Возникновение и деятельность политических партий

В России в начале ХХ века. Кадеты.

Представители интеллигенции стали той социальной базой, на основе которой в

конце XIX – начале ХХ в. Формировались радикальные политические партии: социали-

стов-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий,

так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы

стремились действовать в рамках существовавшей политической системы.

Образование политических партий – это сложный и длительный процесс. Первона-

чально появляются определённые общественно-политические настроения, возникают

кружки единомышленников. Далее выделяются направления общественно-политической

мысли, представители которых группируются вокруг определённых газет и журналов. За-

тем происходит организационное и политическое оформление самого партийного коллек-

тива на основе выработанных организационных и политических принципов для совмест-

ной работы среди населения по пропаганде своих программных и тактических лозунгов.

Особенностями этого процесса были: отсутствие легальных возможностей для деятельно-

сти любых политических партий и групп; возникновение многочисленных национальных

партий.

Кадеты оформились в октябре 1905 г. Её лидерами стали П. Н. Милюков, А. И.

Шингарёв и др. Программа партии предусматривала создание в России строя конституци-

онной, парламентской монархии; введение демократических свобод; сохранение поме-

щичьего землевладения, но также отчуждение части помещичьих земель в пользу кресть-

ян путём выкупа их государством «по справедливой оценке»; в рабочем вопросе – смена

профсоюзов, собраний, даже стачек, 8-часовой рабочий день, меры по охране труда. Про-

грамма кадетов была нацелена на изменение государственного строя и установление со-

циального мира. Они стремились привлечь в свою партию представителей самых различ-

ных слоёв населения.

В действительности же основную массу кадетов составляли средние и мелкие слу-

жащие, а также интеллигенция. Буржуазии и помещиков было мало. Крестьян тоже было

немного.

Кадетская партия стала в оппозицию самодержавной власти.

Характер, особенности, движущие силы, основные

Этапы первой русской буржуазно-демократической рево-

Люции 1905-1907 гг.

Причины революции коренились в экономическом и социально-политическом

строе России. Нерешённость аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего

землевладения и крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся

всех наций, самодержавный строй, полное политическое бесправие и отсутствие демокра-

тических свобод, полицейско-чиновничий произвол и накопившийся социальный протест

– всё это не могло не породить революционный взрыв. Катализатором, ускорившим воз-

никновение революции, стало ухудшение материального положения трудящихся из-за

экономического кризиса 1900-1903 гг. и позорное для царизма поражение в русско-

японской войне.

Задачи революции – свержение самодержавия, созыв Учредительного собрания для

установления демократического строя; ликвидация сословного неравноправия; введение

свободы слова, собраний, партий и объединений; уничтожение помещичьего землевладе-

ния и наделение крестьян землёй; сокращение продолжительности рабочего дня до 8 ча-

сов; достижение равноправия народов России.

В решении этих задач были заинтересованыширокие слои населения. В Революции

участвовали: рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, большая часть средней и мелкой

буржуазии, интеллигенция и служащие. Поэтому по целям и составу участников она была

общенародной и имела буржуазно-демократический характер.

Началом стал расстрел мирной манифестации рабочих Петербурга, пытавшихся

подать петицию царю: «Взгляни без гнева… на наши просьбы, они направлены не ко злу,

к добру, как для нас, так и для тебя, государь!» «Кровавое воскресение» потрясло общест-

во, до декабря 1905 г. Революционнае события развивались по нарастающей, их поддер-

живали и либералы, и радикалы.

I этап. С 9 января до конца сентября 1905 г. Зима – мощное забастовочное движе-

ние по всей стране, крестьянские волнения в Центральной России, на Украине, в Закавка-

зье. Весна-лето – усиление рабочего движения, создание советов рабочих депутатов для

руководства стачками; активизация крестьянского движения, создание Всероссийского

крестьянского союза; волнения в армии, восстание на броненосце «Потёмкин» (июнь);

манифест царя об учреждении законодательной (без права принимать законы) Государст-

венной Думы.

II этап. Октябрь – декабрь 1905 г. – высший подъём революции. Забастовки и воо-

ружённые столкновения перерастают во всеобщую стачку; 17 октября Николай II издаёт

манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», объявляется о созыве Го-

сударственной Думы, даруется свобода печати, собраний, слова, совести; создаются либе-

ральные партии – Конституционно-демократическая (П. Н. Милюков) и «Союз 17 октяб-

ря» (А. И. Гучков); они вместе с эсерами и меньшевиками заявляют о завершении рево-

люции; оформляются монархические организации – «Союз ресского народа», Русская мо-

нархическая партия и др. Декабрь – вооружённое восстание в Москве, поддержанное ра-

дикальным крылом РСДРП, баррикадные бои на Пресне, ожесточённые бои с армией, по-

давившей сопротивление восставших.

III этап. Январь 1906 г. – 3 июня 1907 г. – забастовочное, крестьянское, студенче-

ское волнение идут на спад.

Итоги революции противоречивы. Она заставила власть осуществить ряд неотлож-

ных преобразований: создать законодательный представительный орган - Государствен-

ную Думу, гарантировать фундаментальные политические свободы, пересмотреть основ-

ные законы империи, разрешить легальную деятельность политических партий, профсою-

зов, прессы, отменить __________выкупные платежи, сократить продолжительность рабочего дня и

др. Самые сложные вопросы оставались нерешёнными. Власть была вынуждена прислу-

шаться к мннию общества, но продолжала воспринимать его как докучливого просителя.

24.

В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи

жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах

Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древней-

шей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата —

989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало госу-

дарственной религией Киевской Руси.

Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками

— почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богат-

ства и скотоводства Велеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводи-

ли идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах,

строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называ- . ют язычество

религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о ра-

венстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племен-

ного союза.

К концу Х в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвы-

силась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, ки-

евские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с

соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих

процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их

власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язы-

честве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Ру-

си требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся __________у ее

западных, северных или восточных соседей.

Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная ре-

форма (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. По-

кровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Ру-

си. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ

княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положи-

тельных последствий не имела.

В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владими-

ром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпоч-

тение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим реше-

нием стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Пер-

вой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись сви-

детельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка.

Крещению Руси предшествовало заключе

ние брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни.

Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину,

детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям ре-

форму. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десяти-

летий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства.

Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому

патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались

монастыри.

Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее

важных событий в истории Руси—России.

Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опо-

ру — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолева-

лись межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощуще-

ние единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важ-

ный элемент единства древнерусской народности.

Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обще-

стве внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных

отношений.

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских госу-

дарств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.

Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и

Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто

владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения

Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной

и светской литературы, системы образования.

Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало

вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, соци-

альной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Наши рекомендации