Доц., к.э.н. н.и. иванов, доц., к.э.н. и.в. фомкин
Доц., к.э.н. А.И. Соловьев
Рецензенты:
Главный ученый секретарь, член-корреспондент РАСХН, профессор, д.э.н
А.П. Огарков
Директор Центра «Управление проектами развития территорий» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, профессор, д.э.н. С.И. Носов
Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований [Текст] : учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и задания для выполнения РГР / Н.И. Иванов, И.В. Фомкин, А.И. Соловьев. – М.: ГУЗ, 2013. – 160 с.
В учебно-методическом пособии приведены теоретические основы прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориальных образований (АТО), включающих структуру и содержание землеустройства АТО, роль, значение и место землеустройства АТО и территориального планирования в общей системе государственного управления земельными ресурсами, содержание и методы планирования использования земель, а также особенности определения экономической эффективности проведения организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства.
Приводится методика разработки отдельных практических задач, которые решаются при планировании и организации рационального использования земель и их охраны. Для их выполнения предоставлена необходимая информация в виде текстовых и графических приложений.
УДК 332.3
ББК 65.9(2)32-5
ISBN 978-5-9215-0142-3
Ó Государственный университет по землеустройству, Москва, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1.Порядок изучения дисциплины и рекомендуемые источники | |||
Раздел 2.Краткое теоретическое содержание курса ……………….......... | |||
Тема 1. | Теоретические основы дисциплины "Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований (АТО)" …………………………… | ||
Тема 2. | Методические основы прогнозирования, планирования и организации территории АТО | ||
Тема 3. | Теоретические основы землеустройства муниципального района | ||
Тема 4. | Подготовительные работы в схеме землеустройства АТО | ||
Тема 5. | Методика разработки природно-сельскохозяйственного районирования …………………………………………………………… | ||
Тема 6. | Задачи и содержание зонирования территории муниципального района по пригодности земель ………………………………… | ||
Тема 7. | Состав, содержание и методика разработки организационно- территориальных мероприятий схемы землеустройства АТО | ||
Тема 8. | Состав, содержание и методика разработки мероприятий по охране земельных ресурсов АТО …………………………………… | ||
Тема 9. | Система территориального планирования. Цели, задачи, нормативно-правовые положения ……………………………………… | ||
Тема 10. | Значение и содержание документов территориального планирования ………………………………………………………….……… | ||
Тема 11. | Картографические документы в схемах землеустройства и документах территориального планирования …………………… | ||
Тема 12. | Экономическая эффективность организационно- территориальных мероприятий схеме землеустройства АТО | ||
Раздел 3.Теоретические задания (рефераты) ……………………………… | |||
Раздел 4.Задания для практической работы ……………………………… | |||
Задание 1. | Определение результатов производственно-экономической деятельности районов субъекта РФ в агропромышленном комплексе | ||
Задание 2. | Определение интенсивности использования земель сельскохозяйственного назначения ………………………………..… | ||
Задание 3. | Определение уровня негативного воздействия на состояние земель районов субъекта РФ …………………………...……..… | ||
Задание 4. | Расчет объема применения агрохимических мероприятий на перспективу ……………………………………………………....... | ||
Задание 5. | Определение специализации сельскохозяйственного производства на перспективу ………………………………………..….. | ||
Задание 6. | Разграничение земель государственной собственности на территории муниципального образования …………………….. | ||
Задание 7. | Оценка использования земельных ресурсов муниципального образования ………………………………………………………… | ||
Задание 8. | Исследование эффективности использования земельного фонда муниципального образования ………………………….. | ||
Приложения……………………………………………………………………… | |||
РАЗДЕЛ 1. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
"Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований" является научной и учебной дисциплиной, возникшей под влиянием интеграционных процессов в хозяйственном развитии и природопользовании территориальных зон, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и страны в целом. Экологическая, социальная и экономическая деятельность взаимосвязана с комплексным использованием и охраной земельных и других природных ресурсов в границах территориальных административно- и национально-территориальных образований. Федеральный закон от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» выделяет специальный вид землеустроительных действий - планирование и организация рационального использования земель и их охраны, наряду с межхозяйственным и внутрихозяйственным землеустройством. Результатом осуществления планирования и организации рационального использования земель и их охраны служит землеустроительная документация в виде Генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации, схем землеустройства субъектов Российской Федерации, схем землеустройства муниципальных и других административно-территориальных образований, схем использования и охраны земель.
В учебной дисциплине "Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований" раскрываются основные теоретические и методические положения составления схем землеустройства и схем территориального планирования на крупные территории, обособленные по признаку природного или хозяйственного развития, административной или национальной принадлежности. Они предшествуют разработке проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, выполняя роль технико-экономического обоснования.
В процессе изучения дисциплины студенты получат необходимые знания по теории и методике и охраны земель муниципальных районов, областей, краев, республик, согласования основных направлений совершенствования земель и природопользования, межотраслевых и внутриотраслевых мероприятий земельной реформы.
По окончании теоретической части изучения дисциплины студенту предлагается выполнить практические задачи в виде расчетно-графической работы по темам наиболее актуальных направлений землеустройства административно-территориальных образований и территориального планирования.
С целью повышения доступности усвоения учебного материала, в учебных планах данная дисциплина следует за внутрихозяйственным и межхозяйственным землеустройством, последовательно расширяя профессиональный кругозор студента.
По итогам изучения дисциплины выпускник обязан квалифицированно решать задачи:
- перераспределения угодий на межотраслевом и межрегиональном уровнях управления и хозяйственного развития;
- формирования зональных систем землевладений и землепользований в тесной увязке с расселением, введением агропромышленного производства, адаптивно-ландшафтного земледелия и т.д.;
- рациональной территориальной организации производства в аграрных отраслях экономики;
- размещения природоохранной, социальной и производственной инфраструктуры.
Изучение дисциплины включает четыре раздела и одиннадцать тем в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Учебно-методическое пособие учитывает особенности самостоятельной работы студентов с учебной литературой и иными источниками, рекомендациями для специалистов производства.
Рекомендуемые источники:
1. Российская Федерация. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст] : офиц. текст : [принят Гос. Думой 28 сент. 2001г. : одобр. Советом Федерации 10 окт. 2001г.]. – М.: Омега-Л, 2011. – 74 с.
2. Волков, С.Н. Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации (содержание и методы разработки) [Текст] / С. Н. Волков // Монография. - М., ГУЗ. - 2009. – 369 с.
3. Волков, С.Н. Территориальное планирование и землеустройство в системе мер по реализации Национального проекта "Развитие АПК" : [Текст] / Материалы к совместному заседанию бюро Отделения экономики и земельных отношений и Отделения земледелия. — М.: ГУЗ, 2006. — 83 с.
4. Карцев, Г.А. Прогнозирование и планирование использования и охраны земельных ресурсов [Текст] / Г.А. Карцев, А.С. Исаев // учебное пособие. - М., МГУП, 2010. - 488 с.
5. Ковалев, Н.С. Основы прогнозирования использования земельных ресурсов [Текст] / Н.С. Ковалев, Э.А. Садыгов, Н.А. Кузнецов // учебное пособие. - Воронеж, Воронежский ГАУ, 2010. - 215 с.
6. Миндрин, А.С. Землеустроительное обеспечение организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения: рекомендации [Текст] : А.С. Миндрин, О.Б. Лепке, С.Н. Волков, В.В. Вершинин и др. – М.: Росинформагротех, 2009. – 105 с.
7. Миндрин, А.С. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения [Текст] / А.С. Миндрин и др. – М.: Росинформагротех, 2008. – 74 с.
8. Ялбулганов, А.А.. Комментарий к Федеральному закону "О землеустройстве" (постатейный) [Текст]: / А.А. Ялбулганов. - М., Юстицинформ. - 2007. – 128 с.
Дополнительные источники:
1. Республика Удмуртия. Правительство. Развитие системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами и системы землеустройства на территории Удмуртской Республики на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Республики Удмуртия №388 от 20 декабря 2010 года. – http://www.udmurt.ru/regulatory/regulation/2010/388.pdf
2. Ивановская область. Правительство. О Концепции использования и распоряжения земельными ресурсами Ивановской области [Электронный ресурс] : постановление Правительства Ивановской области №3 89-рп от 16 ноября 2010 года. – http://special.ivanovoobl.ru/statement_detail.aspx?id=98
3. Российская Федерация. Правительство. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. №717// http://mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm.
4. Медведева, О.Е. Проблемы устойчивого землепользования в России [Текст] / О.Е. Медведева . — М.: ООО «Типография ЛЕВКО », Институт устойчивого развития/Центр экологической политики России, 2009. — 104с.
