Назовите элементы иска. В чем состоит значение элементов иска?

Сформулируйте понятие и изложите меры по обеспечению иска.

Обеспечение иска –это определенные принудительные меры, применяемые судом к ответчику и выражающиеся в ограничении его права распоряжения материальным предметом спора.

Мерами по обеспечению иска согласно ст. 116 ХПК могут быть:

- наложение ареста на недвижимость или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или у других лиц;

- наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;

- запрещение ответчику совершать определенные действия;

- возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия;

- запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

- приостановление взыскания по исполнительному документу или иному документу, допускающим взыскание в бесспорном (безакцептном) порядке, в случае предъявления исков о признании таких документов не подлежащими исполнению;

- приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста;

- временное ограничение права гражданина или индивидуального предпринимателя, являющихся ответчиками, на выезд из Республики Беларусь;

- иные меры, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

В случае необходимости допускается одновременное принятие нескольких мер по обеспечению иска.

8.Сформулируйте понятие примирительной процедуры в хозяйственном процессе и раскройте их содержание.

Примирительная процедура - проведение сторонами переговоров с участием примирителя о возможности и условиях примирения по хозяйственному (экономическому) спору, возникающему из гражданских правоотношений, с целью выработки взаимоприемлемого для сторон соглашения о примирении и его последующего исполнения.

Примирительная процедура проводится в целях урегулирования спора в короткие сроки посредством примирения сторон и содействия профилактике нарушений договорных обязательств.

Задачами примирительной процедуры являются:

- обеспечение сторонам возможности самостоятельного урегулирования возникшего между ними спора путем признания и взаимного удовлетворения законных интересов и требований и достижения соглашения о примирении;

- содействие сторонам в выработке взаимоприемлемых условий разрешения спора и в сохранении между ними партнерских деловых отношений.

+ !!!в «Содержание примирит.процедуры» можно добавить материал из вопроса № 9 ( смотри след. вопрос)

9.Изложите требования, предъявляемые к примирителю и его полномочия. Определите порядок осуществления процедуры примирения.

Примиритель может быть назначен в хозяйственном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций и на стадии исполнительного производства по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе хозяйственного суда.

Требования к примирителю: Примиритель назначается из числа лиц, занимающих государственную должность в хозяйственном суде, либо из числа иных лиц, привлекаемых на договорной основе, обладающих квалификацией, отвечающей существу возникшего конфликта. Перечень иных лиц и условия их привлечения устанавливаются Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. +

О назначении примирителя для проведения примирительной процедуры хозяйственный суд выносит определение.

Примиритель не может участвовать в проведении примирительной процедурыпри наличии оснований для отвода (ст 34 ХПК) и обязан заявить об этом хозяйственному суду. Хозяйственный суд по заявлению стороны либо примирителя выносит определение о назначении нового примирителя либо о завершении примирительной процедуры не позднее трех дней с момента поступления заявления стороны либо примирителя.

Полномочия примирителя

Примиритель вправе:

- удостоверяться в полномочиях представителей сторон на участие в примирительной процедуре и заключение соглашения о примирении;

- знакомиться с материалами дела;

- изучать документы, представленные сторонами;

- предлагать сторонам представить дополнительные документы;

- получать необходимые консультации у специалистов;

- содействовать сторонам в последовательном обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам;

- давать сторонам рекомендации о скорейшем урегулировании возникших вопросов и сохранении между ними деловых связей;

- проводить индивидуальные переговоры с каждой из сторон;

- инициировать завершение примирительной процедуры.

Примиритель не вправе:

- совершать какие-либо процессуальные действия;

- давать заключение о перспективе разрешения спора в судебном заседании;

- нарушать принципы примирительной процедуры.

