Начало вражеских бомбардировок.

В октябре 1941 года линия фронта максимально приблизилась к границам Ярославской области. Немецкие танковые части, которые вышли к каналу Москва-река — Волга, находились примерно в 50 километрах от юго-западной границы об­ласти. Ситуация стала чрезвычайно опасной, поэтому по решению ГКО 24 октября 1941 г. в крупных городах области были созданы чрезвычайные органы вла­сти — городские комитеты обороны.

Ярославский комитет обороны (ЯКО) возглавил Н. С. Патоличев. Кроме него в комитет вошел председа­тель облисполкома, начальник управления НКВД, воен­ный комендант города. Вся полнота политической, граж­данской и военной власти оказалась в руках этого органа. Он отвечал за решение таких важнейших вопросов, как формирование воинских частей, эвакуация промышлен­ных предприятий, производство военной техники, строи­тельство оборонительных сооружений и за многое другое. Среди самых первых распоряжений ЯКО приказы об обя­зательном введении на территории области светомаскиров­ки, об охране общественного порядка, о подготовке бомбо­убежищ, об изъятии у населения радиоприемников.

Такие жесткие меры вызывались чрезвычайностью самой обстановки. Осенью 1941 г. область действительно стала прифронтовой и в любой момент, это не было пре­увеличением, могла стать ареной боевых действий. В под­тверждение приведем такой факт. 19 ноября 1941 г. на­чальник штаба сухопутных войск немецкой армии генерал Ф. Гальдер после совещания у Гитлера записал в своем дневнике: «Операция в районе Москвы должна иметь целью — выход на рубеж Ярославль—Рыбинск и, возможно, Вологда». Угроза оккупации области стала, как никогда, реальной.

Именно в эти месяцы налеты вражеских бомбарди­ровщиков, которые начались с первых недель войны, ста ли чуть ли не обычным явлением. Приведем для примера сводку о налете фашистской авиации на Ярославль за 6 ноября 1941 г.: «Крупный налет фашистских самолетов на Ярославль. Над городом 13 немецких бомбардировщиков. Убито 80 человек. Ранено 150. Разрушено 12 деревянных жилых домов». А далее подобные же сводки за 10 ноября, 11 ноября, 12 ноября и т. д.

Бомбардировки наносили значительный материаль­ный ущерб городу. Например, только за октябрь 1941 г, произошло около ста групповых и одиночных налетов не­мецкой авиации. В результате погибло 327 человек, было ранено 552 человека, уничтожено 15 жилых домов, 4 же­лезнодорожных вокзала, 175 вагонов.

Усиленной бомбардировке подвергалась промышлен­ная зона и железные дороги. Так, под Ростовом немец­кая авиация разбомбила шедший на фронт воинский эшелон. Под Рыбинском в районе деревни Почесновики под вражескую бомбежку попал эшелон, перевозивший эвакуированных из блокадного Ленинграда детей. Почти все они погибли. Там же под Рыбинском в районе Копаево были разбиты крупные резервуары с бензином и нефтью. Очевидцы вспоминали, что десятки тысяч тонн горючего вылились на землю, загорелись, стекали по откосу в Волгу и издалека казалось, что горит даже вода в реке.

Н. С. Патоличев позже вспоминал, что когда в октяб­ре-1941 г. он в Москве докладывал о ситуации в области, о вражеских бомбардировках, на вопрос Сталина о том. сколько же сбито немецких самолетов над Ярославлем; он был вынужден признать: «Ни одного». Превосходстве немецкой авиации было полным.

Вскоре по личному приказу Сталина для защиты воз­душного пространства области сюда были направлены

4 авиационных полка противовоздушной обороны. Посте­пенно ситуация стала меняться в лучшую сторону.

В общей сложности силами ПВО и авиации над тер­риторией Ярославской области в годы войны было сбито 27 немецких самолетов.

Но и после принятия этих мер массированные налеты немецкой авиации продолжались до середины войны. Особенно интенсивно немцы бомбили железнодорожный мост через Волгу, который имел важное стратегическое значение. В одну из июньских ночей 1943 г. произошел налет, который сами зенитчики потом называли «звезд­ным»: казалось, самолетов было так много, как звезд на небе. Зенитки стреляли так часто, что раскалялись ство­лы орудий и их приходилось менять. Мост уцелел, но опасность его разрушения сохранялась. Поэтому на вся­кий случай саперами был подготовлен мост-дублер. Он был деревянным, но по форме почти полностью повто­рял очертания настоящего моста. В случае необходимости его можно было на понтонах очень быстро перекинуть че­рез Волгу и восстановить движение поездов. К счастью, этого так и не потребовалось.

В ночь с 9 на 10 июня 1943 г. крупнейшей за всю войну бомбардировке подверглись заводы Резиноасбестового комбината. На этот раз в значительной степени немцы добились, чего хотели. Прибывший на другой день в Яро­славль нарком по строительству СССР С. Г. Гинзбург дал такую картину увиденного на комбинате:

«Картина разрушений была потрясающей. Повсюду обгоревшие остовы несущих колонн, рухнувшие перекры­тия, обгорелое оборудование, электромоторы. И все зава­лено обрушившимися конструкциями. В оборудовании и электромоторах... были расплавлены все бронзовые под­шипники, сгорели все электрические обмотки в моторах, вышли из строя все наземные коммуникации и кабели...»

Завод на три месяца был выведен из строя. Но ровно через 100 дней героическими усилиями инженеров, тех­ников и рабочих все разрушенные предприятия комбина­та были восстановлены и снова давали необходимую Фронту продукцию.

