Нормирование труда в сельскохозяйственных организациях

Под нормированием труда в сельскохозяйственных, как и в иных организациях, понимается установление меры (нормы) труда на основе регламентации соотношения между затратами ра­бочего времени и объемом выполняемой работы (полученной про­дукции).

Следует отметить, что в разд. VI «Оплата и нормирование труда» ТК РФ нормы права, посвященные нормированию труда (гл. 22), помещены после двух глав — 20 и 21, в которых закре­плены правила регулирования оплаты труда. Между тем в систе­ме правового регулирования трудовых отношений нормирование труда занимает особое место, так как нормы труда (нормы вы­работки, времени, нормативы численности) выполняют разные функции: во-первых, экономические — как основа правильной организации труда и производства; во-вторых, социальные — как регулятор интенсивности труда и охраны здоровья и как основа начисления заработной платы.

Содержание ст. 159-163 ТК РФ носит общий характер, ряд их положений не применим в сельском хозяйстве в силу организационно-технической, технологической и экономической специфики его ведения.

Современное трудовое законодательство относит решение во­просов нормирования труда к компетенции организаций. Нор­мы труда должны устанавливаться локальными нормативными актами. Однако для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профес­сиональные и др.) нормы труда, которые согласно ст. 161 ТК РФ разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Пра­вительством РФ.

До 2005 г. государственное регулирование нормирования труда во всех сельскохозяйственных организациях осуществлялось пу­тем разработки и внедрения типовых отраслевых и региональных норм труда в растениеводстве и животноводстве, на ремонтных и других видах работ.

Так, постановлением Минтруда России от 18 октября 1992 г. № 19 были утверждены Нормы выработки и времени на ремонт технологического (механического) оборудования и тары на пло­доовощных базах и в хранилищах совхозов и колхозов.

Вся деятельность по нормированию труда в сельском хозяйст­ве осуществлялась Центральной нормативно-исследовательской станцией (Роснисагропромом) и ее зональными филиалами и 67 территориальными отделами, которые проводили хрономет-ражные наблюдения непосредственно на полях, фермах, в тепли­цах, ремонтных мастерских и других производственных объектах. Зональные филиалы разрабатывали типовые нормы для различ­ных природных и производственных условий по экономическим регионам Российской Федерации. Этой системой при координации и контролирующей роли Министерства сельского хозяйства РФ были разработаны и изданы около 178 типовых общероссийских и региональных сборников норм труда.

При таком порядке государственного регулирования локальное регулирование нормирования сводилось лишь к привязке типовых норм к конкретным условиям труда, к корректировке этих норм в растениеводстве при отклонении данных условий от тех средних, на основе которых рассчитывались типовые нормы (в животновод­стве обычно нормы обслуживания были стабильны принеизменной технологии). Корректировка норм труда, как правило, связывалась с изменением погодных условий, имела определенный временный характер. Поэтому правило о том, что о введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца, не применялось в сельском хозяйстве (ст. 162 ТК РФ, п. 4.5 гл. IV «Оплата труда» отраслевого соглашения по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2006-2008 годы).

Однако для сельскохозяйственных организаций оказалось за­труднительным исполнение ст. 159 ТК РФ, которая гарантирует работникам государственное содействие в системной организации нормирования труда, поскольку в соответствии с распоряжени­ем Правительства РФ от 9 августа 2005 г. № 1172-р1 Центральная нормативно-исследовательская станция (Роснисагропром) была передана в ведение Россельхоза и реорганизована. Впоследствии в связи с упразднением Россельхоза Роснисагропром вновь была передана в ведение Министерства сельского хозяйства РФ, а рас­поряжением Правительства РФ от 6 июля 2007 г. № 889-р3 Цент­ральная нормативно-исследовательская станция была присоедине­на к федеральному государственному учреждению «Специальный центр учета в агропромышленном комплексе». Поскольку произо­шло прекращение деятельности региональных подразделений Роснисагропрома, последняя ее реорганизация не обещает больших перспектив в сфере типового нормирования труда в сельском хо­зяйстве.

Типовые нормы труда (ст. 161 ТК РФ) должны разрабатывать­ся и утверждаться в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением от 11 ноября 2002 г. № 804 Правительство РФ утвердило Правила разработки и утверждения типовых норм тру­да для однородных работ4, в соответствии с которыми типовые от­раслевые нормы должны разрабатываться федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, ре­гулирование и координация деятельности (в данном случае Ми­нистерством сельского хозяйства РФ), а утверждаться — тем же федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ. Реализация этого правила также проблематична, так как Министерство сель­ского хозяйства РФ после административной реформы 2004 г. не наделено никакими функциями в области регулирования трудо­вых отношений.

Следовательно, остаются нерешенными вопросы: кто будет раз­рабатывать типовые нормы труда при использовании новой техни­ки и кто будет утверждать их.

Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершен­ствования или внедрения новой техники, технологии и проведе­ния организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования (ч. 2 ст. 160 ТКРФ).

Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя пересматри­вать нормы труда при внедрении новой техники, технологии и пр. Окончательное решение вопроса о пересмотре норм труда зако­нодатель передает работодателю. Поскольку применение систем нормирования труда определяется работодателем с учетом мне­ния представительного органа работников или устанавливается в коллективном договоре, то нормы труда также должны пересмат­риваться с учетом мнения представительного органа работников. Последнее положение особенно важно для работников сельского хозяйства, так как по ряду причин в сельскохозяйственных орга­низациях коллективные трудовые споры затруднены в связи с от­сутствием профсоюзных органов, которые могли бы защищать ин­тересы работников организации.

Таким образом, сложившееся состояние с нормированием тру­да в сельском хозяйстве требует восстановления прежней системы государственного регулирования данной сферы трудовых отноше­ний, пересмотра функций Министерства сельского хозяйства РФ и соответственно его организационной структуры.

Наши рекомендации