Порядок осуществления процедуры:

┌───────────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┐

│1-й этап. Назначение примирителя. ├───>│В суде первой инстанции │

│В соответствии ч. 3 ст. 156 ХПК │ └─────────────────────────┘

│хозяйственный суд выносит определение о│ ┌─────────────────────────┐

│назначении примирителя для проведения ├───>│В суде апелляционной, │

│примирительной процедуры. │ │кассационной инстанции │

│Примечание 1 ├─┐ └─────────────────────────┘

└──────┬─────────────────────────┬──────┘ │ ┌─────────────────────────┐

│ │ └─>│На стадии исполнительного│

\/ \/ │производства │

┌────────────────────┐ ┌───────────────────┐ └─────────────────────────┘

│По ходатайству одной│ │По инициативе │

│или обеих сторон │ ┌─┤хозяйственного суда├─┐

└─────────┬──────────┘ │ └───────────────────┘ │

│ │ │

│ \/ \/

│ ┌───────────┐ ┌───────────────────┐ ┌─────────────────────┐

│ │Стороны не │ │Стороны представили│ │Хозяйственный суд │

│ │представили│ │возражения в ├─>│выносит определение │

│ │возражения │ │течение семи дней │ │об отмене определения│

│ └───────┬───┘ └───────────────────┘ └─────────────────────┘

│ │

\/ \/

┌──────────────────────────────────────────┐

│2-й этап. Проведение процедуры примирения.│

│Примиритель при проведении процедуры │

│примирения осуществляет свои полномочия и│

│руководствуется в своей работе принципами │

│в соответствии со статьями 154, 155 ХПК. │

│Примечание 2 │

└───────────────────┬──────────────────────┘

\/

┌──────────────────────────────────────────┐

┌──┤3-й этап. Завершение процедуры примирения.├─────────────┐

│ │Примечание 1 (смотри ниже) │ │

│ └────────────┬──────────────────────────┬──┘ │

│ │ │ │

│ \/ \/ │

│ ┌─────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┐ │

│ │Недостижение примирения │ │Достижение примирения │ │

│ └────────────┬────────────┘ └───────────┬─────────────┘ │

│ │ │ │

│ \/ \/ │

│ ┌─────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┐ │

│ │Хозяйственный суд выносит│ │В соответствии со ст. 157│ │

└─>│определение о завершении │ │ХПК примиритель оказывает│<─┘

│примирительной процедуры │ │сторонам помощь в │

│(ст. 157 ХПК) │ │составлении соглашения │

└─────────────────────────┘ └─────────────────────────┘

Важно (сроки проведения примерительной процедуры): Примирительная процедура проводится в сроки, установленные статьей 156-1 ХПК, а именно: не более одного месяца в суде первой инстанции, в суде кассационной инстанции и на стадии исполнительного производства; не более 15 дней в суде апелляционной инстанции.

Примечание 1.В соответствии со ст. 157 ХПК примирительная процедура завершается:

- при достижении примирения и заключении соглашения о примирении.

Если стороны достигли примирения по всем или отдельным требованиям, примиритель оказывает им помощь в составлении соглашения о примирении, в котором фиксируются согласованные позиции сторон. Соглашение о примирении удостоверяется подписями сторон и утверждается определением хозяйственного суда. При заключении соглашения о примирении стороны могут предусмотреть в нем: заключение между сторонами мирового соглашения; отказ истца от иска в целом или его части; признание ответчиком иска в целом или его части; заключение между сторонами нового договора;

- при недостижении примирения по заявлению одной или обеих сторон либо по уведомлению примирителя.

Хозяйственный суд выносит определение о завершении примирительной процедуры не позднее трех дней с момента поступления заявления одной или обеих сторон либо уведомления примирителя.

Если в исполнительном производстве стороны не достигли примирения, исполнительный документ подлежит исполнению.

10.Определите содержание и порядок заключения, утверждения и исполнения мирового соглашения.

Заключение мирового соглашения

Мировым соглашением является соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии судопроизводства в хозяйственном суде, а также при достижении примирения.

Мировое соглашение может быть заключено по любому делу, вытекающему из гражданских правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Мировое соглашение не может быть направлено против прав и законных интересов других лиц либо противоречить законодательству.

Форма и содержание мирового соглашения

Мировое соглашение заключается сторонами в письменной форме и подписывается ими или их представителями. Представитель вправе заключить мировое соглашение при наличии на это полномочия, специально предусмотренного в доверенности.

Мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, размере и сроках выполнения обязательств друг перед другом либо одной стороной перед другой, а также о последствиях его неисполнения в добровольном порядке.

Мировое соглашение может также содержать условия о (об):

· отсрочке или рассрочке выполнения обязательств;

· уступке права требования;

· признании долга или уменьшении его размера;

· удовлетворении требований иными способами, не противоречащими законодательству.

В мировом соглашении может быть предусмотрено распределение судебных расходов между сторонами, его заключившими. Один экземпляр мирового соглашения представляется в хозяйственный суд и приобщается к материалам дела.

