Правовое обеспечение развития земельных отношений в Новосибирской области

Реформирование земельных отношений в Российской Федерации и в Новосибирской области началось в 1990 году с принятием закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе».

Регулирование земельных отношений в Новосибирской области осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными Законами, Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

12.11.1998 был принят закон Новосибирской области № 28-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Новосибирской области» (06.09.2002 законом Новосибирской области № 51-ОЗ признан утратившим силу).

В Новосибирской области принят Закон Новосибирской области 30.12.2003 № 162-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области» (в редакции Законов Новосибирской области от 14.03.2005№ 276-ОЗ, от 26.09.2005 № 324-ОЗ, от 19.10.2006 № 33-ОЗ, от 14.04.2007 № 101-ОЗ, от 13.10.2008 № 271-ОЗ, от 02.02.2009 № 308-ОЗ, от 02.07.2009 № 361-ОЗ, от 07.07.2011 № 93-ОЗ, от 07.11.2012 № 262-ОЗ). Данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения (далее - земельные участки) на территории Новосибирской области (далее - область), определяет правила, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки и доли в праве общей собственности на земельные участки, определяет условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность в соответствии с федеральным законодательством.

Данным законом был определен минимальный размер земельных участков для ведения сельхозпроизводства - 200 га, что выявило некоторые трудности выделения участков такой площадью. Минимальный размер оказался велик и поэтому, выйти со своей земельной долей из хозяйства достаточно сложно. В соответствии с законом Новосибирской области от 02.07.2009 № 361-ОЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Новосибирской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области» минимальный размер земельных участков для ведения сельхозпроизводства 200 га исключен.

Законом Новосибирской области от 19.10.2006 № 33-ОЗ «О внесении изменений в закон Новосибирской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области». Закон дополнен пунктом, которым определен максимальный размер общей площади земельных участков, ведущих личное подсобное хозяйство – не более 30 га.

Перед Новосибирской областью стоит задача создания системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.

В результате увеличения количества земельных участков, вовлечения земли в гражданский оборот, необходимо создание технологий, позволяющих в короткие сроки обрабатывать огромное количество информации о земле с целью обеспечения органов управления, граждан и юридических лиц достоверными данными. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости, и осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Вывод: Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса ки важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.

Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение. Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение и увеличивает ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы.

Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.


Наши рекомендации