Тема 3 Белгородчина в XVII в.
Цели и задачи изучения темы
Ознакомиться с социально-политическим развитием региона в XVII в. Составить представление об опасной жизненной ситуации южнорусского пограничья. Определить место и роль населения Белгородчины в событиях Смутного времени и Смоленской войны. Познакомиться с историей строительства Белгородской черты и ее конфигурацией на территории региона. Изучить обстоятельства появления новых городов Белгородчины и научиться локализовать их на исторической и современной территории региона. Определить историческое значение возникновения Белгородской Черты. Ознакомиться с изменениями в жизни региона во второй половине XVII в., произошедшими после завершения строительства Черты. Составить представление о Белгородском разряде и Белгородском большом полке. Познакомиться с виднейшими белгородскими воеводами и их деятельностью.
3.1. Тяжелые испытания в первой трети XVII в.
На долю южного форпоста России выпало немало испытаний. В 1600 г. Белгородская крепость подверглась нападению крымских татар. Нападение было отбито благодаря своевременной помощи орловского воеводы. В 1603 г. в южные пределы России неоднократно вторглись ногайские татары, пытавшиеся захватить Белгородскую крепость.
В 1604 г. население Белгородчины оказалось вовлеченным в события Смутного времени. Во время вторжения Лжедмитрия I белгородские воеводы последовали примеру других южнорусских воевод и перешли на сторону самозванца. Одним из белгородских воевод в это время был Гаврила Григорьевич Пушкин – прямой предок великого поэта. А.С. Пушкин вспоминал о нем как об одном из самых активных участников драматических событий: возводил на трон Лжедмитрия I, управлял страной составе «семибоярщины», участвовал в венчании на царствование Михаила Романова, заседал в боярской думе. Неслучайно человек с такой биографией стал одним из героев пушкинской драмы «Борис Годунов».
Борющиеся стороны уделяли особое внимание Белгороду как ключевой крепости на юге России. Борис Годунов сумел укрепить свою власть в Белгороде, но в 1605 г. в восставшие белгородцы вновь стали на сторону Самозванца. Назначенный Лжедмитрием I на воеводство в Белгороде князь Григорий Петрович Шаховской был одним из главных действующих лиц Смуты. Позднее, в качестве уже путивльского воеводы он стал одним из главных организаторов мятежного движения на Юге. В 1606 г. после убийства Лжедмитрия I новый царь Василий Шуйский назначил воеводой в Белгороде своего свойственника князя Буйносова-Ростовского, но уже через месяц тот был убит в ходе нового восстания, после чего Белгородская крепость перешла под контроль И.И. Болотникова. В 1607 – 1610 гг. Белгородчина контролировалась воеводами Лжедмитрия II. В 1612 г. стала объектом интервенции Речи Посполитой: литовским войскам удалось захватить и сжечь Белгородскую крепость. В 1613 г. на Земском соборе белгородские делегаты проголосовали за избрание царем Михаила Романова. Однако мятежный дух на Белгородчине окончательно не исчез. В 1614 г. в Белгороде был арестован и подвергнут пыткам некий Семен Телятников, осмелившийся произнести здравицу в честь Лжедмитрия II.
Между тем, власти отказались от намерения восстанавливать Белгородскую крепость на прежнем месте и в 1613 г. началось строительство новой крепости на левом берегу Северского Донца (в современной топонимике это место теперь именуется «Старый город»). Новая крепость имела две линии укреплений: город и острог, за пределами которых располагались слободы, превратившиеся в посад. В 1626 г. В Белгороде насчитывалось 834 двора и 12 церквей.
Новая крепость также немало пережила. В 1623 году значительная часть ее выгорела в результате сильнейшего пожара. В следующем, 1624 г. она подверглась нападению черкас , захвативших и сжегших острог, угнавших в плен окрестных жителей. В 1625 г. территория Белгородчины неоднократно подвергалась татарским набегам. Но самым тяжелым испытанием для Белгородчины стала Смоленская война 1632 – 1634 гг. Хотя основные военные действия разворачивались под Смоленском и Дорогобужем, эта война опалила и южную окраину страны. Польско-литовские войска, состоявшие, в основном, из украинских казаков, в 1633 и 1634 гг. дважды вторгались на Белгородчину. Им удалось захватить Оскол и Валуйку. Оба раза на волоске висела судьба Белгородской крепости: интервентам удавалось захватить острог, но овладеть центральной городовой крепостью они не смогли.
