Расчет влияния качества молока на среднюю цену реализации
Сорт продукции | Цена 1 т, тыс. руб. | Объем продаж, т | Структура сортового состава | Изменение средней цены 1 т, тыс. руб. | |||
Прошлый год | Отчетный год | Прошлый год | Отчетный год | +, - | |||
Экстра | 0,84 | 0,85 | +0,01 | +35,4 | |||
Высший | 0,16 | 0,15 | -0,01 | -30,5 | |||
Итого | - | 1,00 | 1,00 | - | +4,9 |
По такой же методике рассчитывается изменение цены реализации в зависимости от каналов сбыта продукции и сроков реализации.
В заключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции.
Размер прибыли также зависит от доходов не связанных с реализацией продукции — от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочих внереализационных доходов и расходов (см. форму № 2 ГО).
Инвестиционные доходы — полученные суммы по облигациям, государственным ценным бумагам, депозитам, акциям и т.д.
Инвестиционные расходы — выплата процентов по облигациям, акциям, за используемые заемные средства (кредиты) и т.д.
Внереализационные доходы и расходы — это:
а) безвозмездно полученные (переданные) активы;
б) прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году;
в) полученные и выплаченные пени, штрафы;
г) убытки от списания дебиторской задолженности по решению хозяйственного суда;
д) невозмещенные убытки от стихийных бедствий.
В заключение анализа разрабатываются мероприятия, предупреждающие убытки от внереализационных операций и увеличивающие прибыль от финансовых вложений.
Вопрос № 4. Анализ рентабельности предприятия
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы хозяйства в целом, они более полно, чем прибыль, характеризуют результаты хозяйствования, так как их величина отражает соотношение эффекта с потребленными ресурсами.
Их подразделяют на три группы, характеризующие:
1) окупаемость затрат в основной и инвестиционной деятельности;
2) рентабельность продаж (оборота);
3) доходность капитала, используемого в операционном и инвестиционном процессе.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат)— это отношение прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов (ПРП)к сумме затрат на реализованную продукцию (ее себестоимость — 3РП):
Этот показатель характеризует, сколько прибыли получено на рубль полной себестоимости реализованной продукции, определяется в целом по хозяйству и видам продукции.
Рентабельность оборота (Ro6)— это отношение прибыли от реализации продукции (до выплаты процентов и налогов) к выручке от реализации (ВРП), широко применяется в рыночной экономике и рассчитывается по хозяйству и видам продукции:
Рентабельность операционного капитала — определяется отношением прибыли от основной деятельности до выплаты процентов и налогов к среднегодовой сумме операционного (производственного) капитала, кроме стоимости неустановленного оборудования, остатков незавершенного строительства, финансовых вложений на сторону:
ПРП
RОК = -----------
КL
Очень важно провести факторный анализ рентабельности каждого вида продукции, зависящий от среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.
Модель этой зависимости:
Рассчитаем влияние этих факторов на рентабельность производства зерна способом цепной подстановки:
Аналогичные расчеты делаются по каждому виду продукции.
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от уровня цен и себестоимости реализованной продукции, вид данной модели:
Применяя способ цепных подстановок можно проанализировать степень влияния цены и себестоимости продукции на рентабельность продаж:
Ц0 – С0
Rоб0 = ------------
Ц0
Ц1 – С0
Rобусл = ------------
Ц1
Ц1 – С1
Rоб1 = ------------
Ц1
Вопрос № 5. Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции, к основным источникам резервов относятся
Рис. 14.2. Основные источники резервов увеличения прибыли от основной деятельности
Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции: это произведение выявленного резерва роста объема реализации и фактической прибыли, приходящейся на единицу продукции соответствующего вида:
Формула:
Резервы роста прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции: произведениевыявленного резерва снижения себестоимости каждого вида продукции и планируемого объема ее продаж с учетом резервов его роста:
Резервы роста прибыли за счет повышения качества продукции (ее цены): изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на цену реализации соответствующего сорта, результаты суммируются и рассчитанное изменение средней цены умножается на планируемЫЙ объем реализации продукции :
Основными резервами повышения уровня рентабельности продукции являются:
а) увеличение прибыли от реализации продукции (Р П);
б)снижение ее себестоимости (Р ¯ С).
Для подсчета резервов может быть использована формула:
где Р R — резерв роста рентабельности;
Rв — возможный уровень рентабельности;
Rф— фактический уровень рентабельности отчетного периода;
Пф— фактическая сумма прибыли в отчетном периоде;
Р П — резерв роста прибыли от реализации продукции;
VРПiв— возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Сiв— возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;
Зф— фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Раскройте задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов (АФР).
2. Охарактеризуйте анализ использования и реализации сельскохозяйственной продукции.
3. Изложите анализ состава и динамики прибыли предприятия.
4. Раскройте анализ рентабельности предприятия.
5. Изложите методику расчёта резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.
15. Анализ финансового состояния предприятия.
Вопросы: