Предложение и спрос на услуги врача

Предложение и спрос на услуги врача - student2.ru Экономисты и разработчики политики в области здравоохранения попытались определить влияние недавнего увеличения численности врачей на равновесную цену их услуг.

Базисная модель предложения и спроса предсказывает, что увеличение предложения любого данного продукта или услуги снизит равновесную цену и повысит равновесное количество этого продукта или услуги. За последнее два десятилетия число врачей увеличивалось намного быстрее, чем численность населения. Сократились ли — по сравнению с другими ценами — гонорары врачей в связи с резким ростом числа врачей и усиливающейся конкуренцией между ними?

При прочих равных условиях, рост предложения услуг врачей должен сократить их гонорары и увеличить количество оказываемых медицинских услуг. Однако "прочие условия" не оставались неизменными. Несколько детерминант спроса на услуги врачей усложняли картину, претерпев резкие изменения в течение двух последних десятилетий. Уровень частых доходов людей неуклонно повышался, продолжительность жизни увеличивалась, я население старело, возросло число людей, на которых распространяются правительственные программы обеспечения медицинской помощью бедных я престарелых, постоянно увеличивалось число рабочих, получающих медицинское обслуживание на основе программ медицинского страхования, осуществляемых предприятиями. Каждый из этих факторов вел к повышению спроса на врачебные услуги.

На стороне спроса может действовать еще одни фактор. Экономическая теория утверждает, что предложение я спрос на любой данный продукт не находятся в прямой зависимости друг от друга. Иными словами, факторы, обусловливающие сдвиг кривой предложения, отличаются от факторов, вызывающих сдвиг кривой спроса. Однако в отношения сферы врачебных услуг ряд исследователей выдвинул "гипотезу изменения спроса", которая предполагает, что врачи способны своими диагнозами и рекомендациями повысить

спрос на их услуги. Утверждается, в частности, что увеличение численности врачей ведет к повышению спроса на медицинские услуги.

Недавняя эмпирическая проверка этой гипотезы в применении к хирургам ее подтвердила. Общий вывод из указанного исследования таков:

Там, где число хирургов больше, спрос на операции возрастает. При прочих равных условиях, 10-процентное превышение доли числа хирургов в численности населения приводит к увеличению на 3% количества операций и повышению гонорара за них[10].

Отметим, что рост числа хирургов в данном географическом районе может привести к повышению гонорара за услуги хирургов лишь в том случае, если увеличится спрос на эти услуги.

Станут ли повышающие спрос факторы — рост доходов, все более широкий охват медицинским страхованием и форсирование спроса на их услуга самими врачами — еще больше увеличивать число врачей и равновесную цену на их
услуги? Можно ли ожидать, что средний уровень заработков врачей повысится в следующем десятилетии? Появляющиеся данные указывают на то, что ответ на оба вопроса может быть отрицательным. В последнее время уже отмечается борьба возрастающего числа врачей за клиентуру, а "ценовая конкуренция" и снижение гонораров превратились в обычное явление. Многие врачи стали отказываться от частной практики и наниматься на службу я прибыльные корпорации, обеспечивающие медицинское обслуживание своим работникам, или в многочисленные организации здравоохранения. И действительно, недавнее исследование этой проблемы пришло к заключению, что обостряющаяся конкуренция среди быстро увеличивающегося числа врачей снизила их реальный доход за период после 1965 г. в пределах от 19 до 45%.

Вывод: факторы, повышающие спрос на услуги врачей, включая приписываемое им самим форсирование спроса, не могут дать им возможность компенсировать отрицательный эффект увеличения предложения их услуг в результате роста числа врачей.



[1] Применяя это определение к рынку ресурсов, просто подставьте вместо слова "продукт" слово ресурс" и вместо слова "потребители" слово "предприятия".

[2] Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной — это экономическая традиция. Математик поместил бы цену на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая переменная (см. приложение к главе 1).

[3] Под неценовыми детерминантами мы подразумеваем другие факторы, помимо цены на рассматриваемый конкретный продукт Мы впоследствии выясним, что изменение цен на другие продукты способно повлиять на спрос на конкретный продукт

[4] Заметьте, что потребитель передвигается вверх по стабильной кривой спроса на сливочное масло. Но одновременно кривая спроса на маргарин сдвигается вправо (спрос возрастает). При данном объеме предложения маргарина сдвиг кривой вправо означает, что сбыт его увеличится, а цена на него также повысится.

[5] И здесь заметим, что, когда спрос на бензин передвигается вверх по стабильной кривой спроса на него, кривая спроса на моторное масло сдвигается влево (спрос снижается). При данном объеме предложения на моторное масло это снижение спроса на него приведет и к сокращению его сбыта, и к уменьшению цены на него.

[6] Когда речь идет о ресурсном рынке, ваше определение понятия "предложение" гласит: шкала, показывающая разные количества ресурсов, которые его собственники желают предложить к продаже на рынке по каждой возможной цене из данного рада цен в течение определенного периода времени.

[7] Вглавах 24 и 25 дано более глубокое объяснение связи между издержками производства и предложением продукта.

[8] Разумеется, существует много возможных цен; ваш пример показывает лишь пять из них.

[9] Некоторые преподаватели могут по своему усмотрению опустить этот раздел

[10] Victor R Fuchs The Health Economy Cambridge, Mass Harvard University Press, 1986 P 147

Наши рекомендации