Аграрное право как отрасль права

Аграрное право

Кузьмич Ирина Петровна

30 ч. Лекций / 15 ч. Семов

Аграрное право как отрасль права

Понятие, предмет, объект АП

АП – это комплексная, специализированная отрасль права, которая охватывает собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере с/х производства и обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

Системообразующие признаки АП как комплексной отрасли права:

· предмет правового регулирования;

· методы правового регулирования;

· нормы права (законодательство) (наличие источников);

· аграрная политика государства.

Предмет АП– различные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления с/х деятельности, а также непосредственно связанные с деятельностью субъектов АП, которые именуются аграрными отношениями.

С/х деятельность – производство, переработка и реализация с/х продукции с/х товаропроизводителями.

Производственно- и материально-техническое обслуживание с/х товаропроизводителей, социальное развитие села, правовой статус граждан, проживающих в сельской местности (агроэкотуризм, ремесленная деятельность), развитие предпринимательства в сельской местности, устойчивое социально-экономическое развитие.

Специфика сферы с/х производства:

· зависимость от природно-климатических факторов;

· использование земли в качестве основного средства производства;

· использование живых организмов (животных);

· многоотраслевой характер производства;

· сезонный характер труда;

· превышение времени производства с/х продукции над продолжительность рабочего времени.

Специфика предмета АП– это сложный комплекс различных видов общественных отношений в сельском хозяйстве (земельных, имущественных, организационно-управленческих, трудовых и др.).

Аграрная политика – совокупность научно обоснованных и сформулированных идей, стратегических целей развития сельского хозяйства (аграрного сектора экономики), мер и механизмов их практического достижения.

Указ президента РБ от 17.07.2014 №347 «О государственной аграрной политике» - определение государственной аграрной политики:

Государственная аграрная политика является одним из направлений внутренней политики Республики Беларусь, обеспечивающим стимулирование повышения эффективности агропромышленного комплекса на базе совершенствования специализации сельскохозяйственного производства и его организационно-экономической структуры, рационального использования земель и государственной поддержки агропромышленного комплекса.

Согласованная агропромышленная политика – Договор о Евразийском экономического союзе (подписан в Астане 29.05.2014):

Согласованная (скоординированная) агропромышленная политика предполагает, в том числе, применение механизмов регулирования, предусмотренных Договором о ЕАЭС и другими международными договорами в рамках Союза в сфере агропромышленного комплекса, взаимное предоставление государствами-членами друг другу и в Комиссию планов (программ) развития производства по каждому из чувствительных сельскохозяйственных товаров, перечень которых формируется на основании предложений государств-членов и утверждается Советом Комиссии.

Объект АП: с/х производство либо сельское хозяйство.

Сельское хозяйство– определение: постановление гос. комитета по стандартизации РБ от 05.12.2011 №85, Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РБ, утв. ПСМ РБ от 29.06.2011 № 867:

Под сельским хозяйством понимаются виды экономической деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85 «Об утверждении, введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь», относящиеся к секции A «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», разделу 01 «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях», за исключением группы «Охота и отлов, включая предоставление услуг в этих областях».

Субъекты: с/х организации (комм.и некомм.), а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, занимающиеся садоводством и огородничеством (т.е. те граждане, деятельность которых связана с производством с/х продукции).

Особенности АП как комплексной отрасли права:

· отсутствие видового единства общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования;

· комплексный характер методов правового регулирования в зависимости от вида аграрных отношений;

· объединение как норм аграрного, так и других отраслей права (земельного, гражданского, административного, трудового и др.

Методы: публично-правовые и частно-правовые.

Условие эффективности правового регулирования АО: адекватность методов правового регулирования характеру и сущности регулируемых отношений.

Принципы:

· обеспечение продовольственной безопасности;

· реализация права граждан на полноценное питание;

· рациональное Использование земли, других природных ресурсов;

· обеспечение экологической безопасности;

· устойчивое развитие аграрного производства и сельских территорий;

· гармонизация аграрного законодательства и др.

