Анализ финансовых результатов от продаж
Цель занятия: освоить методику расчета и анализа объемов продаж продукции, финансовых результатов; научиться выявлять неиспользованные резервы увеличения объемов продажи продукции, повышения рентабельности.
Задание:
· провести анализ уровня и динамики показателей прибыли (убытков) организации; установить основные тенденции в формировании прибыли до налогообложения и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
· провести факторный анализ прибыли от продаж отдельных видов продукции сельскохозяйственного производства;
· провести анализ влияния основных факторов на отклонение уровня рентабельности основных видов продукции;
· дать оценку операционных результатов и их влияние на прибыль предприятия;
· определить сальдо внереализационных доходов и расходов и их влияние на финансовый результат от обычной деятельности;
· оценить изменения в структуре прибыли предприятия за анализируемый период;
· оценить размеры использования чистой прибыли с точки зрения стабильности и размера выплат дивидендов;
· обобщить выявленные резервы увеличения размера прибыли и уровня рентабельности продукции;
· наметить организационно-экономические мероприятия по повышению размера прибыли и уровня рентабельности производства сельскохозяйственной продукции;
· по результатам анализа сделать выводы и оформить их письменно.
Литература:
1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская [и др.]. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 91 - 127
2. Молибог Т.А. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: учеб. пособие для студентов вузов / Т.А. Молибог, Ю.И. Молибог. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – С. 231 - 261.
3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. пособие - 5-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – С. 213 - 261.
Результативность функционирования предприятия чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности, которые в свою очередь существенно зависят от организации производственного процесса, его ритмичности, эффективности использования ресурсов организации, то есть динамики финансово-хозяйственной деятельности. Оценить эффективность функционирования позволяет анализ финансовых результатов.
Основными задачами анализа финансовых результатов являются: систематический контроль за выполнением планов реализации и получением прибыли; определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем продажи продукции и финансовые результаты; выявление резервов увеличения объема продаж и суммы прибыли; оценка работы предприятия по использованию возможностей наращивания объема продаж, прибыли и рентабельности; разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Динамичность и результативность могут анализироваться с различной степенью детализации в зависимости от информационной базы.
Основными источниками информации для анализа являются: формы бухгалтерской отчетности организации агропромышленного комплекса: форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма № 6 «Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций АПК»; форма №8-АПК «Отчет о затратах на основное производство», форма №9-АПК «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства», форма №10-АПК «Отчет о средствах целевого финансирования», форма №13-АПК «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства», форма 16-АПК «Баланс продукции»; формы статистической отчетности; регистры синтетического и аналитического учета по счетам 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».
Таблица 46
Анализ уровня и динамики показателей прибыли, тыс. руб.
Показатель | Код строки (Ф.№ 2) | базисный год | отчетный год | Структура элементов формирования чистой прибыли в выручке от продаж, % | Изменения | ||||
базисный год | отчетный год | в абс. вел. | структуры, в пунктах год | ||||||
А | Б | ||||||||
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг | 100,0 | 100,0 | - | ||||||
в т.ч. от продаж с.-х. продукции | |||||||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. | ( ) | ( ) | |||||||
