Государства и народы доколумбовой Америки

Изучение истории народов доколумбовой Америки открыло удивительный мир индейцев.

1. Занятия. Северная и Южная Америка были населены множеством племен и народов. Большая их часть добывала средства к жизни охотой и рыбной ловлей. Но на юге Северной Америки, на возвышенностях Центральной и Южной Америки развивалось земледелие. Здесь выращивали неизвестные европейцам расте­ния: кукурузу, картофель, подсолнечник, поми­доры, какао, табак.

Жители большей части материка не умели приручать животных. Лошади в Америке не водились. Лишь на севере были приручены со­баки, а на юге — ламы. Из птиц разводили индеек и уток.

Индейцы не знали важных достижений, известных народам других континентов: желе­за, плуга и колеса, огнестрельного оружия. Орудия труда и оружие они делали из дерева, камня и бронзы. В Америке были большие залежи золота и серебра. Индейцы изготовляли из них украшения, амулеты и разные фигурки. Они не считали эти металлы драгоценными и не скапливали их как богатства, но только как культовые ценности племени. Это потрясло ев­ропейцев и вызвало их жестокую жадность.

У большинства индейцев были родоплеменные порядки. Выше других народов по разви­тию хозяйства и культуры стояли майя, ацте­ки, инки.

2. Как жили майя. Народ майя населял по­луостров Юкатан и прилегающую к нему об­ласть в Центральной Америке, покрытые густы­ми джунглями. Земля принадлежала общинам; каждой семье община выделяла расчищенный от леса участок. Христианский епископ, позже наблюдавший жизнь майя, сообщил: «Эти индейцы имеют хороший обычай помогать друг другу взаимно во всех своих работах».

В I тысячелетии нашей эры у майя возник­ли города-государства во главе с правителем — «великим человеком, передавшим власть по на­следству». С населения округи он собирал на­логи.

В Средние века майя уже знали письмен­ность. Иероглифы наносили кисточками на бумагу, рукописи украшали рисунками. Жре­цы записывали молитвы, мифы и исторические события. Надписи высекали также на стенах храмов и высоких каменных столбах.

Жрецы указывали сроки начала земледель­ческих работ на основе календаря, который был одним из самых точных календарей народов Древности и Средневековья. В городах майя строились астрономические обсерватории. Жре­цы вычисляли время обращения планет вокруг Солнца и могли предсказывать солнечные и лунные затмения.

Основой счета у майя был не десяток, как у нас, а двадцатка. Впервые в мире, раньше ин­дийцев, они ввели нуль.

Архитектура майя была своеобразной, стро­ительное дело стояло на большой высоте. Чтобы построить город, майя расчищали в джунглях большой участок, а затем доставляли из камено­ломен многотонные каменные глыбы; их шлифо­вали и покрывали резьбой. Улицы городов пере­секались под прямыми углами друг к другу. Между городами были проложены прекрасные дороги, покрытые гладко отесанными каменны­ми плитами.

На высоких платформах сооружали дворцы и храмы в виде ступенчатых пирамид; некото­рые из них использовали как гробницы прави­телей. Окон в зданиях не было, а свет и воздух проникали через дверные проемы.

Постройки украшали статуями богов и рель­ефами, изображавшими правителей, жрецов, а также военные сцены. При раскопках найдено множество керамических предметов: сосуды, блюда, статуэтки в виде человеческих фигурок.

3. Ацтеки. В Мексике, на плоскогорье высо­той 2000 м над уровнем моря, у подножий гор­ных вершин расположена живописная долина с мягким климатом и плодородной почвой. В XIII веке сюда с севера пришли ацтеки и основали на островах посреди большого озера город Теноч-титлан. Острова соединили дамбами; город пересекали прямые улицы и каналы, вдоль ко­торых возвышались храмы и дворцы, украшен­ные рельефами и мозаикой.

У горожан земли не хватало. Поэтому они устраивали посевы на узких полуостровах и даже на сплетенных из ветвей плотах, где укла­дывали поднятые со дна озера водоросли и пло­дородный ил. Такие «плавучие поля» давали несколько урожаев в год и могли прокормить жителей столицы.