5. Российская Федерация. Правительство. Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований [Текст] : постановление Правительства РФ № 178 от 24 марта 2007г.
6. Волков, С.Н. Землеустройство и кадастр недвижимости [Текст] / С. Н. Волков, А.А. Варламов, С.А. Гальченко // Учебное пособие. - М., Федер. служба госрегистрации, кадастра и картографии, ГУЗ. - 2010. – 336 с.
7. Емельянова Т.А. Организация рационального использования и охраны земельных ресурсов северных территорий Российской Федерации (теория, методика, практика): монография / Т.А. Емельянова; Гос. ун-т по землеустройству : Москва; 2004, - 324 с.
8. Иванов, Н. И. Землеустройство территории субъекта Российской Федерации [На примере Московской обл.] [Текст] : дис...канд. экон. наук 08.00.05 / Иванов Николай Иванович; Государственный университет по землеустройству. - М., 2006. - 156 с.
9. Иванов, Н.И.: Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в субъекте Российской Федерации [Текст] : монография // Изд. «Принтформула» – Москва, 2008. – 242 с.
10. Мальков, А.В. Экономические основы, методы и эффективность зонирования межселенных территорий Белгородской области [Текст]: дис… канд. экон. наук : 08.00.05. / Мальков Алексей Вениаминович. – М., 2008. – 163 с.
11. Методические рекомендации по оценке качества и классификации земель по их пригодности для использования в сельском хозяйстве (со справочными материалами) [Текст] / Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ, Центр "РосНИИземпроект". — М.: Рус. оценка, 2003. — 169 с.
12. Пшеничников, А.А. Прогнозирование развития аграрного землепользования региона [Текст]: дис… канд. экон. наук : 08.00.05. / Пшеничников Алексей Александрович. – Пермь, 2009. – 160 с.
13. Соловьев, А.И. Землеустройство муниципальных образований [на примере Московской области] [Текст] : дис...канд. экон. наук 08.00.05 / Соловьев Алексей Игоревич; Государственный университет по землеустройству. - М., 2008. - 162 с.
14. Сушенцева, Н.В. Вопросы территориального планирования [Текст] / Н.В. Сушенцева, В.И. Псарев, И.А. Гончаров // Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2011, – 244 с.
15. Ушачев, И.Г. Организационно-экономические основы стимулирования рационального использования сельскохозяйственных земель и производство экологически безопасной продукции [Текст] / И.Г. Ушачев // Методическое пособие. - М.: ВНИИЭСХ, 2006. – 302 с.
16. Фомкин И.В. Экономические основы государственного регулирования проведения землеустройства в Российской Федерации [Текст] : дис...канд. экон. наук 08.00.05 / Фомкин Илья Владимирович; Государственный университет по землеустройству. - М., 2007. - 166 с.
17. Хлыстун, В.Н. Структурные преобразования и развитие земельных отношений в сельском хозяйстве России [Текст] / В.Н. Хлыстун // Роль и место агропромышленного комплекса в удвоении валового внутреннего продукта России / РАСХН. - М., 2005. - С. 176-181.
18. Хлыстун, В.Н. Формирование системы регулирования земельного рынка [Текст] / В.Н. Хлыстун // Экономика с.-х.и перерабатывающих предприятий. – М., 2011; № 2. - С. 11-14.
19. Югай, А.М. Методические положения рационального использования сельскохозяйственных земель с учетом агроэкологических, экономических и ресурсных ограничений в регионах России [Текст] / А.М. Югай [и др.]. – М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2009. – 204 с
РАЗДЕЛ 2. КРАТКОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Теоретические основы дисциплины
"Прогнозирование, планирование и организация территории
административно-территориальных образований"
1.Цели и основные факторы формирования дисциплины "Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований"
Иерархия административно-территориального устройства страны определяет развернутую систему землеустройства и землеустроительной документации. Наряду с межхозяйственным и внутрихозяйственным землеустройством, предусмотрены землеустроительные действия по прогнозированию, планированию и организации рационального использования земель и их охраны в виде Генеральной схемы землеустройства РФ, схем землеустройства субъектов РФ, муниципальных образований и других административно-территориальных образований.
Административно-территориальные образования имеют свои специфические особенности экономики, размещения и структуры хозяйства, занимают определенное место в хозяйственном комплексе России и вместе с другими регионами являются частью единого экономического пространства страны. Они обладают большим многообразием и сложностью элементов (флоры, фауны, природных ресурсов, населения и созданных им орудий труда, технологии, инфраструктуры и т.д.) и связей между ними.
