Принципы хозяйственного процессуального права
Принципы хозяйственного процессуального права – ключевые идеи, отправные положения, руководящие начала, характеризующие эту отрасль права, отражающие ее важнейшие качественные особенности, содержание и назначение в обществе. Они присущи всему хозяйственному судопроизводству или отдельным его стадиям, охватывают все хозяйственные процессуальные нормы и институты, обеспечивают такое построение хозяйственного процесса, которое способствует вынесению законных и обоснованных судебных постановлений и их исполнению, эффективной защите прав и законных интересов участников процесса.
Принципы как основание системы норм хозяйственного процессуального права закреплены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.
В ХПК непосредственно к числу основных принципов хозяйственного судопроизводства отнесены следующие:
· осуществления правосудия только хозяйственным судом (ст. 10 ХПК);
· коллегиального и единоличного рассмотрения дел (ст. 11 ХПК);
· независимости судей хозяйственного суда (ст. 12 ХПК);
· процессуальной экономии (ст. 13 ХПК);
· законности судопроизводства (ст. 14 ХПК);
· равенства перед законом и хозяйственным судом (ст. 15 ХПК);
· разъяснения процессуальных прав и процессуальных обязанностей (ст. 16 ХПК);
· уважения достоинства личности (ст. 17 ХПК);
· равноправия и добросовестности сторон (ст. 18 ХПК);
· состязательности (ст. 19 ХПК);
· государственного языка судопроизводства (ст. 20 ХПК);
· гласности (ст. 21 ХПК);
· права на юридическую помощь (ст. 22 ХПК);
· диспозитивности (ст. 23 ХПК);
· непосредственности судебного разбирательства (ст. 24 ХПК);
· верховенства права и приоритета норм международного права (ст. 25 ХПК);
· применения норм иностранного права (ст. 26 ХПК);
· обязательности судебных постановлений и обращений (ст. 27 ХПК);
· судебного надзора (ст. 28 ХПК).
Весь состав принципов хозяйственного процессуального права условно можно разбить на несколько групп в зависимости от критериев классификации.
В зависимости от объекта регулирования принципы хозяйственного процесса можно разделить на две группы:
· определяющие организацию, устройство хозяйственного суда (назначение судей; единоличное и коллегиальное рассмотрение дел; независимость суда, судей и подчинение их только закону; язык судопроизводства; равенство перед судом и законом; гласность);
· регулирующие деятельность хозяйственного суда (законность и объективность; диспозитивность; состязательность; процессуальное равенство сторон; устность; непрерывность).
В соответствии со ст. 84 Конституции Республики Беларусь судьи Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь назначаются на должность Президентом нашего государства. Судьи иных судов назначаются также Президентом Республики Беларусь.
Дела в хозяйственных судах первой инстанции рассматриваются единолично. Однако в некоторых случаях по решению председателя суда или его заместителя любое дело может быть рассмотрено коллегиально. Дела в надзорных инстанциях рассматриваются единолично председателями судов, а в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь – и коллегиально.
При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить нечетное количество судей. Все судьи пользуются равными правами с председательствующим в судебном заседании в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела. Если мнение судьи не совпадает с мнением остальных судей, он вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое может учитываться судом при пересмотре постановления (решения, определения, постановления) в случае его обжалования.
Принцип национального языка судопроизводства. Государственными в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки.
Принцип гласности судебного процесса закреплен в ст. 21 ХПК.
В ней сказано, что разрешение споров в хозяйственном суде открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам государственной или коммерческой тайны либо когда суд удовлетворит ходатайство одной из сторон о слушании дела в закрытом судебном заседании.
Принцип независимости судей и подчинение их только закону закреплен в ст. 12 ХПК. В соответствии с указанной нормой судьи
независимы, самостоятельны и подчиняются в своей деятельности только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность.
Независимость прежде всего означает, что в своей деятельности по отправлению правосудия судья самостоятелен. Он должен руководствоваться только законом и своим внутренним убеждением, исключающим постороннее влияние.
Независимость судей обеспечивается порядком их назначения и освобождения от должности, несменяемостью, предусмотренной законом особой процедурой осуществления правосудия, созданием необходимых условий для деятельности хозяйственного суда, неприкосновенностью.
Принцип законности закреплен в ст. 14 ХПК. Хозяйственный суд всей своей деятельностью должен способствовать развитию экономических отношений в республике, что немыслимо без строжайшего
соблюдения законности. Хозяйственные суды должны служить образцом строжайшего соблюдения законности: рассматривать и разрешать споры в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Важнейшей гарантией принципа законности в хозяйственном процессе является точное и неукоснительное соблюдение всех остальных его принципов.
В соответствии с принципом законности постановление хозяйственного суда должно строго соответствовать закону и, вместе с тем, быть наиболее целесообразным в рамках закона, т. е. обеспечивать такое решение спорных вопросов, которое полностью отражало бы требования закона.
Принцип диспозитивности заключается в возможности участвующих в деле лиц, и в первую очередь сторон, распоряжаться своими процессуальными правами.
Хозяйственный процесс по конкретному спору возникает только по заявлению заинтересованных лиц, обратившихся за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Право на обращение в хозяйственный суд с целью защиты интересов государства, юридических лиц и физических лиц имеет прокурор. Хозяйственный суд вправе возбудить дело и по своей инициативе.
По заявлению заинтересованного лица хозяйственный суд вправе принять меры по обеспечению иска в любой стадии процесса. Стороны могут в ходе судебного заседания достичь мирового соглашения. До принятия постановления судом истец вправе увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, а ответчик – признать иск полностью или частично.
Принцип состязательности определяет возможности сторон и других лиц, участвующих в деле, по доказыванию заявленных требований и возражений, отстаиванию своей правовой позиции. В хозяйственном заседании стороны и другие лица, участвующие в деле, имеют право давать устные или письменные объяснения суду, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности предъявлять любые необходимые для разрешения спора доказательства.
Принцип процессуального равноправия сторон выражается в установленных законом равных возможностях сторон и гарантированных правах на защиту своих интересов.
Предоставляя одной стороне конкретные процессуальные права, закон наделяет аналогичными правами и другую сторону. Стороны должны сами стремиться к тому, чтобы рассмотрение дела в хозяйственном суде проходило в условиях, обеспечивающих всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела, точно соблюдать порядок производства, не создавая для себя каких-либо преимуществ, взаимно проявляя уважение к правам и законным интересам другой стороны.
Принцип устности заключается в том, что производство в хозяйственном суде ведется устно. Это означает, что при рассмотрении дела в хозяйственном суде стороны должны устно изложить свои объяснения.
Личное общение сторон между собою и с судом создает наилучшую возможность достижения истины в процессе, способствует
обмену мнениями, облегчает восприятие доказательств по делу и вынесение законного и обоснованного постановления. Устная форма общения повышает эффективность состязания сторон в процессе разрешения спора.
Принцип непрерывности определяет, что разбирательство дела осуществляется при неизменном составе суда. В случае замены судьи или одного из судей при коллегиальном рассмотрении дела разбирательство по делу должно быть произведено с самого начала.
Главное требование данного принципа заключается в том, что суд не вправе рассматривать другие дела, не закончив разбирательства ранее начатого дела путем вынесения постановления по существу. Кроме того, все внимание суда сосредоточено только на одном деле, что позволяет судьям правильно оценить доказательства.