Внимательно рассмотри слова. Вдумайся в их смысл. Можно ли в каждом слове увидеть корень, из которого оно «выросло»?
От автора
Данное пособие разработано на основании анализа трудностей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько собственно ошибок, сколько их глубинных причин.
Ошибки многих учеников в поиске корня слова часто бывают обусловлены особенностями восприятия и понимания детьми самого определения этого понятия. Оно состоит из двух признаков: во-первых, корень — это общая (одинаковая) часть группы слов, во-вторых, эти слова должны быть родственными (близкими по смыслу). Дети с их пока ещё незрелым мышлением часто опираются лишь на один признак—либо на похожесть части слова, либо на смысл. Поэтому при выделении корня одни дети объединяют слова желать, пожелтеть, верба, верблюд и т. п. А другие считают родственными слова зима, перезимовать, замёрз-нуть и т. п. Играет свою роль и не слишком обширный словарный запас детей, который не позволяет быстро и правильно составить гнездо родственных по корню слов.
А в основе ошибок правописания корня, как правило, лежит неумение видеть орфограмму, выполнять нужные действия проверки.
Следовательно, выделяются три задачи коррекционной работы: 1) помочь детям осмыслить сначала один признак корня (его смысловую сторону), затем — другой (буквенную схожесть), после чего соединить их в сознании учеников и научить детей при решении учебных задач направлять внимание то на один, то на другой параметр; 2) расширить и активизировать словарный запас; 3) уточнить и автоматизировать необходимые операционные действия.
Для решения первой и третьей задач упражнения в пособии выстроены в определённом технологическом порядке, который отражает пошаговое осмысление каждой операции с одновременным уточнением основных понятий корень, проверочное слово, ударный/безударный гласный и наблюдением буквенного состава корня. Очень важно в работе не нарушать их последовательности.
Для решения второй задачи акцент сделан не на самостоятельный подбор родственных слов, а на работу с готовыми наборами.
Технологический план и содержание работы
№ упр. | Задача упражнений ______ | стр. | |||
1-5 | Активизируют языковое чутьё, вводят ребёнка в смысловую глубину слова | 6-10 | |||
6-11 | Переключают внимание со смысла слова на буквенный состав корня, учат видеть ! его границы | 10-17 | |||
12-15 | Учат отличать однокоренные слова от синонимов | 18-21 | |||
16-24 | Помогают осмыслить чередование согласных и беглость гласных в корне | 22-29 | |||
25-31 | Учат распределять внимание между смысловым значением корня и его буквенным составом | 29-37 | |||
32-36 | Помогают осмыслить способы образования сложных слов и видеть в них исходные корни | 37-41 | |||
37-39 | Являются контрольными, показывают, насколько ученик усвоил тему «корень слова» | 41-43 | |||
40-42 | Служат для уточнения понятия ударение и его смыслоразличительной роли. Они учат ребёнка произвольно переносить ударение с одного гласного звука на другой. Это умение необходимо ещё и для устранения трудностей чтения. Очень часто, читая слово, ребёнок ставит в нём неправильное ударение (например, вместо ласточка он читает ласточка) и из-за этого никак не может узнать слово, понять его смысл. Трудность заключается в том, что он не знает, как быть в этой ситуации, не подозревает о том, что ударение можно и нужно переносить, да и не умеет это делать | 44-48 | |||
43-44 | Формируют умение слышать безударные гласные [а], [и] в слове и реагировать на них как на «опасные» места | 49-54 | |||
45-48 | Уточняют понятие проверочное слово | 55-61 | |||
Помогает осмыслить последовательность действий по выбору буквы гласного звука | 61-63 | ||||
1. Как ты думаешь, какой из этих предметов наши предки называли ветрилом?
2. В каждом вопросе найди и подчеркни слово, которое подсказывает ответ на этот вопрос.
2-1. Чем пугает врагов жук-рогач? Где живут ласточки-
береговушки? Что умеет делать белка-летяга?
Что едят личинки бабочки-крапивницы и бабочки-
капустницы?
2-2. Какого цвета гриб зеленушка? Когда поёт птица зарянка?
Сколько щупалец у осьминога? Почему зверька назвали
утконосом?
2-3. С каким деревом «дружит» гриб подберёзовик? Чем
кормятся птицееды и муравьеды? Как передвигается
змея полоз? На что похожа голова у рыбы-молота?
2-4. Чем питаются птичка мухоловка и клёст-рябинник? Как
делает своё гнёздышко гусеница-листовёртка? Чем
отличается курица-пеструшка от курицы-белянки?