Решение – стст. 190-212 ХПК

Хозяйственно-процессуальный закон определяет следующие виды судебных актов, которые выносятся в рамках хозяйственного судопроизводства первой инстанции: 1) определение; 2) решение.

Решение хозяйственного суда. При разрешении спора по существу хозяйственный суд первой инстанции принимает решения (ст. 190 ХПК). Решение хозяйственного суда принимается именем Республики Беларусь. Оно должно быть законным и обоснованным.

Хозяйственный суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в заседании, и принимает его после окончания разбирательства дела в судебном заседании. Хозяйственный суд решает вопросы, необходимые для принятия решения, составляет текст решения, принимает и подписывает решение в совещательной комнате в условиях, обеспечивающих соблюдение тайны совещания судей. В совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав хозяйственного суда, рассматривающего дело. При рассмотрении дела коллегиальным составом хозяйственного суда решение принимается большинством голосов судей. Судья хозяйственного суда не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии решения, о позиции отдельных судей, входящих в состав хозяйственного суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.

Статья 191 ХПК. Вопросы, решаемые при принятии решения

При принятии решения хозяйственный суд:

оценивает доказательства;

определяет, какие имеющие значение для дела обстоятельства установлены и какие не установлены;

решает, на основании каких законов или иных нормативных правовых актов подлежит разрешению данный спор;

устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле;

решает, подлежит иск удовлетворению или не подлежит;

распределяет судебные расходы.

При принятии решения хозяйственный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска, об обеспечении исполнения решения (при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения), о распоряжении вещественными доказательствами, находящимися в суде, а также иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства.

Решение хозяйственного суда излагается в виде отдельного документа и должно быть написано от руки или выполнено с помощью технических средств. В случаях, когда мотивировочная часть решения составлена не в совещательной комнате, она должна быть изложена в виде отдельного документа и содержать указание на решение, в отношении которого составлена.

В решении хозяйственного суда должны быть указаны мотивы его принятия. Решение должно быть изложено на языке, понятном для лиц, участвующих в деле, и других лиц.

Решение хозяйственного суда подписывается судьей хозяйственного суда, а в случае рассмотрения дела коллегиальным составом хозяйственного суда - всеми судьями, участвовавшими в принятии решения, в том числе судьей, имеющим особое мнение.

Исправления в решении хозяйственного суда должны быть оговорены и удостоверены подписями всех судей в совещательной комнате до его объявления.

Решение хозяйственного суда оформляется в одном экземпляре и приобщается к делу.

Решение хозяйственного суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Во вводной части решения хозяйственного суда указываются наименование и состав хозяйственного суда, принявшего решение; наименование и номер дела; дата и место вынесения решения; фамилии, собственные имена, отчества (наименования) лиц, участвующих в деле; предмет спора; фамилии и инициалы присутствующих в заседании лиц с указанием их полномочий; фамилия и инициалы лица, которое вело протокол судебного заседания.

Описательная часть решения хозяйственного суда должна содержать краткое изложение искового заявления, отзыва на него, других объяснений. Включение в описательную часть заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле, обязательно только в случаях, если они сделаны по сути дела и влияют на рассмотрение дела по существу.

В описательной части решения хозяйственного суда указывается об изменении истцом основания, предмета или размера иска, о признании или непризнании иска ответчиком.

Мотивировочная часть решения хозяйственного суда составляется:

· по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);

· по делам о признании недействительным (в целом или части) ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

· если лицом, участвующим в деле, является иностранное лицо;

· если настоящим Кодексом установлено, что решение не подлежит обжалованию (опротестованию) в апелляционном порядке;

· в связи с обжалованием (опротестованием) решения в апелляционном порядке;

· при рассмотрении дел, направленных на новое рассмотрение хозяйственным судом кассационной или надзорной инстанции;

· по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов); о защите деловой репутации; о признании оспариваемой сделки недействительной; об установлении факта ничтожности сделки; о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

· в иных случаях - по письменному заявлению лиц, участвующих в деле, которое может быть подано до удаления суда в совещательную комнату или в течение десяти дней со дня оглашения решения.

В мотивировочной части решения хозяйственного суда указываются:

ü обстоятельства дела, установленные хозяйственным судом;

ü доказательства, на которых основаны выводы хозяйственного суда об этих обстоятельствах;

ü доводы, по которым хозяйственный суд отклоняет те или иные доказательства и не применяет законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;

ü акты законодательства, которыми суд руководствовался при принятии решения.

