Характеристика рынков сбыта и конкурентной среды
Цель занятия:приобретение студентами практических навыков в оценке конкурентоспособности продукции и выявления резервов повышения ее уровня и разработки маркетинговой стратегии.
Задание:
· определить и характеризовать возможные рынки сбыта продукции;
· определить возможных потребителей продукции и объем их потребностей;
· определить основных конкурентов;
· определить степень обеспеченности рынка продукцией, производимой хозяйством;
· определить и обосновать необходимость увеличения или уменьшения объемов производства и реализации продукции;
· по результатам анализа сделать выводы и оформить их письменно.
Литература:
1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская [и др.]. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 38 - 87.
2. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С.423 – 439.
Свободная рыночная экономика, ее организация и управление ею, невозможны без использования маркетинговых принципов, без разработки научно обоснованной программы маркетинга.
Смысл основных принципов маркетинга как системы управления хозяйственной деятельностью сводится:
· к производству продукции в более или менее точном соответствии с потребностями покупателей, знанию рыночной ситуации и реальных возможностей предприятий или их ассоциаций;
· к наиболее полному удовлетворению потребностей и запросов покупателей и заказчиков;
· к реализации продукции и услуг на определенных рынках в предусмотренных объемах и в установленные сроки;
· к обеспечению долговременной рентабельности (прибыльности) производственно-коммерческой деятельности;
· к строгому соблюдению выбранных маркетинговых стратегии и тактики (формирование среднесрочных и долгосрочных целей и задач; их реализация в конкретный период времени с учетом рыночной ситуации);
· к активной адаптации в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры, возрастающих требований покупателей (с одновременным воздействием на формирование и стимулирование спроса).
Сформулированные принципы определяют маркетинговые программы, представляющие собой систему взаимосвязанных мероприятий на тот или иной период времени (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). Как разработка самих маркетинговых программ, так и их реализация органично связаны с соответствующими аналитическими расчетами.
Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением основаны:
· на анализе влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды;
· на анализе состояния рынка (глобально, по товарным группам и отдельным товарам);
· на анализе покупателей и потребителей (имеющихся и потенциальных);
· на анализе конкурентной обстановки (изучении коммерческих возможностей предприятий, работающих в той же отрасли);
· на анализе рыночных цен и формировании собственной ценовой тактики;
· на анализе конечных финансовых результатов (возможностей получения средней или большей нормы прибыли на вложенный капитал).
Построение маркетингового анализа основано на использовании определенных целевых установок, а также на исследовании структуры рынка, договорной дисциплины, качества товаров, кредитного меморандума, вексельного обращения и других факторов.
Маркетинговый анализ предприятия включает систему следующих сведений:
· объем и сегментация рынка (товаров, услуг, рабочей силы, материалов, денег и т.д.);
· количество и состав клиентов, их покупательная способность;
· коммерческая мощь конкурентов и степень их организованности;
· возможности рынка товаров-заменителей, а также принципиально новых способов удовлетворения спроса;
· регламентирующая сила институциональных структур (государственных, правительственных, экологических и т.п.);
· степень закрытости или прозрачности рынка и др.
В условиях рыночной среды производство и реализация (предложение) любого вида продукции должны быть жестко увязаны с емкостью рынка (спросом, естественно, платежеспособным). В противном случае в результате перепроизводства и, соответственно, перенасыщения рынка можно добиться отрицательного результата (например, снижения цен на продукцию). Здесь же могут возникнуть и косвенные потери, связанные с дополнительной транспортировкой, хранением, утилизацией нереализованной продукции и т.п. Кроме того, особенности сельскохозяйственного производства предопределяют необходимость учета и такого фактора как внутрихозяйственный оборот. Что касается недопроизводства продукции и недостаточного удовлетворения потребностей рынка, то возникающие в данном случае негативные последствия очевидны.
Таблица 1
Характеристика основных категорий потребителей
Потребители | Республиканский (областной, краевой) центр | Районный центр | Близлежащие населенные пункты | Всего |
А | ||||
Население - всего, чел. | ||||
В т.ч. работающие, чел | ||||
Перерабатывающие предприятия, шт. | ||||
В т.ч. по переработке: Мяса | ||||
Молока | ||||
Шерсти | ||||
Зерна | ||||
Из них: | ||||
Торговые организации, шт. | ||||
Из них: | ||||
Сельскохозяйственные предприятия | ||||
Прочие потенциальные покупатели | ||||
Покупатели в других регионах |
Таблица 2
Анализ спроса на продукцию
Вид продукции | Объем спроса, тонн | |||||
Респуб. (областной, краевой) центр | Районный центр | Близлежащие насел. пункты | Соседние регионы | Всего | ||
А | ||||||
Население | ||||||
Молоко | ||||||
Мясо: КРС | ||||||
Свиней | ||||||
Овец | ||||||
Птицы | ||||||
Шерсть | ||||||
Яйца | ||||||
Зерно | ||||||
Картофель | ||||||
Перерабатывающие предприятия | ||||||
Молоко | ||||||
Мясо: КРС | ||||||
Свиней | ||||||
Овец | ||||||
Птицы | ||||||
Шерсть | ||||||
Яйца | ||||||
Зерно | ||||||
Картофель | ||||||
Торговые организации | ||||||
Молоко | ||||||
Мясо: КРС | ||||||
Свиней | ||||||
Овец | ||||||
Птицы | ||||||
Шерсть | ||||||
Яйца | ||||||
Зерно | ||||||
Картофель | ||||||
Сельскохозяйственные предприятия | ||||||
Молоко | ||||||
Мясо: КРС | ||||||
Свиней | ||||||
Овец | ||||||
Птицы | ||||||
Шерсть | ||||||
Яйца | ||||||
Зерно | ||||||
Картофель | ||||||
Таблица 3
Анализ предложения продукции, тонн
Вид продукции | Анализируемое хозяйство | Соседствующие хозяйства | Крестьянские фермерские хозяйства | Население | Завоз из других регионов | Всего |
А | ||||||
Молоко | ||||||
Мясо: КРС | ||||||
Свиней | ||||||
Овец | ||||||
Птицы | ||||||
Шерсть | ||||||
Яйца | ||||||
Зерно | ||||||
Картофель |
Таблица 4
Соотношение между спросом и предложением
Вид продукции | Объем спроса, тонн | Объем предложения, тонн | Отношение объема спроса к объему предложения | Неудовлетворенный спрос, тонн | Невостребованное предложение, тонн | |
+-, тонн | % | |||||
А | ||||||
Молоко | ||||||
Мясо: КРС | ||||||
Свиней | ||||||
Овец | ||||||
Птицы | ||||||
Шерсть | ||||||
Яйца | ||||||
Зерно | ||||||
Картофель |
Практическое занятие 2.2