в т.ч. проданной с.-х. продукции | ( ) | ( ) | |||||||
Валовая прибыль (стр.010+020) | |||||||||
Коммерческие расходы | ( ) | ( ) | |||||||
Управленческие расходы | ( ) | ( ) | |||||||
Прибыль (убыток) от продаж (029+030+040) | |||||||||
Прочие доходы | |||||||||
Прочие расходы | ( ) | ( ) | |||||||
Прибыль (убыток) до налогообложения (стр.050+060+070) | |||||||||
Отложенные налоговые активы | |||||||||
Отложенные налоговые обязательства | |||||||||
Текущий налог на прибыль | ( ) | ( ) | |||||||
Иные платежи из прибыли | ( ) | ( ) | |||||||
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (стр.140+141+142+150+151+170+180) | |||||||||
Таблица 47
Факторный анализ прибыли от продаж отдельных видов сельскохозяйственной продукции
Виды продукции | Объем продаж, ц | Средняя цена реализации 1 ц, руб. | Себестоимость 1 ц, руб. | Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | Изменение суммы прибыли, тыс.руб. | |||||||
базисный год | отчетный год | базисный год | отчетный год | базисный год | отчетный год | базисный год | отчетный год | Всего | в т.ч. за счет | |||
Объема продаж | цены | себестоимости | ||||||||||
А | ||||||||||||
Зерно | ||||||||||||
Подсолнечник | ||||||||||||
Картофель | ||||||||||||
Овощи открытого грунта | ||||||||||||
Овощи закрытого грунта | ||||||||||||
Скот и птица в ж.м.: | ||||||||||||
КРС | ||||||||||||
свиньи | ||||||||||||
овцы и козы | ||||||||||||
птица | ||||||||||||
лошади | ||||||||||||
Молоко | ||||||||||||
Яйцо | ||||||||||||
Шерсть | ||||||||||||
Прочая продукция животноводства проданная в пере-работанном виде | ||||||||||||
Работы и услуги | ||||||||||||
Всего по хозяйству | х | х | х | х | х | х |
Таблица 48
Анализ влияния основных факторов на отклонение уровня рентабельности реализации основных видов продукции
Виды продукции | Выручка от продажи, тыс. руб. | Полная себестоимость, тыс. руб | Прибыль, тыс. руб. | Уровень рентабельности, % | Отклонение уровня рентабельности, пунктов(+,—) | |||||||
базисный год | отчетный год | базисный год | отчетный год | базисный год | отчетный год | базисный год | отчетный год | условная (5/4x100) | всего (8-7) | в т.ч. за счёт | ||
прибыли (8-9) | себестоимости (9-7) | |||||||||||
А | ||||||||||||
Зерно | ||||||||||||
Подсолнечник | ||||||||||||
Картофель | ||||||||||||
Овощи открытого грунта | ||||||||||||
Овощи закрытого грунта | ||||||||||||
Скот и птица в ж.м.: | ||||||||||||
крупно рогатый скот | ||||||||||||
свиньи | ||||||||||||
овцы и козы | ||||||||||||
птица | ||||||||||||
лошади | ||||||||||||
Молоко | ||||||||||||
Яйца | ||||||||||||
Шерсть | ||||||||||||
Прочая продукция животноводства проданная в пере-работанном виде | ||||||||||||
Работы и услуги | ||||||||||||
Всего по хозяйству |
Таблица 49
Обобщение резервов увеличения суммы прибыли
Источник резервов | Всего, тыс.руб. | в т.ч. за счет | ||
увеличения объема продаж | снижения себестоимости продукции | повышения качества продукции | ||
А | ||||
Зерно | ||||
Подсолнечник | ||||
Картофель | ||||
Овощи открытого грунта | ||||
Овощи закрытого грунта | ||||
Скот и птица в ж.м.: | ||||
крупно рогатый скот | ||||
свиньи | ||||
овцы и козы | ||||
птица | ||||
лошади | ||||
Молоко | ||||
Яйца | ||||
Шерсть | ||||
Прочая продукция животноводства проданная в переработанном виде | ||||
Работы и услуги | ||||
Всего по хозяйству |
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от продажи продукции и снижение ее себестоимости. Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:
, ( 16)
где Р R – резерв роста уровня рентабельности;
Rв – возможный уровень рентабельности;
Rф – фактический уровень рентабельности отчетного периода;
Пф – фактическая сумма прибыли от продаж в отчетном периоде;
Р П – резерв роста прибыли от продажи продукции;
VРПiв – возможный объем продажи продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Сiв – возможный уровень себестоимости i-го вида продукции с учетом выявленных резервов снижения;
Зф – фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
Практическое занятие 6.2