Во главе государства стоял наследственный правитель — «владыка всех людей». Знатные люди занимали высокие должности, получали за службу жалованье и брали подати с подвла­стных селений. Во время войны создавалась армия численностью до 150 тысяч человек. Сво­им мужеством на войне рядовые воины, воору­женные копьями и луками, могли заслужить доступ в ряды знати; таких воинов называли «орлами» и «ягуарами». Захваченных на войне пленников приносили в жертву богам или дела­ли рабами. В столице было два невольничьих рынка, где торговали пленниками.

Больших успехов ацтеки достигли в ремес­ле. Чеканщики делали украшения из золота и серебра; ювелиры искусно гранили драгоцен­ные камни и делали тонкую мозаику. Мастера изготовляли глиняные сосуды с орнаментом и маленькие выразительные фигурки людей и животных, ткани из хлопка и вышивки с про­кладками из цветных птичьих перьев.

В столице существовали школы для рядо­вых ацтеков и для знати. В обычных школах обучали земледелию, ремеслам и военному де­лу. Детей знати учили истории, мифологии и религии, письму, чтению, счету, астрономии, поэзии, ораторскому искусству. Сохранились произведения ацтекской литературы — гимны богам и эпические поэмы. В столице ежегодно устраивались состязания певцов-поэтов; луч­ших из них награждали премиями.

4. Государство инков. В суровых горах Ан­дах на западе Южной Америки раскинулась на тысячи километров страна инков Перу. Цент­ром ее был город Куско с прилегающей до­линой.

Государство инков возникло в XII веке. Инки постепенно завоевали соседние племена, подчинили большие области. Во главе государ­ства стоял неограниченный правитель — верхов­ный Инка. Он носил платье из красивых тканей и никогда не надевал его дважды. Во время приема посетителей Инка был скрыт от них занавесом, а слова его передавал специальный вельможа. Власть правителя переходила одно­му из законных сыновей, по его мнению, наи­более способному. Кровные родственники Инки, называвшие себя «Сынами Солнца» (Солнце было главным богом инков), занимали высшие должности в государстве.

Государство инков было подчинено интере­сам войны и по образу жизни напоминало ка­зарму. Мужчины были поделены на отряды — десятки, сотни и т. д. — во главе с начальника­ми. Дисциплина в войске была крайне суровой: воина, который во время марша вышел из ря­дов, могли покарать даже смертью. Армия ин­ков побеждала и своей численностью: на одно­го врага приходилось до 20 инкских воинов.

Население жило общинами, состоявшими из семей землевладельцев. Каждый общинник по­лучал надел, а женщина — половину надела. Общинник не имел права выйти за границу общины без разрешения властей; он на всю жизнь был привязан к своему селению. На скло­нах гор крестьяне высекали площадки для по­сева и насыпали на них землю. Поля огоражи­вали барьерами, чтобы дожди не смывали зем­лю; в засуху орошали ее водой из каналов, тя­нувшихся иногда на десятки и сотни километ­ров. Тяжело доставался инкам их урожай!

Пахотная земля делилась на три части: уро­жай с одной поступал жрецам, с другой — вер­ховному Инке, а треть урожая оставалась кре­стьянину. Из государственных амбаров выдава­ли продукты и одежду воинам и чиновникам, а при неурожаях — и пострадавшим. Оказыва­лась помощь вдовам, инвалидам, старикам.

Все подданные обязаны были либо трудить­ся на земле, либо служить в войске. Семьи воинов и ушедших на обществен­ные работы содержала община. Вступление в брак было обяза­тельным. Всех мужчин до 25 лет или женщин до 18 лет, не успев­ших заключить брак, собирали в назначенный день в окружном центре, где чиновник составлял из них по своему усмотрению супружеские пары. Никто не мог уклониться от предписанно­го государством брака!