Белгородская черта
Белгородская черта – одно из самых грандиозных фортификационных сооружений России, протяженностью в 800 км, из которых на территорию современной Белгородчины приходится 425 км. Ее сооружение призвано было радикально решить проблему безопасности территорий, лежащих южнее Тульской засечной черты. Этого требовали два обстоятельства. В результате успешной колонизации бывшие окраины интенсивно заселялись земледельцами, и отдельные города-крепости уже не могли обеспечить надежной защиты от продолжавшихся татарских набегов. Другим обстоятельством стал негативный опыт Смоленской войны, выявившей уязвимость юго-западных рубежей при вторжениях с территории Украины. Решение проблемы, выражаясь современной терминологией, носило системный характер. В короткий срок: с 1635 по 1658 гг. был создан оборонительный рубеж из новопостроенных городов-крепостей, соединенных фортификационной линией из лесных засек и земляных валов, укрепленных деревянными надолбами (вкопанными в землю бревнами). Белгородская черта протянулась от Ахтырки (Сумская область на Украине) до Тамбова, где она была состыкована с аналогичной Симбирской чертой. В нее вошли 28 городов-крепостей, 12 из которых – на территории Белгородчины.
Конфигурацию Черты в значительной мере определяя ландшафт местности с максимальным использованием естественных препятствий на пути татарских набегов: рек, возвышенностей, лесных пространств. С запада на территорию современной Белгородской области Черта выходила в районе реки Ворсклы, на лесистых берегах которой с юга – на север были три крепости. Вольный, Хотмыжск (на месте древней крепости ныне – село Хотмыжское) и Карпов (на месте бывшей сторожи, до нашего времени не сохранился). Крепости были соединены засеками, вместе с которыми они представляли единую линию укреплений.
На водоразделе Ворсклы и Северского Донца, где проходила Муравская сакма, Черта поворачивала на запад. Здесь, на открытом пространстве была построена особо мощная крепость с двумя рядами укреплений – Болховой, именовавшаяся в просторечии Болховец. Название городу дали переселенцы из города Болхова). Крепость стояла посредине земляного вала с надолбами. Далее Черта вновь поворачивала на юг вдоль Северского Донца с крутыми лесистыми берегами. Главным узлом обороны здесь стала Белгородская крепость. Однако прежняя крепость (на территории Старого города) не вписывалась в конфигурацию Черты, поэтому при строительстве Белгородского участка в 1650 г. крепость была перенесена из низины на высокий правый берег Северского Донца. Учитывая ее ключевую роль в системе обороны, крепость также была снабжена двумя рядами укреплений. Южнее Белгородской крепости была построена еще одна крепость – Разумный (поселок Разумное).
Южнее Разумного естественным препятствием для татарской конницы был непроходимый Нежегольский лес. Однако под конец строительства Черты здесь также была построена крепость на реке Нежеголь, от которой она получила свое название – Нежегльск (село Нежегольское). Этот участок был последним по времени строительства Черты и не входил в первоначальный план. Вероятно поэтому на публикуемых схемах Белгородской черты он, как правило, отсутствует.
Огибая Нежегольский лес, Черта повернула на север вдоль реки Корочи, на которой была возведена крепость Короча (ныне – город с тем же названием). Водораздел между Корочей и Осколом был одним из самых опасных участков. Здесь на открытом пространстве проходила Изюмская сакма. По примеру Болхового здесь были возведены мощные валы и на месте монастырского яблоневого сада была построена мощная, с двумя рядами укреплений крепость – Яблонов (село Яблоново). По первоначальному замыслу правительства эта крепость должна была стать военно-административным центром всей Черты. Однако события на Украине – народно-освободительная война под предводительством Богдана Хмельницкого, отложили переезд сюда воеводы из Белгорода, находившегося ближе к месту событий. В конечном итоге, Белгород так и остался главным центром Черты.
Далее при возведении Черты были использованы берега рек Оскола и Тихой сосны. На Осколе была возведена крепость, которую, первоначально назвали Царев-Алексеев, потом, не мудрствуя лукаво, переименовали в Новый Оскол. В верховьях Тихой Сосны была поставлена крепость Верхососенск (село Верхососенское). Завершающим на территории современной Белгородчины был Усердский участок Черты с крепостью Усерд (село Стрелецкое), названной по речке, на которой она стояла. Следующим участком Черты был Ольшанский участок, находящийся уже за пределами Белгородчины – в сопредельной Воронежской области.