Начало вражеских бомбардировок.
В октябре 1941 года линия фронта максимально приблизилась к границам Ярославской области. Немецкие танковые части, которые вышли к каналу Москва-река — Волга, находились примерно в 50 километрах от юго-западной границы области. Ситуация стала чрезвычайно опасной, поэтому по решению ГКО 24 октября 1941 г. в крупных городах области были созданы чрезвычайные органы власти — городские комитеты обороны.
Ярославский комитет обороны (ЯКО) возглавил Н. С. Патоличев. Кроме него в комитет вошел председатель облисполкома, начальник управления НКВД, военный комендант города. Вся полнота политической, гражданской и военной власти оказалась в руках этого органа. Он отвечал за решение таких важнейших вопросов, как формирование воинских частей, эвакуация промышленных предприятий, производство военной техники, строительство оборонительных сооружений и за многое другое. Среди самых первых распоряжений ЯКО приказы об обязательном введении на территории области светомаскировки, об охране общественного порядка, о подготовке бомбоубежищ, об изъятии у населения радиоприемников.
Такие жесткие меры вызывались чрезвычайностью самой обстановки. Осенью 1941 г. область действительно стала прифронтовой и в любой момент, это не было преувеличением, могла стать ареной боевых действий. В подтверждение приведем такой факт. 19 ноября 1941 г. начальник штаба сухопутных войск немецкой армии генерал Ф. Гальдер после совещания у Гитлера записал в своем дневнике: «Операция в районе Москвы должна иметь целью — выход на рубеж Ярославль—Рыбинск и, возможно, Вологда». Угроза оккупации области стала, как никогда, реальной.
Именно в эти месяцы налеты вражеских бомбардировщиков, которые начались с первых недель войны, ста ли чуть ли не обычным явлением. Приведем для примера сводку о налете фашистской авиации на Ярославль за 6 ноября 1941 г.: «Крупный налет фашистских самолетов на Ярославль. Над городом 13 немецких бомбардировщиков. Убито 80 человек. Ранено 150. Разрушено 12 деревянных жилых домов». А далее подобные же сводки за 10 ноября, 11 ноября, 12 ноября и т. д.
Бомбардировки наносили значительный материальный ущерб городу. Например, только за октябрь 1941 г, произошло около ста групповых и одиночных налетов немецкой авиации. В результате погибло 327 человек, было ранено 552 человека, уничтожено 15 жилых домов, 4 железнодорожных вокзала, 175 вагонов.
Усиленной бомбардировке подвергалась промышленная зона и железные дороги. Так, под Ростовом немецкая авиация разбомбила шедший на фронт воинский эшелон. Под Рыбинском в районе деревни Почесновики под вражескую бомбежку попал эшелон, перевозивший эвакуированных из блокадного Ленинграда детей. Почти все они погибли. Там же под Рыбинском в районе Копаево были разбиты крупные резервуары с бензином и нефтью. Очевидцы вспоминали, что десятки тысяч тонн горючего вылились на землю, загорелись, стекали по откосу в Волгу и издалека казалось, что горит даже вода в реке.
Н. С. Патоличев позже вспоминал, что когда в октябре-1941 г. он в Москве докладывал о ситуации в области, о вражеских бомбардировках, на вопрос Сталина о том. сколько же сбито немецких самолетов над Ярославлем; он был вынужден признать: «Ни одного». Превосходстве немецкой авиации было полным.
Вскоре по личному приказу Сталина для защиты воздушного пространства области сюда были направлены
4 авиационных полка противовоздушной обороны. Постепенно ситуация стала меняться в лучшую сторону.
В общей сложности силами ПВО и авиации над территорией Ярославской области в годы войны было сбито 27 немецких самолетов.
Но и после принятия этих мер массированные налеты немецкой авиации продолжались до середины войны. Особенно интенсивно немцы бомбили железнодорожный мост через Волгу, который имел важное стратегическое значение. В одну из июньских ночей 1943 г. произошел налет, который сами зенитчики потом называли «звездным»: казалось, самолетов было так много, как звезд на небе. Зенитки стреляли так часто, что раскалялись стволы орудий и их приходилось менять. Мост уцелел, но опасность его разрушения сохранялась. Поэтому на всякий случай саперами был подготовлен мост-дублер. Он был деревянным, но по форме почти полностью повторял очертания настоящего моста. В случае необходимости его можно было на понтонах очень быстро перекинуть через Волгу и восстановить движение поездов. К счастью, этого так и не потребовалось.
В ночь с 9 на 10 июня 1943 г. крупнейшей за всю войну бомбардировке подверглись заводы Резиноасбестового комбината. На этот раз в значительной степени немцы добились, чего хотели. Прибывший на другой день в Ярославль нарком по строительству СССР С. Г. Гинзбург дал такую картину увиденного на комбинате:
«Картина разрушений была потрясающей. Повсюду обгоревшие остовы несущих колонн, рухнувшие перекрытия, обгорелое оборудование, электромоторы. И все завалено обрушившимися конструкциями. В оборудовании и электромоторах... были расплавлены все бронзовые подшипники, сгорели все электрические обмотки в моторах, вышли из строя все наземные коммуникации и кабели...»
Завод на три месяца был выведен из строя. Но ровно через 100 дней героическими усилиями инженеров, техников и рабочих все разрушенные предприятия комбината были восстановлены и снова давали необходимую Фронту продукцию.
