Передовой опыт разработки долгосрочных прогнозов использования и охраны земельных ресурсов при осуществлении земельной реформы.
Разработка программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется в пределах административно-территориальных единиц, а также по отраслям экономики в целях обеспечения благоприятной окружающей среды на основе научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов, выбора способов природопользования, обеспечивающих минимально возможный уровень вредного воздействия на окружающую среду, предотвращение и снижение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет: средств республиканского и местных бюджетов; средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы; средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; средств граждан, в том числе иностранных; кредитов банков; иностранных инвестиций; иных привлекаемых для выполнения этих программ и мероприятий внебюджетных источников, не запрещенных законодательством.
Содержание мероприятий по рациональному использованию и охране земельных ресурсов в системе государства планов развития народного хозяйства страны, республики, района.
Первичное звено всей системы народно- хозяйственного планирования - план производственного предприятия (объединения). Его разработка на предприятии, ведётся на базе той информации и указаний, которые поступают от вышестоящих органов (министерств, ведомств) и с учётом предложений самого предприятия. Планы центральных хозяйственных органов (министерств, ведомств) исходят из общегосударственных задач и представляют собой комплексные планы развития данной отрасли. В комплексных планах республик предусматривается развитие народного хозяйства всех отраслей республики, в том числе промышленности союзно-республиканского и республиканского подчинения, включаются также планы производства продукции на предприятиях общесоюзных министерств, составляемые с учётом предложений республик.
В народно-хозяйственном плане содержится целостная система показателей, которая отражает политические и экономические задачи плана, основные направления развития хозяйства и его составных частей, взаимозависимость процессов производства, распределения и потребления продукции. Планы развития народного хозяйства носят адресный, директивный характер. Они утверждаются на сессии Верховного Совета и после этого становятся законом, обязательным к исполнению не только предприятиями, но и вышестоящими органами. Подготовка плана ведётся на основе заранее разработанной комплексной программы развития техники и технологии.
Одним из важнейших методов обоснования и разработки народно - хозяйственных планов является балансовый метод в планировании, используемый в практике составления пятилетних и годовых планов развития страны в целом, союзных республик, районов и отраслей.
В настоящее время планирование использования земель и их охраны (как и других природных ресурсов) предусмотрено в Законе №7 от 13 июля 2015 г. «Об охране окружающей природной среды», в Земельном кодексе РФ и в отраслевом законодательстве.
Прогнозирование и планирование использования земель имеет многоаспектный характер. Так, на 1996—2000 гг. разработана Государственная программа мониторинга всех природных объектов, в том числе и земель, а в городах разрабатываются градостроительные программы. Отдельными министерствами и ведомствами (от предприятия до министерства) разрабатываются планы по использованию и охране земель. Поэтому их планирование называется отраслевым.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 16.09.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы отраслевого использования земель решаются только с согласия органов местного самоуправления.
15. Содержание мероприятий по рациональному использованию и охране земельных ресурсов в системе государственных планов развития народного хозяйства страны, республики, района.
Планирование использования земель имеет многоаспектный характер. Так, на 1996—2000 годы разработана Государственная программа мониторинга всех природных объектов, в том числе земель, а в городах разрабатываются градостроительные программы.
Была разработана также Государственная комплексная программа повышения плодородия почв России, в которой определен комплекс мероприятий, включающих выполнение агротехнических, мелиоративных, агрохимических работ, защиту почв от эрозии.
Отдельные министерства и ведомства разрабатывают планы по использованию и охране земель. Поэтому такое планирование называется отраслевым.
Государственный комитет РФ по земельной политике разрабатывает совместно с органами местного самоуправления республиканские программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями. На основе этих программ разрабатываются региональные программы по использованию и охране земель.
Функция планирования использования земель и их охраны находится в непосредственной связи с кадастром земель, поскольку вести планирование использования и охраны земель возможно лишь при наличии данных земельного кадастра.
Планирование осуществляется с целью определения долгосрочной перспективы развития территории на основе социально-экономических программ и утвержденной в установленном порядке землеустроительной, градостроительной, природоохранной и иной документации.
Генеральная схема составляется на долгосрочную перспективу и включает решение наиболее крупных социально-экономических и научно-технических задач по организации рационального и эффективного использования и охраны земельных ресурсов республик, краев, областей и автономных образований. Она включает три этапа: составление научно-технической концепции; разработку основных положений схемы; составление развернутой Генеральной схемы.