Государство строго контро­лировало потребление: никому не разрешалось иметь больше необходимого, но и не допускал­ся голод. По стране передвига­лись контролеры — своего рода «глаза и уши Инки»; они наблю­дали за работой чиновников, рас­следовали жалобы, могли освобождать чиновни­ков от должности. Если где-либо люди погибали от голода, инки казнили нерадивого чиновника. Страну инков из конца в конец пересекали две главные дороги, соединенные поперечными дорогами. С обеих сторон они были укреплены каменными барьерами, а через реки и ущелья перекинуты сплетенные из веревок мосты или канатные дороги. На них размещались постоя­лые дворы и склады припасов для снабжения передвигавшихся войск и чиновников.

Между частями обширной страны была на­лажена почтовая связь. Сообщения с мест в сто­лицу передавали гонцы-бегуны, дежурившие парами на каждом участке дороги.

Дети «Сынов Солнца» обучались в специаль­ных школах. Письменности инки не знали. Дети на память заучивали сведения о религии, истории, порядке управления, законах и обычаях инков, военном искусстве. Составной частью воспитания были поэзия, музыка и танцы.

Архитекторы воздвигали храмы, дворцы, крепости. Главная крепость инков в Куско рас­полагалась на скалистом холме и соединялась с городом туннелями. Три башни на вершине хол­ма были окружены стенами из огромных камен­ных глыб весом по нескольку сот тонн каждая. До сих пор среди ученых нет единого мнения, как такие глыбы перемещали без колесных по­возок с помощью канатов по горам на десятки километров!

Так народы средневековой Америки создали необычные порядки и оригинальную культуру, не похожую ни на одну из культур народов Европы и Азии.

Африка

Многие историки считали, что народы боль­шей части Африки, населенной чернокожими, ничего ценного в культуре не создали и их ис­тория началась с появлением европейцев. Изу­чение истории Африканского континента, на­чавшееся сравнительно недавно, опровергло эту теорию.

1. Народы Африки в разных частях конти­нента развивались неравномерно. В тропичес­ких лесах Центральной Африки жили племена пигмеев, бушменов и другие. Они занимались охотой и собирательством. Кочевники Южной

Сахары разводили скот и обменивали его на нужные им продукты и вещи. Другие народы занимались земледелием. Больше всего сеяли просо и рис, выращивали бобы и овощи, разво­дили хлопчатник, сахарный тростник и кокосо­вые пальмы. Африканцы с давних времен пла­вили железо в глиняных печах. Ремесленники изготовляли орудия труда, оружие, посуду, тка­ни, вещи из стекла и кожи. Африканцы рано научились приручать слонов, использовали их на разных работах ив сражениях.

На просторах равнины в междуречье Ниге­ра и Сенегала, в долинах этих рек, расположен Западный Судан. Здесь добывали много золота. О богатствах Судана в Средние века ходили ле­генды. Один из арабских географов сообщил, что здесь «золото растет в песке, так же как морковь, и его собирают на восходе солнца».

Через Западный Судан проходили важней­шие торговые пути от Гвинейского залива к бе­регам Средиземного моря. Земледельцы торго­вали с кочевниками, обитавшими на границе Сахары: в обмен на соль, шкуры и скот кочев­ники получали зерно и изделия ремесла. Путь через пустыню Сахару был трудным и опасным. Не один десяток караванов погиб здесь от жаж­ды или нападений кочевников.

2. Самым древним государством Судана была Гана, достигшая могущества в X веке. Царь Ганы и родовая знать разбогатели от торгов­ли золотом и солью. У царя была большая армия, состоявшая из отрядов лучников и конницы.

В столице Ганы был огорожен стенами осо­бый царский квартал с дворцом, святилищем и тюрьмой. Здесь проводились торжественные царские приемы. В другой части города были выстроены мечети и дома арабских купцов.

В конце XI века войска султана арабского го­сударства Марокко (Север Африки) захватили и разрушили столицу Ганы. Царь обязался пла­тить султану дань и вместе со знатью принял ис­лам. Восставшее население вскоре изгнало ма­рокканцев, но территория Ганы сократилась, она подчинилась государству Мали.

