблица 3.1 – Параметры скоростной характеристики двигателя
n, мин-1 | М, Н×м | Ne , кВт | GТ , кг/ч | ge , г/(кВт×ч) |
3,45 | =>∞ | |||
304,4 | ||||
10,35 | ||||
344,3 | 64,9 | 13,81 | 212,8 | |
369,2 | 63,8 | 13,29 | 208,3 | |
386,3 | 60,1 | 12,26 | ||
395,8 | 12,65 | 225,9 | ||
398,3 | 11,75 |
Скоростная характеристика дизеля на регуляторе изображена
на рисунке 3.1.
Числа оборотов в соответствующей графе равномерно задаем в диапазоне частот от пндо пMmax. Для этих значений частотпо эмпирической зависимости рассчитываем соответствующие значения крутящих моментов M (Н×м) и заносим в таблицу 3.1:
. (3.4)
Например, при частоте вращения n =1200 мин-1:
Н м
Рисунок 3.1 – Теоретическая внешняя скоростная характеристика тракторного
дизеля (скоростная характеристика на регуляторе)
По результатам расчета определяется значение коэффициента приспособляемости дизеля по моменту:
Kм = Mmax / Mн . (3.5)
Kм = 398,3/344,3 = 1,16.
Значение Kм должно быть не менее 1,12 [1]. Данное условие соблюдается (Kм=1,16>1,12). Следовательно, расчеты произведены верно.
По значениям M и соответствующим значениям n рассчитывается эффективная мощность Ne (кВт) по формуле:
Ne = М п / 9550. (3.6)
Ne = 398,3·1200/9550 = 50 Н·м.
Результаты заносим в таблицу 3.1. По данным таблицы строим корректорные ветви (n < nн) кривых M = f(n) и Ne = f(n), а регуляторные ветви этих графиков изображаются в виде прямых линий, соединяющих точки М = 0 при пx max с Мни Nе = 0 при nx max c Nен соответственно.
3. Для построения зависимости часового расхода топлива от частоты вращения определяются его значения на характерных режимах.
При работе на максимальном скоростном режиме (пx max):
GТx = (0,22… 0,27) GТн . (3.7)
GТx = 0,25·13,81 =3,45 кг/ч.
При максимальном крутящем моменте двигателя Мmax:
GТmax = 1,1 GТн KM / Kоб . (3.8)
GТmax = 1,1 13,81 1,16/1,5 = 11,75 кг/ч.
Полученные значения заносим в таблицу 3.1.
Рассчитанные значения часового расхода топлива откладываются на характеристике и последовательно соединяются прямыми линиями.
4. Значения удельного расхода топлива gе (г/(кВт×ч)) при известных GT и Ne определим по формуле:
gе = GT 103 / Ne . (3.9)
gе =13,81·103/64,9=212,8 г/(кВт×ч).
По полученным результатам на графике строим корректорную ветвь зависимости ge = f(n). Исходные данные по GТ и Nе берем непосредственно из графиков.
Построение регуляторной характеристики в функции
от крутящего момента
В принятом масштабе строим графики зависимостей (п, Ne, GТ, gе)= f(M). Данные для построения соответствующих графиков берем из таблицы 3.1. Характерными точками характеристики являются: М = 0 (холостой ход), Мни Мmax. Регуляторную ветвь (М < Мн) зависимости gе = f(M) строим для участка от M = 0,4Mн до М = Мн.
Регуляторная характеристика в функции от крутящего момента изображена на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 – Регуляторная характеристика тракторного дизеля
в функции от крутящего момента