Цивилизации доколумбовой Америки.
Одно из наиболее крупных государств – государство ацтеков (астенков). Ацтеки, или теночки, - группа племен юто-ацтекской языковой семьи, в 13 в. вторглись в долину Мехико и основали город Теночтитлан. Имели орошаемое земледелие, возделывали маис. Орудия труда – палка с заостренным концом, мотыга. Ремесло (ткачество, гончарство, выделка каменных орудий, оружия) привело к постоянному обмену, возникали даже меры обмена (какао бобы, трубочки перьев с золотым песком). Известны металлы – медь, серебро, золото, из которых делали украшения и предметы культа, из меди – оружие. Позднее появилась и бронза. Сложная пирамида классовых обществ, на вершине было «племя» собственно ацтеков. Теночтитлан делился на 4 района, каждый район на 5 кварталов, где жила группа семейных общин, которая имела свои земли. Распределением работ распоряжался старейшина. Во главе ацтеков стояли два поочередно избираемых вождя. Ацтеки – господствующее сословие среди покоренных народов, отделяется знать и жречество. Это проявилось и в их роскошных одеждах, сложном ритуале жизни, жилищах. Среди родовых общинников постепенно выделялись воины. Был разработан сложный культ и ритуал молений, совершались человеческие жертвоприношения, в ведении жрецов был календарь, письменность была пиктографической.
К югу от ацтеков располагались города-государства (около 20) майя. Главные города Майяпан, Чичен-Ица. Хозяйство базировалось на подсеке участков тропического леса, выжигании. Обработку участков вели группы семейных общин, объединенных по территориальному принципу. В центре небольшой с/х округи возникало городское поселение, где жили правители, воины, жречество и воздвигались храмовые сооружения (ступенчатые пирамиды с плоской вершиной). Во главе – халач-виник (великий человек, местный правитель). Жречество обладало очень большим влиянием, в его руках были астрономические вычисления. Имели совершенный и точный календарь. Год у майя имел 18 месяцев плюс 5 дней без названия в конце года. Каждые 20 лет ставилась специальная каменная стела, украшенная иероглифами. Вершиной развития майя считается их письменность. Очень сложная система религиозных представлений и культов. Большое развитие получили ремесла. Обработка золота и резьба по дереву выделились в отдельные профессии. Применялся рабский труд.
Еще одна цивилизация – народов, говоривших на языках чибча (народ чибча-муиски), создали цивилизацию вокруг города Боготы. Система хозяйства похожа на майя, сочеталась с охотой. Культуры: кукуруза, маниока, бататы. Развилось своеобразное террасное земледелие. Орудия труда – палка с заостренным концом, мотыга; топоры, наконечники копий, дротиков, стрел из камня (металл только на украшения). Украшения из меди, золота, серебра. Ткачество, плетение. Обмен. Деньги – золотые диски, листья коки. Во главе – верховный правитель, которому придавались черты полубога. В религии разделение – у богатых и простых людей разные пантеон богов.
Еще одна цивилизация – империя инков. В 15в. это самое могущественное государство в Южной Америке. Структура социального устройства, как и ацтеков, из 2 частей – непосредственно сами инки (господствующее положение) и покоренные народы. Главный город Куско делился на две части Ханан и Хурин. Каждая часть делилась на родове группы. Правитель государства выбирался поочередно из двух частей города. Инки говорили на своем языке (отличном от языка покоренных народов), только они могли носить расцвеченные одежды, украшения из золота и драгоценных камней. Инки стремились к ликвидации областных различий: ввели обязательный общий язык кечуа, сознательно перемешивали разные группы, переселяли часть населения в другие области. Основа хозяйства – земледелие (террасное, орошаемое из реки). Каждая семья наделялась участком земли, группы семей входили в общину, общины объединялись системами орошения и административной властью. Во всех общинах были также особые поля: «поле инки», «поле солнца», урожай с которых шел в пользу государства и верховного жречества. Усиленный обмен между областями, хорошо развито ремесленное производство. Инки располагали медными и оловянными рудниками. Жрецы играли большую роль. Центральный – культ солнца, но были и культы природных стихий, растений. Жрецы владели научными вычислениями по астрономии, были хранителями тайны кипу (узелкового письма). Исследователи полагают, что существовала и графическая письменность, однако подтверждений этого нет. Государство инков было разгромлено конкистадором Писсаро в 1531-1533гг.