2-5. Что делает землеройка? Чем опасно растение болиголов?
О чём ведает (знает) медведь? Приносит ли ветер-суховей
тучи и дожди?
2-6. Что делает со своей пищей енот-полоскун, прежде чем
съесть её? Как поёт кукушка? Когда появляется на свет
птица зимородок? От кого охраняет овчарка-волкодав?
2-7. Каким становится тетерев-глухарь, когда поёт? Почему
растение назвали шиповником? Что употребляет в пищу
жук-короед? Куда лучше посадить вьюн — на клумбу
или у изгороди?
3. Попытайся догадаться, из какого слова «выросло» каждое из выделенных слов. Если будет трудно, тебе помогут слова в скобках.
осветить(рассвет, светлячок, Светлана)
садовый(рассада, садовод, посадили)
скаковая(на скаку, скакун, поскакали)
известный(известить, вестник, известие)
поговорить(разговор, говорливый, выговор)
каменный(окаменеть, каменистый, каменщик).
1 2 3
поступь звонкий смотр
идти звонит смотреть
ступать звук видеть
ступня звонок осмотреть
4 5 6
лобовой решать ясность
лобный решение объяснил
лобзик решето разъяснил
лоб решить втолковал
Лесоруб.
32-2. Глубоководный водолаз,знаменитый медовар,
потомственный сталевар,группа скалолазов, сапоги-
Скороходы.
32-3. Отважный мореплаватель, равносторонний
треугольник, головоногийосьминог, голопузый
малыш.
32-4. Гребнеобразныегоры, удачливый золотоискатель,
коротковолосаядевушка, лупоглазаялягушка,
любознательныйребёнок.
32-5. Малодоходныймагазин, новомодныйтанец,
многодетнаясемья, старый огнетушитель,
однодневныйпоход.
32-6. Планетоходна Марсе, водолечебныйкабинет,
продукты с птицефабрики, саблезубыйтигр,
самодовольныйчеловек, заниматься
словотворчеством.
33. Попытайся определить, из каких слов образовались выделенные слова.
33-1. Бабушкина электромясорубка,посетили
гидроэлектростанцию,проводили аэрофотосъёмку.
33-2.Верхнекрасносельскаяулица, средиземноморские
курорты, городской телерадиоцентр.
А или о?
47-10. Раздавать подарки, с под...чи вратаря, по-д...вать чай,
отд...ть учебник, зад...вали загадки, трудная зад...ча.
47-11. Пр...стой хлеб, пр...сто повернись, упростить выражение,
пр...стенькое колечко, пр...стоватый чудак, запр...сто
прийти в гости.
47-12. Резкий ск...чок, ск...чет на лошади, быстро поск...кал,
длинные ск...чки, отличный ск...кун, красная ск...калка,
поск...чем вместе.
47-13. Пл...довый сад, душистый пл...д, хорош пл...дится,
крохотный пл...дик, беспл...дна, яблоня, быстро
распл...дились, пл...довитый куст.
47-14. Зап...сать на зиму, делать прип...сы, за п...сливый хомяк,
записаться впрок, запас ной игрок.
47-15. Добрые сл...ва, сл...весное рисование, рас сказал
досл...вно, бессл...весный помощник знакомое сл...во,
пышные сл...веса, сл...вар ная работа.
47-16. Выс.кий клён, небесная выс.та, выс.чен ное здание,
небольшая выс.тка, выс.кс прыгнул, выс.коватый стул,
невыс.кий человек.
47-17. Хв...лить за старательность, расхв...ливать работу,
похв...лить от души, похвальная грамота, расхв...лить
кинофильм, хвалебная песня, похв...льно.
47-18. Зав...лить дровами, разв...ливать на части, огромный
зав...л, обв...лилась стена, сухой в...лежник,
разв...лилось на куски, горный перев...л, выв...лил на
пол, короткий привал.
48. Подумай, какое из предложенных слов является проверочным. Напиши по образцу.
Образец.
Летит по небу — лётный.
Побл...днел от страха — бледноватый, блёстки, бледность.
Б…ится темноты — больно, бойся, боязнь.
Бр...дить по траве — бродяга, бородка, бродит.
Пр...стая задача — простой, просто, пробовать.
Большой х...трец — хитрить, похитить, хитрый.
Автобус ост...новился — подставить, остановка, встать.
Забр...сал снежками — забрать, подбросил, бросать, забрался.
Ут...щил в норку — тощий, потащил, тащит, затаскивать.