16 Оценка эффективности планируемых мероприятий по рациональному использованию и охране ресурсов.
Важное место в планировании природопользования занимает анализ состояния природной среды и использования природных ресурсов. В результате анализа не только устанавливают уровень использования природных ресурсов, но и выявляют имеющиеся резервы дальнейшего улучшения состояния природной среды и улучшения использования природных ресурсов.
Для оценки эффективности использования земельного участка принимаются следующие основные критерии:
1) соответствие использования земельного участка установленным целям;
2) соответствие использования земельного участка законодательству Российской Федерации;
3) наличие (отсутствие) выполненных по участку землеустроительных межевых работ;
4) наличие (отсутствие) постановки участка на государственный кадастровый учет, кадастрового номера и кадастрового плана участка со всеми формами;
5) наличие (отсутствие) соответствующих законодательству Российской Федерации правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов по форме собственности и праву пользования земельным участком;
6) наличие (отсутствие) незастроенных и неиспользуемых частей земельного участка;
7) соответствие размера земельных платежей за пользование земельным участком оптимальным размерам таких платежей.
Земельные участки классифицируются по четырем основным группам:
1) с высокой эффективностью использования;
2) с достаточной эффективностью использования;
3) с низкой эффективностью использования;
4) с неэффективным использованием.
К группе с высокой эффективностью использования относятся земельные участки, у которых:
использование земельного участка соответствует установленным целям;
использование земельного участка соответствует законодательству Российской Федерации;
по земельному участку выполнены землеустроительные межевые работы;
имеются кадастровый номер и кадастровый план участка со всеми формами (В1 - В6);
имеются соответствующие законодательству Российской Федерации правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы по форме собственности и праву пользования земельным участком;
отсутствуют незастроенные и неиспользуемые части земельного участка;
размеры годовых земельных платежей за пользование земельным участком соответствуют оптимальным размерам.
К группе с достаточной эффективностью использования относятся земельные участки, у которых:
— использование земельного участка соответствует установленным целям;
— использование земельного участка соответствует законодательству Российской Федерации;
— по земельному участку выполнены землеустроительные межевые работы;
— имеются кадастровый номер и кадастровый план участка совсеми формами
—имеются соответствующие законодательству Российской Федерации правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы по форме собственности и праву пользования земельным участком;
— имеются незастроенные и неиспользуемые части земельного участка;
— размеры годовых земельных платежей за пользование земельным участком приближаются к оптимальным размерам.
К группе с низкой эффективностью использования относятся земельные участки, у которых:
использование земельного участка соответствует установленным целям;
использование земельного участка соответствует законодательству Российской Федерации;
по земельному участку не выполнены землеустроительные межевые работы;
отсутствуют кадастровый номер и кадастровый план участка со всеми формами (В1 — В6);
отсутствуют соответствующие законодательству Российской Федерации правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы по форме собственности и праву пользования земельным участком;
имеются незастроенные и неиспользуемые части земельного участка;
размеры годовых земельных платежей за пользование земельным участком не соответствуют оптимальным размерам.
К группе с неэффективным использованием относятся земельные участки, у которых:
использование земельного участка не соответствует установленным целям;
использование земельного участка не соответствует законодательству Российской Федерации;
по земельному участку не выполнены землеустроительные межевые работы;
отсутствуют кадастровый номер и кадастровый план участка совсеми формами (В1 — Вб);
отсутствуют соответствующие законодательству Российской Федерации правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы по форме собственности и праву пользования земельным участком;
имеются незастроенные и неиспользуемые части земельного участка;
размеры годовых земельных платежей за пользование земельным участком не соответствуют оптимальным размерам.
В зависимости от принадлежности конкретного земельного участка к той или иной группе определяются необходимые мероприятия по повышению эффективности использования земельного участка, в том числе осуществляются выбор и переоформление наиболее эффективной формы права, на основании которого в дальнейшем будет использоваться земельный участок (собственность или аренда) и оценивается сумма затрат на реализацию данных мероприятий. В завершение анализа проводится оценка экономической эффективности от реализации вышеуказанных мероприятий и рассчитывается экономический эффект.