Народы Северной Африки
Этот регион часто называют Арабской Африкой, т.к. большинство жителей говорит на арабском языке. Это страны Магриба, Египет, Судан, Западная Сахара и Мавритания. Население занято в основном сельским хозяйством. Земледельческое население в основном в Египте и Судане, в прибрежной полосе и горных районах – земледельческое хозяйство в сочетании с молочным животноводством, дальше от побережья – значительнее роль скотоводства. Египетское земледелие имеет древние корни – сначала семена просто бросали в ил (система названа пиманного (болотное земледелие), затем начали практиковать простейшее искусственное орошение и обработку мотыгой, далее появился полозный плуг, создается ирригационная система – сеть каналов. С/х год в Египте делится на 3 сезона – зимний (ноябрь-март, сеют пшеницу, ячмень, лук, бобовые), летний (апрель – август, хлопок, лен, конопля, сах.тростник, рис, кукуруза) и осенний (сентябрь-ноябрь, рис, кукуруза, просо).
Феллахи пользуются плугом, мало отличным от египетского. Созревшие злаки срезают серпом или вырывают с корнем. Для молотьбы применяют цепы или нурег – молотильную доску с металлическими дисками или зубьями, в которую впрягают быков.
Скотоводство в Египте не поучило развития, разводят в основном рабочий скот.
Хозяйство Магриба имеет особенности. Климат благоприятствует земледелию и скотоводству, однако в засушливых районах используют искусственное орошение. Главные культуры – пшеница и ячмень, в Марокко также кукуруза, предпочитают твердые сорта пшеницы, из которой делают манную крупу. Разводят сады – виноград, цитрусовые, инжир, миндаль.
На севере Магриба – земледелие сочетается с молочным животноводством. В засушливых районах кочевое или полукочевое скотоводство (мелкий рогатый скот).
Занимаются мелкими ремеслами – изготовление глиняной посуды вручную на гончарном круге, тканьем циновок, обработкой шерсти, ковроткачеством, изготовлением шерстяных тканей. Существует обмен.
В городах развито кузнечное, ювелирное, кожевенное, гончарное ремесло. Промышленность в основном горнодобывающая.
Материальная культура имеет сходства.
Египетские крестьяне живут в небольших деревнях, дома из сырцового кирпича, одноэтажные с плоской крышей. Обычная еда – каши, овсяные лепешки, кислое молоко, редки мясо и пшеничный хлеб. Напитки – черный кофе без сахара, чай, ячменное пиво. Костюм – хлопчатобумажные штаны и рубаха с длинными рукавами, в холодную пору набрасывают плащ из шерсти верблюда. Женщины носят рубашки и длинные платья традиционно черного цвета, шали и платки, металлические украшения, пользуются косметикой.
Население Магриба живет деревнями, вытянутыми вдоль дороги. Жилище – гурби – примитивная хижина, стены из глины, смешанной с соломой, крыша – тростниковая или соломенная. У берберов дома построены из камня и лепятся вокруг скал. В центре поселения часто располагается башня. Кочевники не имеют прочного жилища, строят фелидж – широко раскинутый шатер из шерсти верблюда или козы.
Основа национально одежды магрибцев – хлопчатобумажные штаны и рубахи, поверх надевается бурнус – накидка. Пища: ячменная или кукурузная похлебка, небольшое количество хлеба, картофель, овощи, фрукты. Кочевники питаются финиками и продуктами животноводства.
Общественный строй: у кочевников Магриба длительное время сохранялись отношения разлагающегося первобытнообщинного строя, в данный момент практически везде развиваются капиталистические отношения. Однако в сельских районах сохраняются старые отношения.