Нап...лить дров — пилим, петь, напели, перепилить.
Приц...пить крючок — цыпа, ценный, зацепка, цепляет.
Зач...стил в гости — часто, чистый, зачёсывать, почаще.
Щ...пать за бока — щепка, щиплет, пощипать, щепочка.
Рассказать маме — рассказал, скок, козы, рассказ.
Нар...дить куклу — порядок, редкий, наряд, народ.
Вставь пропущенные буквы.
Расскажи по плану, как надо выполнять задание.
План действий.
1) : В трубе р...вёт ветер.
2) , и
3) Если трудно , смотри слова для справок.
3) и
4) : В трубе ветер.
49-1. Летнее солнце подн...малось над полями. Дети поб...жали
в рощу за грибами. На лугу п...стреют душистые цветы.
Слова для справок:поднимаюсь, бегуны, поднимут, бежать,
пёстрый, поднимется, пеструшка,
пробежка, пестреть.
49-2. Синичка зал...тела в избу. Ваня должен был попр...сить
книгу у товарища. За окном раздавалось щ...бетанье птиц.
Словадля справок:просьба, летать, проситель, просит,
щебечут, лётный, щебет, полетела, защебетал.
49-3. Мальчики перекупали все грядки. Котёнку было уже
т...сновато спать в коробке. У Светы кукла — просто
загл...денье.
Слова для справок:взгляд, закопанный, копался, тесный,
копать, теснота, глядит, потеснил, поглядим.
49-4. Из-за горизонта надв...галась чёрная туча. Бл...снула яркая
молния. Лена успокоила м...лыша.
Слова для справок:движение, маленький, раздвигать,
блестит, двигать, блёстки, малютка, блестящий.
49-5. Машенька пот...ряла ключи. Бабушка св...зала красивый
свитер. Хозяин заг...нял гусей в сарай.
Слова для справок:завяжем, растеряша, выгоняет, вязка,
вязать, гонит, теряет, прогонять.
49-6. Васятка пом...гал отцу ухаживать за ло шадьми. В
ч...тальном зале было тихо. Вда леке м...гал слабый
огонёк.
Словадля справок:помогать, мигнул, по могаю, читать,
прочитанный, подмигивал читатель, помощник, замигал.
49-7. Вдали на горе чернел с.сновый бор. Зап...х сирени
наполняет воздух. Нет уж больше тр...скучих морозов.
Слова для справок:сосны, пахнет, потрес-канный,
запашок, трещит, пахучий, сосёнка, затрещали.
49-8. Страницы старой книги пож...лтели от времени. С берега
в море св...лился большой камень. Мокрые л...са и п...ля
засверкали после дождя.
Слова для справок:желток, поле, изжел-та, валун,
развал, жёлтенький, лесной, валился, лес, полевой,
полёвка, лесник.
От автора
Данное пособие разработано на основании анализа трудностей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько собственно ошибок, сколько их глубинных причин.
Ошибки многих учеников в поиске корня слова часто бывают обусловлены особенностями восприятия и понимания детьми самого определения этого понятия. Оно состоит из двух признаков: во-первых, корень — это общая (одинаковая) часть группы слов, во-вторых, эти слова должны быть родственными (близкими по смыслу). Дети с их пока ещё незрелым мышлением часто опираются лишь на один признак—либо на похожесть части слова, либо на смысл. Поэтому при выделении корня одни дети объединяют слова желать, пожелтеть, верба, верблюд и т. п. А другие считают родственными слова зима, перезимовать, замёрз-нуть и т. п. Играет свою роль и не слишком обширный словарный запас детей, который не позволяет быстро и правильно составить гнездо родственных по корню слов.
А в основе ошибок правописания корня, как правило, лежит неумение видеть орфограмму, выполнять нужные действия проверки.
Следовательно, выделяются три задачи коррекционной работы: 1) помочь детям осмыслить сначала один признак корня (его смысловую сторону), затем — другой (буквенную схожесть), после чего соединить их в сознании учеников и научить детей при решении учебных задач направлять внимание то на один, то на другой параметр; 2) расширить и активизировать словарный запас; 3) уточнить и автоматизировать необходимые операционные действия.
Для решения первой и третьей задач упражнения в пособии выстроены в определённом технологическом порядке, который отражает пошаговое осмысление каждой операции с одновременным уточнением основных понятий корень, проверочное слово, ударный/безударный гласный и наблюдением буквенного состава корня. Очень важно в работе не нарушать их последовательности.
