Сущность, виды и методы проведения коммерческих сделок
Тема 6. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
План
1. Сущность, виды и методы проведения коммерческих сделок.
2. Порядок заключения коммерческих сделок.
3. Система гражданско-правовых договоров в коммерческой деятельности предпринимателя.
4. Договор купли-продажи: преамбула, предмет договора, количество и качество товара, базисные условия, срок и дата поставки.
5. Договор купли-продажи: цена и сумма договора, условия и сроки платежа, рекламации, гарантии, форс-мажор, арбитраж.
6.. Способы обеспечения исполнения обязательств.
7. Последствия и виды ущерба при нарушении хозяйственных договоров
Тема 6. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
План
1. Сущность, виды и методы проведения коммерческих сделок.
2. Порядок заключения коммерческих сделок.
3. Система гражданско-правовых договоров в коммерческой деятельности предпринимателя.
4. Договор купли-продажи: преамбула, предмет договора, количество и качество товара, базисные условия, срок и дата поставки.
5. Договор купли-продажи: цена и сумма договора, условия и сроки платежа, рекламации, гарантии, форс-мажор, арбитраж.
6.. Способы обеспечения исполнения обязательств.
7. Последствия и виды ущерба при нарушении хозяйственных договоров
Сущность, виды и методы проведения коммерческих сделок
Коммерческая сделка– это соглашение между двумя или несколькими сторонами на поставку товаров (продукции, работ, услуг или результатов творческой деятельности) в соответствии с условиями, установленными в соглашении. При этом настоящая сделка в бизнесе такая, от которой выигрывают все стороны.
Если в сделке участвуют представители одной страны (включая иностранные фирмы, зарегистрированные в стране покупателя или продавца), то она считается внутренней. Если в сделке участвуют представители разных стран (фирмы, не зарегистрированные на территории страны-продавца или страны-покупателя), она является международной.
Все коммерческие сделки (операции) подразделяют на: основные и вспомогательные. К основным относят сделки, связанные с куплей-продажей конкретной продукции, научно-технических знаний (патентов, лицензий, ноу-хау и др.), технических услуг (внедрение новых технологий, содействие при строительстве уникальных объектов и др.), арендой средств производства, товаров и услуг, организацией туризма; к вспомогательным — сделки, связанные с передачей товаров (продукции, работ, услуг) от продавца к покупателю: по перевозке грузов, их страхованию, складированию, переработке и хранению; проведению расчетов между сторонами (банковские операции).
Выделяют также бартерные (компенсационные) сделки, которые осуществляют без привлечения денежных средств в наличном и безналичном виде, то есть на основе прямого товарообмена. Пример бартерных сделок — обмен промышленных товаров на сельскохозяйственную продукцию по инициативе одной из сторон, вызванный, прежде всего, отсутствием денег на расчетных счетах.
В практике предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве используют два метода проведения коммерческих сделок: напрямую или через посредника. Прямые торговые сделки — это операции между непосредственными потребителями и производителями товаров (продукции, работ, услуг). Их преимущества состоят в следующем:
- они значительно выгоднее, чем посреднические;
- покупатель имеет возможность получить именно тот товар, который ему необходим;
- покупатель устанавливает непосредственные связи с поставщиком, что особенно важно при исполнении сложных заказов (поставка уникальных машин и механизмов, строительство крупных многопрофильных объектов типа животноводческих или тепличных комплексов и др.);
-связи между покупателем и продавцом могут быть установлены уже на стадии научно-исследовательских или проектных работ, что позволяет при необходимости своевременно вносить коррективы в намечаемую или осуществляемую сделку; они сохраняются и на стадии эксплуатации оборудования (гарантийное и послегарантийное обслуживание);
- прямые связи нередко перерастают в длительное взаимное сотрудничество или даже совместное производство.
Однако при таком методе осуществления коммерческих сделок предприниматель должен иметь в своей организации (фирме) соответствующие службы и специалистов, которые могли бы обеспечить перевозку, хранение и страхование грузов, осуществление банковских расчетов, при необходимости — соблюдение таможенных формальностей и проведение других вспомогательных операций. При отсутствии этих условий оптимальным является другой вариант коммерческих сделок — с привлечение опытных посредников.
Торгово-посреднические сделки — этооперации, связанные с куплей-продажей товаров (продукции, работ, услуг), выполняемые по поручению покупателя или продавца независимым от них торговым посредником на основе заключенного между ними соглашения. Торговые посредники — это коммерческие организации, которые извлекают прибыль из осуществления торговой сделки за счет комиссионного вознаграждения, выплачиваемого посреднику продавцом или покупателем.
Преимущества. Торговые посредники освобождают производителя от расходов, связанных со сбытом его продукции. Это очень важно, поскольку данная сфера деятельности требует крупных инвестиций в транспорт, складское хозяйство, рекламу и т. д.
Современные торговые посредники оказывают клиентам полный комплекс услуг, связанных с осуществлением коммерческой сделки, — от поиска партнера и заключения контракта до послегарантийного обслуживания, включая поставку оборудования, его монтаж, наладку, испытание, запуск в работу.
По характеру взаимоотношений между предприятием и посредником торгово-посреднические операции подразделяют на следующие основные виды:
по перепродаже, при которых посредник покупает товар у производителя и затем продает его покупателю, то есть на какое-то время становится собственником товара;
комиссионные — строятся на основе договора комиссии между организацией-производителем и посредником. Посредник не покупает товар у производителя, а совершает сделки купли-продажи за счет производителя и за вознаграждение, размер которого обусловлен договором комиссии (обычно до 10 % суммы сделки);
агентские — строятся на основе агентского соглашения между организацией и посредником на операции купли-продажи за счет и от имени организации; эти соглашения заключаются не на конкретную сделку, а на определенный период времени;
брокерские, при которых посредник осуществляет деловой контакт между продавцом и покупателем; такие операции почти всегда осуществляются на биржах и аукционах; за услугу сведения сторон брокер получает вознаграждение до 2—3% суммы сделки.