Анализ финансовых результатов от продаж

Цель занятия: освоить методику расчета и анализа объемов продаж продукции, финансовых результатов; научиться выявлять неиспользованные резервы увеличения объемов продажи продукции, повышения рентабельности.

Задание:

· провести анализ уровня и динамики показателей прибыли (убытков) организации; установить основные тенденции в формировании прибыли до налогообложения и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

· провести факторный анализ прибыли от продаж отдельных видов продукции сельскохозяйственного производства;

· провести анализ влияния основных факторов на отклонение уровня рентабельности основных видов продукции;

· дать оценку операционных результатов и их влияние на прибыль предприятия;

· определить сальдо внереализационных доходов и расходов и их влияние на финансовый результат от обычной деятельности;

· оценить изменения в структуре прибыли предприятия за анализируемый период;

· оценить размеры использования чистой прибыли с точки зрения стабильности и размера выплат дивидендов;

· обобщить выявленные резервы увеличения размера прибыли и уровня рентабельности продукции;

· наметить организационно-экономические мероприятия по повышению размера прибыли и уровня рентабельности производства сельскохозяйственной продукции;

· по результатам анализа сделать выводы и оформить их письменно.

Литература:

1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская [и др.]. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 91 - 127

2. Молибог Т.А. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: учеб. пособие для студентов вузов / Т.А. Молибог, Ю.И. Молибог. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – С. 231 - 261.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. пособие - 5-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – С. 213 - 261.

Результативность функционирования предприятия чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности, которые в свою очередь существенно зависят от организации производственного процесса, его ритмичности, эффективности использования ресурсов организации, то есть динамики финансово-хозяйственной деятельности. Оценить эффективность функционирования позволяет анализ финансовых результатов.

Основными задачами анализа финансовых результатов являются: систематический контроль за выполнением планов реализации и получением прибыли; определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем продажи продукции и финансовые результаты; выявление резервов увеличения объема продаж и суммы прибыли; оценка работы предприятия по использованию возможностей наращивания объема продаж, прибыли и рентабельности; разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Динамичность и результативность могут анализироваться с различной степенью детализации в зависимости от информационной базы.

Основными источниками информации для анализа являются: формы бухгалтерской отчетности организации агропромышленного комплекса: форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма № 6 «Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций АПК»; форма №8-АПК «Отчет о затратах на основное производство», форма №9-АПК «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства», форма №10-АПК «Отчет о средствах целевого финансирования», форма №13-АПК «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства», форма 16-АПК «Баланс продукции»; формы статистической отчетности; регистры синтетического и аналитического учета по счетам 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».

Таблица 46

Анализ уровня и динамики показателей прибыли, тыс. руб.

Показатель     Код строки (Ф.№ 2)   базисный год   отчетный год   Структура элементов формирования чистой прибыли в выручке от продаж, % Изменения
базисный год   отчетный год   в абс. вел. структуры, в пунктах год  
А Б
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг     100,0 100,0   -
в т.ч. от продаж с.-х. продукции            
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. ( ) ( )        
в т.ч. проданной с.-х. продукции ( ) ( )        
Валовая прибыль (стр.010+020)            
Коммерческие расходы ( ) ( )        
Управленческие расходы ( ) ( )        
Прибыль (убыток) от продаж (029+030+040)            
Прочие доходы            
Прочие расходы ( ) ( )        
Прибыль (убыток) до налогообло­жения (стр.050+060+070)            
Отложенные налоговые активы            
Отложенные налоговые обязательства            
Текущий налог на прибыль ( ) ( )        
Иные платежи из прибыли ( ) ( )        
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (стр.140+141+142+150+151+170+180)              
                   

Таблица 47

Факторный анализ прибыли от продаж отдельных видов сель­скохозяйственной продукции

Виды продукции Объем продаж, ц Средняя цена реа­лизации 1 ц, руб. Себестоимость 1 ц, руб. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. Изменение суммы прибыли, тыс.руб.
базисный год   отчетный год   базисный год   отчетный год   базисный год   отчетный год   базисный год   отчетный год   Всего в т.ч. за счет
Объема продаж цены себестоимости
А
Зерно                        
Подсолнечник                        
Картофель                        
Овощи открытого грунта                        
Овощи закрытого грунта                        
Скот и птица в ж.м.:                        
КРС                        
свиньи                        
овцы и козы                        
птица                        
лошади                        
Молоко                        
Яйцо                        
Шерсть                        
Прочая продукция животноводства проданная в пере-работанном виде                        
Работы и услуги                        
Всего по хозяйству х х х х х х            

Таблица 48

Анализ влияния основных факторов на отклонение уровня рентабельности реализации основных видов продукции

Виды про­дукции   Выручка от продажи, тыс. руб.   Полная себестои­мость, тыс. руб Прибыль, тыс. руб. Уровень рентабельности, % Отклонение уровня рен­табельности, пунктов(+,—)
базисный год отчетный год базисный год отчетный год базисный год отчетный год базисный год отчетный год услов­ная (5/4x100)     всего (8-7)     в т.ч. за счёт
прибыли (8-9) себе­стоимо­сти (9-7)
А
Зерно                        
Подсолнечник                        
Картофель                        
Овощи открытого грунта                        
Овощи закрытого грунта                        
Скот и птица в ж.м.:                        
крупно рогатый скот                        
свиньи                        
овцы и козы                        
птица                        
лошади                        
Молоко                        
Яйца                        
Шерсть                        
Прочая продукция животноводства проданная в пере-работанном виде                        
Работы и услуги                        
Всего по хозяйству                        

Таблица 49

Обобщение резервов увеличения суммы прибыли

Источник резервов Всего, тыс.руб. в т.ч. за счет
увеличения объема продаж снижения себестоимости продукции повышения качества продукции
А
Зерно        
Подсолнечник        
Картофель        
Овощи открытого грунта        
Овощи закрытого грунта        
Скот и птица в ж.м.:        
крупно рогатый скот        
свиньи        
овцы и козы        
птица        
лошади        
Молоко        
Яйца        
Шерсть        
Прочая продукция животноводства проданная в переработанном виде        
Работы и услуги        
Всего по хозяйству        

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от продажи продукции и снижение ее себестоимости. Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

Анализ финансовых результатов от продаж - student2.ru , ( 16)

где Р Анализ финансовых результатов от продаж - student2.ru R – резерв роста уровня рентабельности;

Rв – возможный уровень рентабельности;

Rф – фактический уровень рентабельности отчетного периода;

Пф – фактическая сумма прибыли от продаж в отчетном периоде;

Р Анализ финансовых результатов от продаж - student2.ru П – резерв роста прибыли от продажи продукции;

VРПiв – возможный объем продажи продукции с учетом выявленных резервов его роста;

Сiв – возможный уровень себестоимости i-го вида продукции с учетом выявленных резервов снижения;

Зф – фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Практическое занятие 6.2

Наши рекомендации