Для решения второй задачи акцент сделан не на самостоятельный подбор родственных слов, а на работу с готовыми наборами.
Технологический план и содержание работы
№ упр. | Задача упражнений ______ | стр. | |||
1-5 | Активизируют языковое чутьё, вводят ребёнка в смысловую глубину слова | 6-10 | |||
6-11 | Переключают внимание со смысла слова на буквенный состав корня, учат видеть ! его границы | 10-17 | |||
12-15 | Учат отличать однокоренные слова от синонимов | 18-21 | |||
16-24 | Помогают осмыслить чередование согласных и беглость гласных в корне | 22-29 | |||
25-31 | Учат распределять внимание между смысловым значением корня и его буквенным составом | 29-37 | |||
32-36 | Помогают осмыслить способы образования сложных слов и видеть в них исходные корни | 37-41 | |||
37-39 | Являются контрольными, показывают, насколько ученик усвоил тему «корень слова» | 41-43 | |||
40-42 | Служат для уточнения понятия ударение и его смыслоразличительной роли. Они учат ребёнка произвольно переносить ударение с одного гласного звука на другой. Это умение необходимо ещё и для устранения трудностей чтения. Очень часто, читая слово, ребёнок ставит в нём неправильное ударение (например, вместо ласточка он читает ласточка) и из-за этого никак не может узнать слово, понять его смысл. Трудность заключается в том, что он не знает, как быть в этой ситуации, не подозревает о том, что ударение можно и нужно переносить, да и не умеет это делать | 44-48 | |||
43-44 | Формируют умение слышать безударные гласные [а], [и] в слове и реагировать на них как на «опасные» места | 49-54 | |||
45-48 | Уточняют понятие проверочное слово | 55-61 | |||
Помогает осмыслить последовательность действий по выбору буквы гласного звука | 61-63 | ||||
1. Как ты думаешь, какой из этих предметов наши предки называли ветрилом?
2. В каждом вопросе найди и подчеркни слово, которое подсказывает ответ на этот вопрос.
2-1. Чем пугает врагов жук-рогач? Где живут ласточки-
береговушки? Что умеет делать белка-летяга?
Что едят личинки бабочки-крапивницы и бабочки-
капустницы?
2-2. Какого цвета гриб зеленушка? Когда поёт птица зарянка?
Сколько щупалец у осьминога? Почему зверька назвали
утконосом?
2-3. С каким деревом «дружит» гриб подберёзовик? Чем
кормятся птицееды и муравьеды? Как передвигается
змея полоз? На что похожа голова у рыбы-молота?
2-4. Чем питаются птичка мухоловка и клёст-рябинник? Как
делает своё гнёздышко гусеница-листовёртка? Чем
отличается курица-пеструшка от курицы-белянки?
2-5. Что делает землеройка? Чем опасно растение болиголов?
О чём ведает (знает) медведь? Приносит ли ветер-суховей
тучи и дожди?
2-6. Что делает со своей пищей енот-полоскун, прежде чем
съесть её? Как поёт кукушка? Когда появляется на свет
птица зимородок? От кого охраняет овчарка-волкодав?
2-7. Каким становится тетерев-глухарь, когда поёт? Почему
растение назвали шиповником? Что употребляет в пищу
жук-короед? Куда лучше посадить вьюн — на клумбу
или у изгороди?
3. Попытайся догадаться, из какого слова «выросло» каждое из выделенных слов. Если будет трудно, тебе помогут слова в скобках.
осветить(рассвет, светлячок, Светлана)
садовый(рассада, садовод, посадили)
скаковая(на скаку, скакун, поскакали)
известный(известить, вестник, известие)
поговорить(разговор, говорливый, выговор)
каменный(окаменеть, каменистый, каменщик).
Внимательно рассмотри слова. Вдумайся в их смысл. Можно ли в каждом слове увидеть корень, из которого оно «выросло»?
4-1. Грушевый, блинный, разгрузить, дождичек, слоновник,
крабовые.
4-2. Стеклянный, трусоватый, ударить, муравейник, луковая.
4-3. Крикнуть, извозчик, вредный, кукурузные, догонять,
кругом.
4-4. Плодовый, лесник, дворовая, зубастый, светильник,
разговорчивый.
4-5. Чайник, врунишка, глазной, перелёт, зеленеют, мышиная.
4-6. Сиреневый, беззаботно, подковёрный, вечерний,
застольный, грибница.
4-7. Багажник, вокзальный, дождевик, насорить, компотница,
холодно.