Важные:

Ø принцип приоритетного развития агропромышленного производства и сельских территорий;

Ø осуществления правового регулирования с учетом интересов с/х товаропроизводителей и специфики с/х деятельности;

Ø комплексного правового обеспечения устойчивого развития сельских территорий и с/х производства.

Система АП: научно обоснованное расположение аграрно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулирования аграрных отношений составляет систему АП.

Общая часть и особенная часть АП:

(1) Общая – правовое обеспечение глобальных направлений и правовой статус участников отношений.

(2) Особенная:

· правовое регулирование отношений в области животноводства и растениеводства. Особенности правового регулирования производственно-хозяйственной деятельности;

· правовое регулирование сельскохозяйственного природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве;

· ответственность за нарушение аграрного законодательства.

АП как наука и дисциплина

с начала 20 века проф. Леонтьев Д. А. 1909 г. - «Крестьянское право» немецкий профессор Рихард Хаак 1927 г. - книга об основах прусского аграрного права;
20-е годы земельное право и кооперативное право;
1930-38 гг. земельно-колхозное право;
1938-82 гг. колхозное право;
1982-91 гг. сельскохозяйственное право.

Источники АП

Источники АП- это нпа, в которых содержатся нормы, регулирующие аграрные отношения. В АП имеет место совместное и согласованное правое регулирование аграрных отношений нормами различных отраслей права.

Особенности источников: собственные нормы права, представленные в актах аграрного законодательства, специально предназначенного для регулирования аграрных отношений.

Виды норм-источников АП: общие, специальные, собственные нормы.

Общие – нормы других отраслей права, которые распространяются на субъекты аграрных правоотношений (ГК и т.д.)

Специальные – нормы нпа, являющиеся источниками других отраслей права (нормы с двойной пропиской) (ГК, Закон об экономической несостоятельности, КоАП ст. 10.8, УК ст. 280, 284, ТК ст.317, Положение о страховой деятельности гл. 17).

Собственные – нпа аграрного законодательства.

АП, в состав которого входят не только собственные нормы, но и нормы других отраслей права, по своему объёму не совпадает с отраслью аграрного законодательства, состоящего из нпа, имеющих одну отраслевую прописку.

Соотношение норм АП и других отраслей:

- Принцип юридической силы;

- Принцип приоритета специальных норм.

Граждане, ведущие лпх.

Закон Республики Беларусь от 11.11.2002 № 149 «О личных подсобных хозяйствах граждан»

Правовое положение с/х производственных кооперативов (колхозов)

Примерный устав колхоза утв.указом Президента РБ от 02.02.2001 №49.

Черты общие для СПК и ПК: статус коммерческой организации, частная форма собственности, институт членства, личное трудовое участие.

Различия: членство в колхозе не требует внесения вступительного взноса, имущество колхоза неделимо, тогда как имущество ПК разделено на паи чего членов, члены колхоза не несут субсидиарной ответственности по долгам колхоза.

Органы уравнения:

СПК – общее собрание членов, правление, председатель, ревизионная комиссия.

ПК – общее собрание членов, наблюдательный совет, правление, председатель.

Колхоз (с/х организационно-правовая форма (опф) - производственный кооператив) – коммерческая организация, созданная гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту с/х продукции, а также иной не запрещенной законодательством деятельности.

Членство: граждане РБ, достигшие 16 возраста (кфх членство с 18), признающие устав колхоза, принимающие личное трудовое участие в его деятельности.

Документы, характеризующие правовой статус члена колхоза: членская книжка, трудовой договор, трудовая книжка

Выход из колхоза: по своему усмотрению путем подачи заявления, смерть.

Исключение из членов колхоза: вопросрассматривает правление колхоза, далее решает общее собрание, можно в суд обжаловать.

Все органы управления колхоза формируются из членов колхоза посредством их избрания на общем собрании сроком на 3 года.

Общее собрание членов колхоза: высший орган управления, созывается не реже 2 раз в год, правомочно принимать решения при наличии не менее 2/3 всех членов (1 член = 1 голос).