Центральное место в системе внешних и внутренних связей региона занимает земля как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы; природный ресурс, являющийся главным средством производства и основой осуществления хозяйственной и иной деятельности и, одновременно, недвижимое имущество, объекта права собственности и иных прав на землю. В этой связи, в настоящее время создается эффективная система прогнозирования и планирования использования земель, обеспеченная современной методологической и нормативной базами, способствующая развитию экономики регионов, повышению её устойчивости и конкурентоспособности.
Одновременно сформировалась научная дисциплина "Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований". Ее цель заключается в научном обеспечении решения следующих актуальных задач:
1) Разработка предложений по совершенствованию административно-территориального деления территории субъекта РФ;
2) Подготовка предложений по перераспределению земель по формам собственности;
3) Определение по периодам динамики перераспределения земель по категориям и угодьям;
4) Определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики;
5) Формирование фонда перераспределения земель и иных специальных фондов для обеспечения земельными участками граждан и юридических лиц в целях развития садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, при расселении беженцев, военнослужащих, продажи на конкурсах и аукционах и др;
6) Разработка мероприятий по упорядочению структуры землепользований и землевладений;
7) Разработка мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;
8) Территориальная привязка всей системы природоохранных мероприятий по защите земель от негативных воздействий;
9) Определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления организационно-территориальных мероприятий, намеченных в схеме землеустройства;
10) Оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по планированию рационального использования земель и их охраны в регионе.
Научно обоснованное решение перечисленных и других задач в рамках отдельных организаций и хозяйств (т.е. путем осуществления проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства) крайне затруднительно. Эти задачи должны решаться в ходе разработки основного документа по прогнозированию, планированию и организации рационального использования земель - схемы землеустройства административно-территориальных образований.
Факторы возникновения и развития научной дисциплины "Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований" взаимосвязаны с ее целевыми установками. К ним относятся:
1) Потребность в повышении комплексности и экономической эффективности использования земель;
2) Необходимость межотраслевого и межрегионального перераспределения земельных угодий;
3) Содействие организационно-территоральному формированию рационального АПК разных уровней;
4) Требования стабилизации и улучшения экологической ситуации и окультуривания природных ландшафтов.
2.Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований и действующее земельное законодательство
Работы по прогнозированию, планированию и организации территории административно-территориальных образований опираются на положения Конституции РФ, Земельного кодекса России, Федерального закона «О землеустройстве», постановлений Правительства РФ, указаний Федерального агентства кадастра объектов и недвижимости и других документов. Они создают для землеустроительной деятельности необходимое правовое пространство.
В Конституции РФ записано, что земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земельный кодекс РФ в качестве одного из основных землеустроительных этапов предусматривает планирование и организацию рационального использования и охраны земельных ресурсов страны, субъектов федерации, муниципальных образований. Землеустройство административно-территориальных образований закрепляется законом "О землеустройстве". Объектами землеустройства называются территории субъектов РФ, муниципальных и других административно-территориальных образований, территориальные зоны.
В состав землеустроительной документации законодательно включены:
1) Генеральная схема землеустройства территории РФ;
2) Схемы землеустройства территорий субъектов РФ;
3) Схемы землеустройства муниципальных и других административно-территориальных образований;
4) Схемы использования и охраны земель;
Таким образом, землеустройство, как инструмент планирования и организации использования и охраны земли распространяется не только на предприятия и хозяйства, но и на административно-территориальные образования всех уровней управления и хозяйственного развития.
Правительственные постановления и ведомственные указания, согласуясь с Конституцией Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, определяют содержание землеустройства административно-территориальных образований в интересах реализации земельной политики государства, эффективного управления землепользованием.
3. Связь дисциплины " Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований " с другими учебными дисциплинами
Дисциплина "Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований", выделилась из состава дисциплины "Землеустроительное проектирование". С ней и дисциплиной "Теоретические основы землеустройства" она имеет наиболее тесную связь.
Научно-информационной базой землеустройства, в т.ч. и административно-территориальных образований, служат мониторинг земель, земельный и городской кадастр, материалы съемок обследований и т.д. Дисциплины их изучающие являются источником экологического, экономического, технического и иного информационного обеспечения научной дисциплины "Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований".