С 1943 г. в области был налажен выпуск обуви на деревянной подошве. Деревянная подошва вырабатывалась из отходов древесины. В месяц изготавливали до 20 тысяч пар такой необычной обуви. На местное сырье был вынужден перейти и Первомайский фарфоровый завод в Рыбинском районе, который до войны получал глину с Украины. Посуда теперь получалась тяжелой и шершавой, но другого выхода у заводчан просто не было. В районе Туношны и Карабихи обнаружили залежи охры, которую стали использовать как сырье для лакокрасочной промышленности.
Экономить приходилось буквально на всем. Специальным постановлением обком партии запретил, например, использовать в системе общественного питания продовольственный картофель целыми клубнями. У клубней надо было срезать верхушки и накапливать их в качестве семенного материала для посадки. Ученики сельских школ осенью после организованной уборки урожая участвовали в сборе колосков на полях, а также вручную перекапывали картофельные поля после уборки картофеля. Все добытое таким путем шло в школьные столовые.
В 1943 г. в колхозах Ярославской области начали сеять даже каучуконосы для резинотехнической промышленности. Одну тысячу гектаров земли отдали для выращивания растения кок-сагыз, в млечном соке корней которого содержался каучук.
Товары же народного потребления в годы войны почти не производились. Люди донашивали те вещи, что оставались с довоенного времени или же то обмундирование, какое выдавалось военнослужащим.
Ярославская промышленность.
Накануне войны промышленный потенциал фашистской Германии и захваченных ею стран существенно превосходил промышленный потенциал Советского Союза. Кроме того, многие промышленно развитые районы СССР были оккупированы немецкими войсками в начале войны. Перед советской экономикой стояла чрезвычайно трудная задача — в кратчайший срок превзойти военное производство Германии по всем основным показателям.
Для выполнения этой задачи почти все предприятия страны переводились на выпуск военной продукции. Предприятия Ярославской области перешли на «военные рельсы» в различные сроки. Для некоторых предприятий потребовалось около трех месяцев, для других процесс завершился только к лету 1942 г. Практически все ярославские предприятия работали теперь для фронта, для победы.
Ярославский автомобильный завод уже осенью 1941 г. половину своей продукции отправлял на фронт. Среди основных видов такой продукции — артиллерийские тягачи, снаряды, мины, автоматы. В короткий срок по поручению ЯКО на заводе наладили производство пистолетов-пулеметов Шпагина (ППШ). Вместе с автомобилестроителями еще 15 ярославских заводов участвовали в производстве этого грозного оружия.
Рыбинский завод полиграфических машин уже осенью 1941 г. перешел на выпуск 82-мм минометов, а Рыбинский завод дорожных машин освоил производство минометов и осколочных авиабомб. Ярославский завод «Красный маяк» изготавливал артиллерийские снаряды и зажигательные авиабомбы. Такую же продукцию делали на ярославском паровозостроительном и электромашиностроительном заводах. Боевые катера для военно-морского флота выпускали Ярославский и Рыбинский судостроительные заводы и Рыбинская судоверфь.
Даже такое небольшое предприятие, относившееся к системе пищевой промышленности, как Ярославский ликероводочный завод, стало выпускать продукцию для нужд фронта. На заводе вырабатывали «коктейль Молотова» — зажигательную смесь, которую на фронте использовали для уничтожения фашистских танков. Начиная с 1942 г. завод в год выпускал такой продукции на 130 тысяч рублей.
Предприятия химической и резинотехнической промышленности освоили выпуск более чем 450 видов продукции для фронта, а всего, по данным Ярославского комитета обороны, промышленность области поставляла на фронт около 760 видов военной продукции.
В годы войны продолжал развиваться и энергетический комплекс области. Несмотря на трудности, к концу войны удалось ввести в эксплуатацию третий агрегат Рыбинской ГЭС. Новая турбина была изготовлена в блокадном Ленинграде на Балтийском заводе и доставлена в Рыбинск. К концу войны Рыбинская и Угличская электростанции выработали приблизительно 3,2 миллиарда киловатт-часов электроэнергии. Это означало, что примерно одна треть всей энергии, потребляемой Москвой, производилась в Ярославской области. А на начальном этапе войны до 50% всей необходимой энергии Москва получала из Рыбинска и Углича.
Предприятия Ярославской железной дороги непосредственно военную продукцию не производили, но значение транспорта в войне трудно переоценить. Ярославские железнодорожники за все годы войны погрузили, разгрузили, обработали и пропустили транзитом более 6 миллионов вагонов с оборудованием, сырьем, военной продукцией, людьми и т. д. Ярославские речники отправили в пункты назначения, в том числе и в Сталинград во время Сталинградской битвы до 1200 военных транспортов и боевых катеров.
Успехи промышленности в значительной мере можно объяснить и тем массовым соревнованием, которое развернулось в годы войны на всех предприятиях области. В основе этого соревнования лежали, несомненно, патриотические настроения, присущие основной массе населения в годы войны. Этот патриотический порыв способствовал тому, что оборонные предприятия области более 120 раз награждались, как победители Всесоюзного социалистического соревнования, переходящими Красными знаменами Государственного комитета обороны и ЦК ВКП(б).