Резолютивная часть решения хозяйственного суда должна содержать выводы об удовлетворении каждого заявленного требования в целом или его части или об отказе в удовлетворении.

В резолютивной части решения хозяйственного суда также указываются сведения о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов, право на обжалование и срок обжалования решения.

При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения хозяйственного суда указывается сумма, подлежащая взысканию в результате зачета в целом или части.

В решении хозяйственного суда должно быть указано о применении закона и права по аналогии.

При участии в деле нескольких истцов и ответчиков в решении хозяйственного суда указывается, как разрешен спор в отношении каждого из них.

Если хозяйственный суд устанавливает порядок исполнения решения или принимает меры по обеспечению его исполнения, об этом также указывается в решении хозяйственного суда.

Принятие хозяйственным судом условных и альтернативных решений не допускается.

При отсутствии в решении хозяйственного суда мотивировочной части в нем должны содержаться вводная, описательная и резолютивная части. В этом случае описательная часть должна содержать указание обстоятельств дела, установленных хозяйственным судом, и ссылки на акты законодательства, которыми суд руководствовался при принятии решения.

Решение хозяйственного суда после его принятия объявляется судьей хозяйственного суда (председательствующим в судебном заседании) в том же судебном заседании, в котором заканчивается рассмотрение дела. В необходимых случаях составление мотивированного решения хозяйственного суда может быть отложено на срок не более пяти дней со дня удаления хозяйственного суда в совещательную комнату.

При отсутствии в решении хозяйственного суда мотивировочной части хозяйственный суд оглашает его резолютивную часть.

Резолютивная часть решения хозяйственного суда объявляется в том же судебном заседании, в котором заканчивается рассмотрение дела. Одновременно судья хозяйственного суда (председательствующий в судебном заседании) объявляет, когда лица, участвующие в деле, могут ознакомиться с мотивированным решением, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Объявленная резолютивная часть решения хозяйственного суда должна быть подписана судьей (судьями) хозяйственного суда и приобщена к делу.

Судья хозяйственного суда (председательствующий в судебном заседании) разъясняет порядок и срок обжалования (опротестования) решения хозяйственного суда, порядок и срок представления замечаний на протокол судебного заседания.

Решение хозяйственного суда может быть опубликовано в порядке, установленном законодательными актами.

Решение хозяйственного суда первой инстанции, если иное не установлено законодательством, вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение хозяйственного суда, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления хозяйственным судом апелляционной инстанции.

Решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вступает в законную силу с момента его объявления в судебном заседании.

Назовите элементы иска. В чем состоит значение элементов иска?

Каждый иск имеет составные части, которыми раскрывается его содержание. Элементы иска характеризуют также правовую природу

Элементы иска:

1) Предмет иска - это то, в отношении чего истец добивается у хозяйственного суда защиты, (т.е. что он просит ему присудить, признать или изменить). Это конкретное материально-правовое требование истца к ответчику, которое вытекает из спорного правоотношения. В законе говорится, что в исковом заявлении должно содержаться требование истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам – к каждому из них.

2) Основание иска - это те фактические данные, из которых истец выводит свои исковые требования. Это те юридические факты, на которых истец основывает своё материально-правовое требование (они должны быть указаны в иске) к ответчику.

В науке иногда рассматривают также содержание иска как вид судебной защиты, которой добивается истец (например, присудить ответчика к совершению определенного действия или воздержаться от него). Однако ни законодательство, ни практика не выделяют содержание иска как самостоятельный элемент, а тождество определяется по двум элементам – предмету и основанию.

Помимо предмета иска, существует так называемый материальный объект спора, которым может быть конкретная вещь, предмет, денежная сумма, подлежащая передаче, взысканию. Материальный объект спора входит в предмет иска. В частности, когда речь идет об увеличении или уменьшении размера исковых требований, то изменяется количественная сторона материального объекта спора, а не предмет иска.

Как правило, основание иска – это сложный фактический состав, поскольку трудно представить себе, что основание иска состоит из одного юридического факта, из которого вытекает требование истца к ответчику. Эти юридические факты, фактические обстоятельства составляют фактическое основание иска.