Известно, что землю характеризует многообразие свойств: пространство, рельеф, почвы и т.д. Она выполняет несколько важнейших функций в жизнедеятельности общества: место поселений, природный ресурс, средство производства, объект недвижимости и другие. Это связывает дисциплину "Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований" с почвоведением, экологией, агроландшафтным земледелием, экономико-математическим моделированием в землеустройстве, экономикой организации сельскохозяйственного производства и другими научными дисциплинами.
"Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований" - комплексная, межотраслевая научная дисциплина, раскрывающая теорию и методику планирования использования земель в крупных регионах, каковыми являются административные и территориальные образования.
4. Принципы и требования прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориальных образований
Прогнозирование, планирование и организация территории в административно-территориальных образованиях должны отвечать основополагающим принципам социально-экономического развития региона: устойчивости, энерго- и ресурсосбережению, экологической безопасности, социальной приемлемости, экономической эффективности и другим.
Традиционные принципы землеустройства, содержащиеся в учебниках, сформулированы с учетом изложенных требований: соблюдение общенародных интересов и земельных законов, приоритет охраны природы и сельскохозяйственного производства, соответствие между устройствами земли и организацией производства, перспективность проектных решений, учет природных и экономических условий.
Принципы прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориальных образований развивают указанные положения, приобретая при этом некоторый «системный» характер:
1. Основной принцип прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориальных образований основывается на положении статьи 1 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле, как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; главном средстве производстве в сельском и лесном хозяйстве; и, одновременно, как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Это принцип системности, т.е. учета всех факторов землепользования, функций земли.
2. Объективность и обоснованность. Схема землеустройства в идеале должна быть вневедомственным документом: исходная информация и ее анализ отражают реальную ситуацию, прогноз всегда строго научный, а проектные решения принимаются на основе наиболее эффективного научно-методического обеспечения;
3. Реальность осуществления. Всегда должна существовать принципиальная возможность реализации намеченного схемой;
4. Динамичность явлений. Анализ использования земельных ресурсов и перспективный баланс дается в динамике за прошедшие годы и на планируемый период;
5. Принцип вертикальной и горизонтальной связи. Должны соблюдаться преемственность и взаимосвязь как различных уровней планирования использования земель (от основных направлений по стране до схемы землеустройства муниципального образования и далее до конкретных проектов и мероприятий по их реализации), так и различных прогнозных и проектных документов всех ведомств и органов управления, связанных с проблемами землепользования;
6. Вариантность. Разработка различных вариантов планирования в условиях неопределенности будущей среды объекта планирования;
7. Непрерывность. Корректировка планов по мере поступления новых данных;
8. Территориальная непрерывность. Перспективное планирование землепользования должно проводиться на всей территории субъекта РФ;
9. Рентабельность. Повышение экономической эффективности использования земельных ресурсов.
Принципы прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориальных образований определяют требования, которые необходимо выполнять в процессе планирования использования земель и их охраны:
‑ соблюдение приоритета охраны земли как важного компонента природы и средства производства перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;
‑ соблюдение приоритета охраны жизни и здоровья человека при осуществлении деятельности по использованию и охране земель, предотвращение негативного воздействия на здоровье человека;
‑ изъятие земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, особо охраняемых территорий и объектов для иных целей ограничивается в порядке, установленном федеральными законами;
‑ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования;
- проведение районирования территории региона как способ выявления территориальных различий земель по эколого-хозяйственным, ландшафтным, агроэкологическим признакам;
‑ проведение разграничения государственной собственности на землю;
- учет тенденций и направлений в использовании земель и их охране, определяемых характером земельных отношений в административно-территориальном образовании и темпами развития экономики на его территории;
- согласованное ведение процесса прогнозирования, планирования и организации использования и охраны земель административно-территориальных образований в землеустроительных, градостроительных и природоохранных документах;
- экономия финансовых, материальных и трудовых ресурсов при осуществлении земельных преобразований;
- эффективное и полное использование природного и экономического потенциала административно-территориальных образований.
Вопросы для самопроверки
1. Какие объективные предпосылки обусловили появление прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориальных образований?
2. Назовите задачи, решаемые с помощью прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориальных образований?
3. В чем заключается правовое обеспечение прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориальных образований?
4. Что связывает дисциплину "Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований" с другими учебными дисциплинами?
5. Перечислите принципы и требования прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориальных образований и объясните их содержание.
