Возникновение и деятельность политических партий
В России в начале ХХ века. Кадеты.
Представители интеллигенции стали той социальной базой, на основе которой в
конце XIX – начале ХХ в. Формировались радикальные политические партии: социали-
стов-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий,
так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы
стремились действовать в рамках существовавшей политической системы.
Образование политических партий – это сложный и длительный процесс. Первона-
чально появляются определённые общественно-политические настроения, возникают
кружки единомышленников. Далее выделяются направления общественно-политической
мысли, представители которых группируются вокруг определённых газет и журналов. За-
тем происходит организационное и политическое оформление самого партийного коллек-
тива на основе выработанных организационных и политических принципов для совмест-
ной работы среди населения по пропаганде своих программных и тактических лозунгов.
Особенностями этого процесса были: отсутствие легальных возможностей для деятельно-
сти любых политических партий и групп; возникновение многочисленных национальных
партий.
Кадеты оформились в октябре 1905 г. Её лидерами стали П. Н. Милюков, А. И.
Шингарёв и др. Программа партии предусматривала создание в России строя конституци-
онной, парламентской монархии; введение демократических свобод; сохранение поме-
щичьего землевладения, но также отчуждение части помещичьих земель в пользу кресть-
ян путём выкупа их государством «по справедливой оценке»; в рабочем вопросе – смена
профсоюзов, собраний, даже стачек, 8-часовой рабочий день, меры по охране труда. Про-
грамма кадетов была нацелена на изменение государственного строя и установление со-
циального мира. Они стремились привлечь в свою партию представителей самых различ-
ных слоёв населения.
В действительности же основную массу кадетов составляли средние и мелкие слу-
жащие, а также интеллигенция. Буржуазии и помещиков было мало. Крестьян тоже было
немного.
Кадетская партия стала в оппозицию самодержавной власти.
Характер, особенности, движущие силы, основные
Этапы первой русской буржуазно-демократической рево-
Люции 1905-1907 гг.
Причины революции коренились в экономическом и социально-политическом
строе России. Нерешённость аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего
землевладения и крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся
всех наций, самодержавный строй, полное политическое бесправие и отсутствие демокра-
тических свобод, полицейско-чиновничий произвол и накопившийся социальный протест
– всё это не могло не породить революционный взрыв. Катализатором, ускорившим воз-
никновение революции, стало ухудшение материального положения трудящихся из-за
экономического кризиса 1900-1903 гг. и позорное для царизма поражение в русско-
японской войне.
Задачи революции – свержение самодержавия, созыв Учредительного собрания для
установления демократического строя; ликвидация сословного неравноправия; введение
свободы слова, собраний, партий и объединений; уничтожение помещичьего землевладе-
ния и наделение крестьян землёй; сокращение продолжительности рабочего дня до 8 ча-
сов; достижение равноправия народов России.
В решении этих задач были заинтересованыширокие слои населения. В Революции
участвовали: рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, большая часть средней и мелкой
буржуазии, интеллигенция и служащие. Поэтому по целям и составу участников она была
общенародной и имела буржуазно-демократический характер.
Началом стал расстрел мирной манифестации рабочих Петербурга, пытавшихся
подать петицию царю: «Взгляни без гнева… на наши просьбы, они направлены не ко злу,
к добру, как для нас, так и для тебя, государь!» «Кровавое воскресение» потрясло общест-
во, до декабря 1905 г. Революционнае события развивались по нарастающей, их поддер-
живали и либералы, и радикалы.
I этап. С 9 января до конца сентября 1905 г. Зима – мощное забастовочное движе-
ние по всей стране, крестьянские волнения в Центральной России, на Украине, в Закавка-
зье. Весна-лето – усиление рабочего движения, создание советов рабочих депутатов для
руководства стачками; активизация крестьянского движения, создание Всероссийского
крестьянского союза; волнения в армии, восстание на броненосце «Потёмкин» (июнь);
манифест царя об учреждении законодательной (без права принимать законы) Государст-
венной Думы.
II этап. Октябрь – декабрь 1905 г. – высший подъём революции. Забастовки и воо-
ружённые столкновения перерастают во всеобщую стачку; 17 октября Николай II издаёт
манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», объявляется о созыве Го-
сударственной Думы, даруется свобода печати, собраний, слова, совести; создаются либе-
ральные партии – Конституционно-демократическая (П. Н. Милюков) и «Союз 17 октяб-
ря» (А. И. Гучков); они вместе с эсерами и меньшевиками заявляют о завершении рево-
люции; оформляются монархические организации – «Союз ресского народа», Русская мо-
нархическая партия и др. Декабрь – вооружённое восстание в Москве, поддержанное ра-
дикальным крылом РСДРП, баррикадные бои на Пресне, ожесточённые бои с армией, по-
давившей сопротивление восставших.
III этап. Январь 1906 г. – 3 июня 1907 г. – забастовочное, крестьянское, студенче-
ское волнение идут на спад.
Итоги революции противоречивы. Она заставила власть осуществить ряд неотлож-
ных преобразований: создать законодательный представительный орган - Государствен-
ную Думу, гарантировать фундаментальные политические свободы, пересмотреть основ-
ные законы империи, разрешить легальную деятельность политических партий, профсою-
зов, прессы, отменить __________выкупные платежи, сократить продолжительность рабочего дня и
др. Самые сложные вопросы оставались нерешёнными. Власть была вынуждена прислу-
шаться к мннию общества, но продолжала воспринимать его как докучливого просителя.
24.
В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи
жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах
Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древней-
шей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата —
989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало госу-
дарственной религией Киевской Руси.
Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками
— почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богат-
ства и скотоводства Велеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводи-
ли идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах,
строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называ- . ют язычество
религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о ра-
венстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племен-
ного союза.
К концу Х в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвы-
силась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, ки-
евские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с
соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих
процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их
власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язы-
честве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Ру-
си требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся __________у ее
западных, северных или восточных соседей.
Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная ре-
форма (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. По-
кровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Ру-
си. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ
княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положи-
тельных последствий не имела.
В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владими-
ром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпоч-
тение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим реше-
нием стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Пер-
вой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись сви-
детельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка.
Крещению Руси предшествовало заключе
ние брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни.
Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину,
детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям ре-
форму. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десяти-
летий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства.
Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому
патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались
монастыри.
Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее
важных событий в истории Руси—России.
Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опо-
ру — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолева-
лись межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощуще-
ние единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важ-
ный элемент единства древнерусской народности.
Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обще-
стве внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных
отношений.
Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских госу-
дарств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.
Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и
Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто
владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения
Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной
и светской литературы, системы образования.
Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало
вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, соци-
альной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.