Юридические факты, составляющие основание иска, как правило, следует искать в гипотезе правовой нормы, подлежащей применению при разрешении конкретного спора в суде.

В процессуальной теории факты, входящие в основание иска, традиционно подразделяются на следующие три группы. В первую входят факты, непосредственно правопроизводящие, из которых непосредственно вытекает требование истца. Вторую группу составляют факты активной и пассивной легитимации, посредством установления которых определяется надлежащий характер сторон в хозяйственном процессе. Различаются факты, указывающие на связь требования с определенным субъектом, заявившим это требование, т.е. с истцом (факты активной легитимации), и факты, указывающие на связь определенной обязанности с ответчиком (факты пассивной легитимации). Отсюда вытекает институт замены ненадлежащего ответчика. К третьей группе относятся факты повода к иску – это факты, доказывающие необходимость предъявления иска (например, ссылка на отказ добровольно исполнить свою обязанность должником). Факты повода к иску по общему правилу истцом не доказываются. Их существование презюмируется, а ответчику предоставляется возможность опровергать их существование.

Кроме фактического основания иска, важное значение имеет правовое основание иска. Правовое основание иска – это норма материального права, подлежащая применению при рассмотрении конкретного спора в суде.

Значение элементов иска состоит в том, что они индивидуализируют иск, позволяют отличить его от других, сходных исков, например тождественных. Тождественными называются иски между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Тождественный иск не может быть рассмотрен судом дважды. Основание иска определяет предмет доказывания, устанавливая пределы обязанности истца по доказыванию фактов, на которые он ссылается в обоснование своих требований.

2.Назовите критерии классификации исков в хозяйственном процессе. Приведите примеры исков о признании и исков о присуждении.

Существует материально-правовая и процессуально-правовая классификация исков.

Материально-правовая классификация исков. В зависимости от характера спорного материального правоотношения по отраслям и институтам гражданского, административного, налогового и других отраслей права выделяются иски, возникающие из гражданских, административных, налоговых, земельных и иных правоотношений. Каждый вид иска, например из гражданских правоотношений, подразделяется на иски из обязательственных правоотношений, из причинения внедоговорного вреда и т.д. Иски из обязательственных правоотношений, в свою очередь, подразделяются на иски из договоров купли-продажи, мены, хранения и т.д. Материально-правовая классификация исков позволяет правильно определить направление и объем судебной защиты, подведомственность спора и его субъектный состав, а также выявить специфику процессуальных особенностей данного спора.

По процессуально-правовому критерию иски классифицируются на иски о признании, о присуждении, преобразовательные иски.

Виды исков:

1) О признании – это требование лица, направленное на подтверждение судом наличия и отсутствия определенных правоотношений между истцом и ответчиком.

2) О присуждении – содержат требования суду обязать ответчика совершить определенные действия и воздержаться от них (например, истребовать имущество из чужого незаконного владения).

Назначение исков о признании состоит в том, чтобы устранить спорность и неопределенность права. Ответчик в случае предъявления к нему иска о признании не понуждается к совершению каких-либо действий в пользу истца.

В теории иски о признании называются исками установительными, поскольку по ним, как правило, задача суда заключается в том, чтобы установить наличие или отсутствие спорного права. Иски о признании могут служить средством установления не только спорного права, но и спорной обязанности.

Данные иски подразделяются на два вида: на положительные и отрицательные иски.

Иск о признании положительный:

* направлен на подтверждение наличия правоотношения (например, признание права собственности)

* основания иска – факты, с которыми истец связывает возникновение спорного правоотношения.

Иск о признании отрицательный:

* предмет – правовое требование истца к ответчику, в котором содержится требование призвать отсутствие правоотношений между сторонами (например, признать сделку недействительной)

* основание – факты, в силу которых спорное правоотношение, по утверждению истца, отсутствует

Наиболее распространенными в судебной практике являются иски о присуждении. Характерная особенность исков о присуждении состоит в том, что в них происходит соединение двух требований: о признании спорного права с последующим требованием о присуждении ответчика к выполнению обязанности. Основание иска о присуждении составляют юридические факты, свидетельствующие о возникновении права (например, факт заключения сделки), и факты, свидетельствующие о том, что это право нарушено (истечение срока и невыполнение обязательств).

Иск о присуждении может быть направлен и на то, чтобы ответчик воздержался от действий, нарушающих права истца. Такие иски называются исками о воспрещении.