Тема 2. Методические основы прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориальных образований
1. Предмет и методы прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориальных образований
Предметом землеустроительной науки является изучение закономерностей планирования и организации использования и охраны земель, их устройства в отраслях экономики и природопользования, в границах территорий, земельных участков и хозяйств.
Если при землеустроительном проектировании изучаются закономерности разработки и обоснования проектов землеустройства, то при прогнозировании, планировании и организации территории административно-территориальных образований изучаются закономерности разработки и обоснования схем землеустройства территории страны, субъектов РФ, регионов, муниципальных образований и т.д. для целей их социально-экономического развития.
Вопросы методических подходов при планировании рационального использования земель и их охраны изучались целым рядом ученых в области землеустройства и сельского хозяйства.
Были предложены такие методы, как балансовый, нормативный, программно-целевой, поисковый, расчетно-конструктивный, экстраполяции, экономико-статистический, экономико-математический, природно-сельскохозяйственного районирования, экспертных оценок и другие.
С помощью этих методов решаются различные задачи прогнозирования и планирования рационального использования земель, которые были представлены выше.
Балансовый метод широко используется в практике учета, отчетности и оценки землепользования, так как он координирует и увязывает все показатели, характеризующие состав, соотношение земельных угодий и производимые на них продукты питания. Этот метод может применяться при определении по периодам динамики перераспределения земель по категориям и угодьям.
При нормативном методе планирования определяются пути и сроки достижения перспективного состояния использовании земель на основе заранее заданных норм. Сегодня этот метод также может быть использован при определении потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики, строительства новых или реконструкции существующих объектов промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, которая устанавливается по прогнозным показателям строительства или реконструкции объектов и сооружений, по укрупненным нормативам землеемкости, разработанных с учетом ожидаемых отраслевых тенденций научно-технического прогресса.
При прогнозировании и планировании использования земельных ресурсов распространены методы экстраполяции, при которых изучаются сложившиеся в прошлом и настоящем устойчивые тенденции землепользования и переносят их на будущее.
Также широко в настоящее время, особенно при территориальном планировании, применяются методы экспертных оценок для определения перспектив развития и совершенствования административно-территориального деления, выявления потенциальных резервов освоения новых и воспроизводства существующих угодий, определения видов и местоположения объектов инфраструктуры на основе опыта и аналогии с хорошо известными исходными явлениями и процессами состояния земельного фонда в регионе.
Следует отметить, что только выше перечисленными методами непросто решить все задачи планирования и прогнозирования использования земель целого региона на длительную перспективу.
Так, нормативный метод сложно применить к расчету площадей категорий земель за исключением земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначения, так как предполагает разработку дополнительных масштабных демографических, экономических, технических и других специальных прогнозов, что соответственно усложнит составление собственного прогноза использования земельных ресурсов.
Метод экстраполяции более условный, не всегда учитывает меняющиеся условия воспроизводства, в результатах прогнозирования проявляется эффект инерционности.
Поэтому для повышения научного уровня и качества разрабатываемых мероприятий схемы землеустройства в значительной мере необходимо использовать также программно-целевые, расчетно-конструктивные методы и методы экономико-статистического и экономико-математического моделирования.
При программно-целевых методах планирования использования земель ставится цель развития и разрабатывается программа использования земельных ресурсов, содержащая систему программных приоритетов. Эти методы позволяют предварительно определить состав и желательные уровни использования земли. В этом случае прогноз ведется от будущего к настоящему, т.е. определяются земельные ресурсы для реализации цели прогнозирования.
В настоящее время разработан, утвержден и реализуется Приоритетный Национальный проект «Развитие АПК в России», а также такие программы в области землепользования, как«Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы», «Воспроизводство и использование природных ресурсов» на 2012-2020 годы»и другие.
С помощью этого метода предлагается формирование земельных фондов различного целевого назначения: фонды сельскохозяйственных угодий, достаточные для производства необходимого объема валовой и товарной продукции, фонды земель для обеспечения жилищного и общественно-делового строительства, фонды для консервации и резервирования земель, фонды перераспределения земель и иные специальные фонды для обеспечения земельными участками граждан и юридических лиц в целях развития садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, при расселении беженцев, военнослужащих, продажи на конкурсах и аукционах и других целей.
Применение расчетно-конструктивного метода заключается в поиске экономически эффектного решения путем рассмотрения и анализа реальных альтернатив с разработкой различных вариантов технико-экономических показателей, матери