Правление колхоза: исполнительный орган, созывается не реже раза в месяц

Председатель колхоза: избирается общим тайным или открытым собранием на 3 года из членов колхоза, кандидатура согласовывается с райисполкомом, райисполком заключает с ним трудовой договор.

Положение о порядке и об условиях заключения контрактов с руководителями сельскохозяйственных производственных кооперативов, утв. ПСМ РБ от 26.05.2010 № 791.

Ревизионная комиссияосуществляет контроль за соблюдением Устава колхоза, Правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и иных локальных нпа колхоза, за своевременным рассмотрением правлением и должностными лицами колхоза жалоб и заявлений членов колхоза, а также для проверки финансово-хозяйственной деятельности колхоза.

Правовой режим имущества: колхоз - организация частной формы собственности, собственником имущества выступает колхоз как ЮЛ.

Основные и оборотные фонды колхоза являются неделимыми, они не подлежат распределению и могут использоваться только по назначению.

При необходимости по решению общего собрания можно привлекать на добровольной основе денежные средства.

Часть создаваемых фондов идет в спец фонд – долевой фонд членов колхоза.

Особенности создания колхоза: (1) орг. комитет (проект устава, приём заявление), (2) проведение общего организационного собрания (утверждение устава, приём в члены, избрание органов управления).

Особенности ликвидации: передаются членам колхоза денежные ср-ва, а имущество - другим ЮЛ.

Колхозы с 31.12.2016 подлежат преобразованию в хоз. общества или коммунальные унитарные предприятия. Опф определяется решением общего собрания членов.

«Инструкция о порядке формирования уставного фондахозяйственного общества, создаваемого в результате преобразования колхоза…», утв. Постановлением Государственного комитета по имуществу РБ от 24.11.2014 № 27

Правовое положение кфх

К концу 2020 г. планируется создать дополнительно не менее 3,5 тыс. рабочих мест, увеличить объёмы производства продукции с/х (до 4,5 % удельного веса).

Крестьянское (фермерское) хозяйство (по ГК) - КО, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству с/х продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Признаки кфх: статус ЮЛ, коммерческая организация, институт членства, семейный характер деятельности, личное трудовое участие, наличие з/у, специальная правоспособность.

Членство в кфх с 18 лет.

Порядок создания кфх: право имеют дееспособные граждане, иностранцы, лбг, постоянно проживающие на территории РБ. Не требуется наличия специальных знаний и опыта работы в с/х.

Преимущественным правом обладают члены ликвидируемых и реорганизуемых с/х организаций и лица, зарегистрированные по м/ж в сельском населенном пункте и др.

Основные этапы: решение о создании, утверждение устава, гос. регистрация, предоставление з/у.

(1) решение о создании оформляется протоколом собрания учредителей;

(2) утверждение устава фермерского хозяйства по ст.5 закона, формирование уставного фонда – из стоимости вкладов и делится на доли;

(3) гос. регистрация – декрет №1 от 16.09.2009 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» и ещё че-то. До подачи документов согласовать с регистрирующим органом наименование кфх, принять решение о создании кфх и подготовить устав, определить местонахождение (жилое помещение). Документы – ихмного.

(4) предоставление з/у – граждане подают заявление в районный комитет. В постоянное пользование передаются з/у для кфх для строительства и обслуживания жилых домов, а также для размещения агроэкотуристов. Предоставление з/у на праве по выбору: главе кфх - право пнв (до 100 га), на праве аренды; самому кфх (как ЮЛ) - постоянное пользование, временное пользование, аренда. К заявлению о предоставлении з/у прилагается программа ведения кфх (ПСМ от 30.10.2006 #186), протокол собрания учредителей (667 указ).

Земельный налог

Глава 18 НК.

Зависит от качества (кадастровой оценки) и местоположения з/у и функционального назначения, не зависит от результатов хозяйственнойи иной деятельности.

Налог на недвижимость

Глава 17 НК.

Объект налогообложения – капитальные строения.