Расцвет Мали относится к XIII веку, когда его правители завоевали соседние территории, где проходили караванные пути и добывали золото. Правитель и его приближенные приня­ли ислам. После этого в городах поселились му­сульманские купцы из Северной Африки.

Позже, в XV веке, окрепло государство Сон-гай. Расширение его границ было достигнуто в правление энергичного, воинственного Али Бера (1464—1492). Он построил большой реч­ной флот; в армии была введена суровая дис­циплина. Али Бер почти всю жизнь провел в по­ходах. Ему удалось присоединить к своим вла­дениям главные города Судана. В африканских сказаниях и легендах Али Бер предстает вол­шебником, который умел летать, становиться невидимкой и превращаться в змея.

Правители и вельможи держали на своих землях по 500—1000 зависимых людей, которых селили в особых поселках. Зависимые лю­ди платили владельцу оброк, а государству на­логи. Свободные общинники также зависели от знати.

С середины XVI века Сонгаи быстро слабеет. Родственники правителя, занимая высокие дол­жности, устраивали заговоры, чтобы захватить престол. Влиятельная мусульманская знать в городах (судьи, духовенство, купцы) мало счи­талась с правителями. Начавшиеся междоусоб­ные войны привели государство в упадок. В конце XVI века Сонгаи было разгромлено вой­сками султана Марокко.

3. На севере нынешней Эфиопии в древнос­ти существовало государство Аксум, расцвет ко­торого был в IV-V веках. Под власть его царей попали побережье Южной Аравии с караванны­ми путями и часть Восточного Судана. Аксум поддерживал тесные связи с Римской импери­ей, а позднее — с Византией. Царь и его прибли­женные приняли христианскую веру. В стране была создана письменность. В VII веке арабы от­няли у Аксума владения в Южной Аравии, а за­тем напали на него. Государство распалось на отдельные княжества; князья вели жестокую борьбу за престол. В X веке Аксум перестал су­ществовать.

На восточном берегу Африки выросли горо­да-государства. В них охотно селились арабы, иранцы, индийцы. Здесь строили большие ко­рабли, было много опытных моряков. Купцы из этих городов плавали на своих кораблях по Ин­дийскому океану, торговали с Индией, Ираном и другими странами Азии.

4. Народы Африки сохранили старинные ле­генды, предания и сказки, где реальные собы­тия прошлого перемешаны с вымыслом. Скази­тели бережно хранили эти предания, передава­ли их из поколения в поколение.

Наиболее значительными были достижения средневеко­вой культуры у народов Запад­ного Судана. После распростра­нения ислама архитекторы-ара­бы строили там мечети, дворцы, общественные здания. Возник­ли мусульманские школы, а в городе Томбукту — высшее учи­лище, где изучали богословие, историю, право, математику, астрономию. Ученые создали письменность на основе местных языков. Были основаны библио­теки, где хранилось, много руко­писных книг. Книги продавали в лавках, причем, по словам современника, получали «больше прибыли, чем от прочих то­варов».

Когда войска Марокко завоевали Томбукту и другие города Судана, архитектурные соору­жения и библиотеки были разрушены. Ученых и ремесленников угнали в рабство, и почти все они погибли в пути через пустыню.

Немалые достижения имели африканцы в искусстве. Старинные деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают выразительнос­тью. В царском дворце в Бенине были найдены бронзовые доски с барельефами (выпуклыми изображениями) царей и вельмож, сценами охо­ты, войны и придворной жизни.

Европейцы стали осваивать Африку еще в ан­тичное время. В XIV веке они свободно плавали вдоль ее северо-западного побережья, выменивая ножи, стеклянные бусы и другие изделия евро­пейских ремесленников на золото, очень цени­мую в Европе слоновую кость, рога носорогов, которым приписывали лечебные свойства, попу­гаев для знатных дам. Тогда же сделала первые шаги торговля европейцев «черными рабами». Их крали или покупали у местных вождей, а за­тем продавали в гаремы султанов, использовали в качестве охранников или редких «экспонатов».

Наши рекомендации