Предметом иска о присуждении является материально-правовое требование истца, направленное на присуждение ответчика к совершению какого-либо действия в пользу истца или на воздержание от совершения какого-либо действия.

С позиции анализа категорий «оспариваемого» и «нарушенного» права, а также этимологического значения понятия защиты права можно сделать вывод, что исками о признании защищается только оспариваемое право, а исками о присуждении – только нарушенное.

В теории процессуального права в последние годы выделяют также некоторые другие виды исков, например, групповые, косвенные, превентивные (предупредительные), иски в защиту неопределенного круга лиц. Основой для классификации данных исков, по мнению некоторых ученых, является характер защищаемых интересов.

Термин «групповые иски» является общим определением целой группы исков, к числу которых могут быть отнесены иски о защите многочисленной группы истцов (групповые иски представителей), иски к многочисленной группе ответчиков, косвенные (производные) иски, иски в защиту неопределенного круга лиц.

Групповой иск представляет собой своеобразный синтез двух процессуальных понятий – соучастия и представительства.

Косвенные (производные) иски могут быть отнесены к категории групповых исков, по признаку защиты многочисленной группы акционеров, но вместе с тем являются самостоятельным видом иска, выделяемым по характеру прямой защиты интереса корпорации (акционерного общества) и косвенной защиты интересов множества ее акционеров.

Вспомним, что вместе с позитивными тенденциями, связанными с изменением форм собственности и образованием юридических лиц, в которых функции собственности и управления разделены, появились и негативные. По объективным причинам государство не всегда вмешивается в сферу гражданского оборота, следовательно, учредители (участники) хозяйственных обществ должны сами следить за соблюдением своих имущественных прав. Действенным средством их защиты стал косвенный иск. Особенность такого способа защиты состоит в том, что правом на предъявление такого иска наделяются лица, которым не принадлежит имущественное требование, составляющее предмет судебного производства, в то время как согласно ст. 6 ХПК в хозяйственный суд вправе обращаться лица в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Однако смысл косвенного иска и заключается в том, что лицо, его заявляющее, защищает свои интересы, но не прямо, а опосредованно, путем предъявления иска в защиту другого лица.

Иск в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц представляет собой предъявляемое прокурором, государственными органами, органами местного управления и самоуправления, общественными объединениями требование в защиту прав и законных интересов многочисленной группы лиц, общность которой обусловлена наличием одного и того же ответчика, единством заявляемых требований, тождеством предмета и основания заявления, предмета доказывания, а также наличием общего способа защиты судом нарушенных прав; круг лиц, в интересах которых предъявляется иск (заявление), численно и персонально не определен, но является столь многочисленным, что делает невозможным установление и привлечение к участию в деле всех потенциальных истцов (заявителей). Процесс по данному иску направлен на установление противоправного характера деятельности ответчика и принятие соответствующего решения публично-правового характера. Цель иска (заявления) в защиту неопределенного круга лиц состоит в том, чтобы в судебном порядке установить сам факт массового нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц со стороны определенного ответчика. Неопределенность заключается именно в сложности индивидуализировать всех пострадавших. Однако существующие трудности в определении количественной и персональной численности пострадавших от правонарушения не должны рассматриваться как основополагающий критерий в подходе к определению механизма, используемого для защиты публичных интересов. Более того, несмотря на численную неопределенность, сам круг пострадавших может быть определен и по другим критериям.

Если исходить из того, что иск (заявление) в защиту неопределенного круга лиц является разновидностью группового иска (заявления), то данный иск можно было бы обозначить как публичный групповой иск, исходя из того, что главное его назначение – защита публичных интересов большого числа пострадавших.

Иски, возбуждаемые в защиту публично-правовых интересов, рассматриваются в науке как самостоятельный вид иска, в возбуждении которых основную роль выполняют государственные органы и органы местного управления и самоуправления, а также прокурор. Для обращения в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспоренных прав, свобод или охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, публично-правовых интересов согласие истца (потенциальных, неперсонифицированных истцов) не требуется. Органы вправе обращаться с иском в суд не только в защиту публично-правовых интересов, но и частных интересов конкретных участников гражданского оборота, связанных с общественными. Согласие истца на предъявление органом иска в суд не требуется, так как правозащитная деятельность органа направлена в первую очередь на защиту интересов государства и общества.

Практический интерес пр<

Наши рекомендации