С 1943 г. в области был налажен выпуск обуви на де­ревянной подошве. Деревянная подошва вырабатывалась из отходов древесины. В месяц изготавливали до 20 ты­сяч пар такой необычной обуви. На местное сырье был вынужден перейти и Первомайский фарфоровый завод в Рыбинском районе, который до войны получал глину с Украины. Посуда теперь получалась тяжелой и шерша­вой, но другого выхода у заводчан просто не было. В рай­оне Туношны и Карабихи обнаружили залежи охры, ко­торую стали использовать как сырье для лакокрасочной промышленности.

Экономить приходилось буквально на всем. Специаль­ным постановлением обком партии запретил, например, использовать в системе общественного питания продо­вольственный картофель целыми клубнями. У клубней надо было срезать верхушки и накапливать их в качестве семенного материала для посадки. Ученики сельских школ осенью после организованной уборки урожая участ­вовали в сборе колосков на полях, а также вручную пере­капывали картофельные поля после уборки картофеля. Все добытое таким путем шло в школьные столовые.

В 1943 г. в колхозах Ярославской области начали се­ять даже каучуконосы для резинотехнической промыш­ленности. Одну тысячу гектаров земли отдали для выра­щивания растения кок-сагыз, в млечном соке корней ко­торого содержался каучук.

Товары же народного потребления в годы войны поч­ти не производились. Люди донашивали те вещи, что ос­тавались с довоенного времени или же то обмундирова­ние, какое выдавалось военнослужащим.

Ярославская промышленность.

Накануне войны промышленный потенциал фашистской Германии и захваченных ею стран существенно превосходил промышленный потенциал Советского Союза. Кроме того, многие промышленно развитые районы СССР были оккупированы немецкими войсками в начале войны. Перед советской эко­номикой стояла чрезвычайно трудная задача — в кратчай­ший срок превзойти военное производство Германии по всем основным показателям.

Начало вражеских бомбардировок. - student2.ru

Для выполнения этой задачи почти все предприятия страны переводились на выпуск военной продукции. Предприятия Ярославской области перешли на «военные рельсы» в различные сроки. Для некоторых предприятий потребовалось около трех месяцев, для других процесс за­вершился только к лету 1942 г. Практически все ярослав­ские предприятия работали теперь для фронта, для победы.

Ярославский автомобильный завод уже осенью 1941 г. половину своей продукции отправлял на фронт. Среди основных видов такой продукции — артиллерий­ские тягачи, снаряды, мины, автоматы. В короткий срок по поручению ЯКО на заводе наладили производство пис­толетов-пулеметов Шпагина (ППШ). Вместе с автомобиле­строителями еще 15 ярославских заводов участвовали в производстве этого грозного оружия.

Рыбинский завод полиграфических машин уже осе­нью 1941 г. перешел на выпуск 82-мм минометов, а Ры­бинский завод дорожных машин освоил производство ми­нометов и осколочных авиабомб. Ярославский завод «Красный маяк» изготавливал артиллерийские снаряды и зажигательные авиабомбы. Такую же продукцию дела­ли на ярославском паровозостроительном и электромаши­ностроительном заводах. Боевые катера для военно-мор­ского флота выпускали Ярославский и Рыбинский судо­строительные заводы и Рыбинская судоверфь.

Даже такое небольшое предприятие, относившееся к системе пищевой промышленности, как Ярославский ликероводочный завод, стало выпускать продукцию для нужд фронта. На заводе вырабатывали «коктейль Молотова» — зажигательную смесь, которую на фронте использо­вали для уничтожения фашистских танков. Начиная с 1942 г. завод в год выпускал такой продукции на 130 тысяч рублей.

Предприятия химической и резинотехнической про­мышленности освоили выпуск более чем 450 видов про­дукции для фронта, а всего, по данным Ярославского ко­митета обороны, промышленность области поставляла на фронт около 760 видов военной продукции.

В годы войны продолжал развиваться и энергетиче­ский комплекс области. Несмотря на трудности, к концу войны удалось ввести в эксплуатацию третий агрегат Ры­бинской ГЭС. Новая турбина была изготовлена в блокад­ном Ленинграде на Балтийском заводе и доставлена в Рыбинск. К концу войны Рыбинская и Угличская элек­тростанции выработали приблизительно 3,2 миллиарда киловатт-часов электроэнергии. Это означало, что при­мерно одна треть всей энергии, потребляемой Москвой, производилась в Ярославской области. А на начальном этапе войны до 50% всей необходимой энергии Москва получала из Рыбинска и Углича.

Предприятия Ярославской железной дороги непосред­ственно военную продукцию не производили, но значение транспорта в войне трудно переоценить. Ярославские же­лезнодорожники за все годы войны погрузили, разгрузи­ли, обработали и пропустили транзитом более 6 миллио­нов вагонов с оборудованием, сырьем, военной продукци­ей, людьми и т. д. Ярославские речники отправили в пункты назначения, в том числе и в Сталинград во вре­мя Сталинградской битвы до 1200 военных транспортов и боевых катеров.

Успехи промышленности в значительной мере можно объяснить и тем массовым соревнованием, которое развер­нулось в годы войны на всех предприятиях области. В ос­нове этого соревнования лежали, несомненно, патриотиче­ские настроения, присущие основной массе населения в го­ды войны. Этот патриотический порыв способствовал тому, что оборонные предприятия области более 120 раз награж­дались, как победители Всесоюзного социалистического со­ревнования, переходящими Красными знаменами Государ­ственного комитета обороны и ЦК ВКП(б).

Наши рекомендации