Освобождение от НН – здания и сооружения, находящиеся в сельскойместности и принадлежащие ФЛ, постоянно проживающим и работающими в с/х организациях (филиалы, обособленные подразделения, организации социальной сферы – здравоохранение, культура, система образования, соц. защита). Эта льгота сохраняется и за пенсионерами, работавшими в данных организациях.

Подоходный налог с ФЛ

Глава 16 НК.

Освобождаются от налога доходы, получаемые от реализации продукции растениеводства, животноводства (кроме пушнины)(только в рамках лпх). Для освобождения от уплаты – справка МИРО (ПСМ РБ от 31.12.2010 №1935 – форма и порядок выдачи). Справка подтверждает, что продукция произведена:

1) самими плательщиком и/или лицами, состоящими с ним в близком родстве, свойстве, опекуны, попечители и подопечные;

2) на з/у, предоставленном указанным выше лицам для ведения лпх (строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и т.д.).

Реализация продукции пчеловодства:

o справка;

o ветеринарно-санитарный паспорт пасеки;

o ветеринарное свидетельство.

Суть справки в том, чтобы подтвердить производство продукции на территории РБ.

Единый налог с ИП и иных ФЛ

Глава 35 НК.

Плательщики – ФЛ, не осуществляющие ПД.

Не является объектом налогообложения единым налогом розничная торговля (реализация) овощами и фруктами (в том числе в переработанном виде путем соления, квашения, мочения, сушения), иной продукцией растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), молочными и кисломолочными продуктами (в том числе в переработанном виде), продукцией пчеловодства, иной продукцией животноводства (кроме пушнины), полученной от домашних животных (крупный рогатый скот, свиньи, лошади, овцы, козы, кролики, сельскохозяйственная птица) как в живом виде, так и продуктами убоя в сыром или переработанном виде.

Условия освобождения от налога: справка сельсовета. Реализация с/х продукции на рынке:

v документ, удостоверяющий личность;

v справка о прохождении флюорографии;

v справка, подтверждающая производство на участке для лпх;

v арендная плата за место;

v заключениеветеринарно-санитарной экспертизы лаборатории рынка.

Понятие и особенности

ПХД – урегулированные нормами аграрного права общественные отношения, которые направлены на производство продукции сельского хозяйства, а также на переработку, хранение и реализацию с целью получения прибыли.

С/х товаропроизводители помимо производства, переработки, реализации с/х продукции вправе заниматься любым видом деятельности, не запрещенной действующим законодательством.

С/х товаропроизводители планируют свою ПХД, определяя внутрихозяйственную производственную структуру, формы организации.

Особенности:

– опф ЮЛ;

– сфера деятельности;

– вид имущества;

– право на имущество.

Правовое регулирование: ГП, АП, Природоресурсное право, ХП.

Особые требования к ПХД – государственная регистрация производственных объектов.

Технический регламент ЕАЭС «О безопасности пищевой продукции» – участник хозяйственной деятельности имеет право осуществлять процессы производства только после государственной регистрации производственных объектов, на которых осуществляются данные процессы.

Государственной регистрации подлежат:

1) убой продуктивных животных и птицы;

2) сырое молоко, сливки и их переработка;

3) производство и переработка яиц;

4) производство и переработка продукции аквакультуры, за исключением продукции растительного происхождения.

ПСМ РБ от 21.05.2014 №483 «Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации производственных объектов, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения…» – государственная регистрация осуществляется Департаментом ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода.

Департамент в течение 30 дней со дня поступления заявления о государственной регистрации организует и проводит проверку процесса производства пищевой продукции на соответствие требованиям, в результате чего:

– принимается решение о государственной регистрации с присвоением идентификационного номера и включением информации о производственном объекте в реестр производственных объектов по производству пищевой продукции, подлежащих государственной регистрации;

– или выдается предписание об устранении выявленных нарушений актов законодательства, в том числе технических нормативных правовых актов.

Государственная регистрация является бессрочной, осуществляется Минприроды совместно с Минсельхозпродом.

ПСМ РБ от 09.03.2015 №181 утв.Положение о порядке регистрации производственных объектов, на которых осуществляется производство осетровых видов рыб и (или) продукции из них, включая икру.

Производственный объект – рыбопитомник и (или) искусственные водоемы (рыбоводные пруды, садки, бассейны и иные установки), в которых осуществляется выращивание рыбопосадочного материала и (или) товарной рыбы осетровых видов рыб, а также рыбозаводы (предприятия, производственные здания, комплексы, помещения, цехи, участки и иные объекты), где осуществляются переработка осетровых видов рыб и (или) получение икры из них, а также упаковка и переупаковка икры.

Присвоение экспортного ветеринарного номера – Положение о порядке и условиях присвоения, утв.ПСМ РБ от 31.12.2009 № 1755.

Это Положение распространяется наЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность по производству,переработке, хранению и транспортировке продукции животного происхождения.

Присвоение экспортного ветеринарного номера осуществляет Минсельхозпрод.

Для получения экспортного ветеринарного номера заявитель представляет в Департамент ветеринарного и продовольственного надзорадокументы:

Ø заявление;

Ø сертификат (НАССР);

Ø аттестат аккредитации производственной лаборатории;

Ø акт проверки ветеринарно-санитарных правил.

Минсельхозпрод приостанавливает действие экспортного ветеринарного номера:

§ поступление информации о несоответствии качества товаров;

§ нарушениях ветеринарно-санитарных правил и норм.

Минсельхозпрод принимает решение о прекращении действия экспортного ветеринарного номера при поступлении повторной информации о несоответствии качества товаров, поставляемых организацией.

В случае прекращения действия экспортного ветеринарного номера Минсельхозпрод принимает решение о возобновлении действия экспортного ветеринарного номера после проведения заявителем мониторинга производимой продукции в аккредитованных государственных лабораториях в течение не менее 3 месяцев (не менее 20 проб) и полного выполнения ветеринарно-санитарных правил и норм Республики Беларусь.

Аграрное право

Кузьмич Ирина Петровна

30 ч. Лекций / 15 ч. Семов

Аграрное право как отрасль права

Понятие, предмет, объект АП

АП – это комплексная, специализированная отрасль права, которая охватывает собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере с/х производства и обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

Системообразующие признаки АП как комплексной отрасли права:

· предмет правового регулирования;

· методы правового регулирования;

· нормы права (законодательство) (наличие источников);

· аграрная политика государства.

Предмет АП– различные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления с/х деятельности, а также непосредственно связанные с деятельностью субъектов АП, которые именуются аграрными отношениями.

С/х деятельность – производство, переработка и реализация с/х продукции с/х товаропроизводителями.

Производственно- и материально-техническое обслуживание с/х товаропроизводителей, социальное развитие села, правовой статус граждан, проживающих в сельской местности (агроэкотуризм, ремесленная деятельность), развитие предпринимательства в сельской местности, устойчивое социально-экономическое развитие.

Специфика сферы с/х производства:

· зависимость от природно-климатических факторов;

· использование земли в качестве основного средства производства;

· использование живых организмов (животных);

· многоотраслевой характер производства;

· сезонный характер труда;

· превышение времени производства с/х продукции над продолжительность рабочего времени.

Специфика предмета АП– это сложный комплекс различных видов общественных отношений в сельском хозяйстве (земельных, имущественных, организационно-управленческих, трудовых и др.).

Аграрная политика – совокупность научно обоснованных и сформулированных идей, стратегических целей развития сельского хозяйства (аграрного сектора экономики), мер и механизмов их практического достижения.

Указ президента РБ от 17.07.2014 №347 «О государственной аграрной политике» - определение государственной аграрной политики:

Государственная аграрная политика является одним из направлений внутренней политики Республики Беларусь, обеспечивающим стимулирование повышения эффективности агропромышленного комплекса на базе совершенствования специализации сельскохозяйственного производства и его организационно-экономической структуры, рационального использования земель и государственной поддержки агропромышленного комплекса.

Согласованная агропромышленная политика – Договор о Евразийском экономического союзе (подписан в Астане 29.05.2014):

Согласованная (скоординированная) агропромышленная политика предполагает, в том числе, применение механизмов регулирования, предусмотренных Договором о ЕАЭС и другими международными договорами в рамках Союза в сфере агропромышленного комплекса, взаимное предоставление государствами-членами друг другу и в Комиссию планов (программ) развития производства по каждому из чувствительных сельскохозяйственных товаров, перечень которых формируется на основании предложений государств-членов и утверждается Советом Комиссии.

Объект АП: с/х производство либо сельское хозяйство.

Сельское хозяйство– определение: постановление гос. комитета по стандартизации РБ от 05.12.2011 №85, Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РБ, утв. ПСМ РБ от 29.06.2011 № 867:

Под сельским хозяйством понимаются виды экономической деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85 «Об утверждении, введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь», относящиеся к секции A «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», разделу 01 «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях», за исключением группы «Охота и отлов, включая предоставление услуг в этих областях».

Субъекты: с/х организации (комм.и некомм.), а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, занимающиеся садоводством и огородничеством (т.е. те граждане, деятельность которых связана с производством с/х продукции).

Особенности АП как комплексной отрасли права:

· отсутствие видового единства общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования;

· комплексный характер методов правового регулирования в зависимости от вида аграрных отношений;

· объединение как норм аграрного, так и других отраслей права (земельного, гражданского, административного, трудового и др.

Методы: публично-правовые и частно-правовые.

Условие эффективности правового регулирования АО: адекватность методов правового регулирования характеру и сущности регулируемых отношений.

Принципы:

· обеспечение продовольственной безопасности;

· реализация права граждан на полноценное питание;

· рациональное Использование земли, других природных ресурсов;

· обеспечение экологической безопасности;

· устойчивое развитие аграрного производства и сельских территорий;

· гармонизация аграрного законодательства и др.

Важные:

Ø принцип приоритетного развития агропромышленного производства и сельских территорий;

Ø осуществления правового регулирования с учетом интересов с/х товаропроизводителей и специфики с/х деятельности;

Ø комплексного правового обеспечения устойчивого развития сельских территорий и с/х производства.

Система АП: научно обоснованное расположение аграрно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулирования аграрных отношений составляет систему АП.

Общая часть и особенная часть АП:

(1) Общая – правовое обеспечение глобальных направлений и правовой статус участников отношений.

(2) Особенная:

· правовое регулирование отношений в области животноводства и растениеводства. Особенности правового регулирования производственно-хозяйственной деятельности;

· правовое регулирование сельскохозяйственного природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве;

· ответственность за нарушение аграрного законодательства.

АП как наука и дисциплина

с начала 20 века проф. Леонтьев Д. А. 1909 г. - «Крестьянское право» немецкий профессор Рихард Хаак 1927 г. - книга об основах прусского аграрного права;
20-е годы земельное право и кооперативное право;
1930-38 гг. земельно-колхозное право;
1938-82 гг. колхозное право;
1982-91 гг. сельскохозяйственное право.

Источники АП

Источники АП- это нпа, в которых содержатся нормы, регулирующие аграрные отношения. В АП имеет место совместное и согласованное правое регулирование аграрных отношений нормами различных отраслей права.

Особенности источников: собственные нормы права, представленные в актах аграрного законодательства, специально предназначенного для регулирования аграрных отношений.

Виды норм-источников АП: общие, специальные, собственные нормы.

Общие – нормы других отраслей права, которые распространяются на субъекты аграрных правоотношений (ГК и т.д.)

Специальные – нормы нпа, являющиеся источниками других отраслей права (нормы с двойной пропиской) (ГК, Закон об экономической несостоятельности, КоАП ст. 10.8, УК ст. 280, 284, ТК ст.317, Положение о страховой деятельности гл. 17).

Собственные – нпа аграрного законодательства.

АП, в состав которого входят не только собственные нормы, но и нормы других отраслей права, по своему объёму не совпадает с отраслью аграрного законодательства, состоящего из нпа, имеющих одну отраслевую прописку.

Соотношение норм АП и других отраслей:

- Принцип юридической силы;

- Принцип приоритета специальных норм.

Наши рекомендации