Строительство волжских гидроэлектростанций.
Пуск крупных предприятий первой пятилетки вновь обострил проблему энергоснабжения в крае. Мощностей Ляпинской электростанции уже не хватало для ярославской промышленности. Да и в целом в стране ощущался сильный дефицит электроэнергии.
Уже в начале 30-х гг. ученые начали разрабатывать проект «Большой Волги», который предусматривал строительство целого ряда электростанций на Волге.
В марте 1932 г. правительство РСФСР приняло постановление «О строительстве электростанций на Волге», в котором наряду со многими электростанциями в других регионах предполагалось строительство станции и в пределах Ярославского округа. Для этого в Ярославль были перебазированы мощности Днепростроя, на базе которого возникла строительная организация Средневолгострои.
Поначалу строительство гидроэлектростанции было запланировано вблизи Ярославля в районе Верхнего острова и села Воздвиженское.
В 1932 г. был проведен призыв молодежи на стройку, и начались строительные работы. Но вскоре группа молодых инженеров института «Гидростройпроект» предложила альтернативный и, как они считали, более экономичный вариант строительства электростанции в районе Рыбинска.
Этот вариант предполагал создание крупного водохранилища в Молого-Шекснинской низменности. Это водохранилище подняло бы уровень воды в Волге, обеспечило надежное судоходство. Кроме того, мощность Рыбинской ГЭС была бы больше, чем Ярославской.
Правительство СССР назначило экспертизу проекта. После ее проведения было принято решение: строительство Ярославского гидроузла, как неэффективного, прекратить, гидроузел перенести в район Рыбинска, разместив его раздельно на реке Волге в районе села Переборы и на реке Шексне, «выведя город Рыбинск из зоны затопления
и не препятствуя его будущему развитию». Этим решением Правительства Рыбинск был спасен, но Молога была обречена на затопление.
Постановлением правительства СССР от 14 сентября 1935 г. «О строительстве гидроузлов в районе Углича и Рыбинска» наряду с Рыбинской ГЭС мощностью 330 тысяч киловатт должна была строиться и Угличская ГЭС мощностью 110 тысяч киловатт. Суммарная мощность этих станций — 440 тысяч киловатт — существенно превышала предполагаемую мощность Ярославской ГЭС — 300 тысяч киловатт.
Для того чтобы построенные под Ярославлем строительные объекты не пропали даром, на их основе был возведен опытный завод резиноасбестового комбината «Резинотехника».
А в районе Рыбинска развернулась грандиозная стройка. У села Переборы строили мощную плотину и шлюзы, а в нескольких километрах от них на реке Шексне возводилась сама Рыбинская ГЭС. Сейчас хорошо известно, что так называемый Волгострой, организация, которая осуществляла это строительство, являлась составной частью печально знаменитого ГУЛАГа, Главного управления лагерями в системе НКВД. А это означало, что на строительстве было занято большое количество заключенных, которые были сконцентрированы в так называемом Во л го л are.
Волголаг, управление которого располагалось в селе Переборы, был создан в декабре 1935 г. Численность заключенных в лагере составляла тогда около 19 тысяч человек, но с ростом объемов строительства увеличивалась и численность заключенных. Например, в 1937 г. в лагере находилось 35 тысяч человек, а максимальное число заключенных было в лагере к началу войны — 85 тысяч человек. Вопреки расхожему мнению, две трети заключенных Волголага представляли собой обычный уголовный элемент, и только 15—20% заключенных в разные годы были осуждены по печально знаменитой 58-й статье Уголовного кодекса, то есть являлись «политическими». Для них заключение в лагере, несомненно, являлось огромной личной трагедией.
Переселение Мологи.
Трагедией стало это строительство для тысяч мологжан, которые вынуждены были покинуть родные места, попадавшие под затопление. Жителям Мологского района было объявлено о предстоявшем переселении осенью 1936 г. Причем местные власти поставили условие: к концу года переселить около 60% жителей города Мологи и вывезти их дома. За два месяца, оставшиеся до замерзания рек Волги и Мологи, это было совершенно нереально, но власти настаивали на своем. Жители, как могли, протестовали. Архивы сохранили для нас доводы мологжан, не желавших безрассудно выполнять такие приказы. «Поздно дома сейчас перевозить,— говорил в Мологском совете один из жителей города. — Если мы дома сейчас и сплавим и на новом месте поставим, жить в них все равно нельзя будет — сырые они будут стоять до лета. Мы же люди, не собаки!»
Но власти упорно стояли на своем. «Закончить переселение Мологи к 1 ноября 1936 г.» — таким было окончательное решение вопроса. Однако выполнить это решение все-таки не удалось. Переселение жителей Мологско-го района фактически растянулось почти на четыре года. Большая часть мологжан была поселена недалеко от Рыбинска в поселке Слип, который тогда называли Новой Мологой, но это название не прижилось. Часть оказалась в соседних районах и городах, в Ярославле, Москве, Ленинграде и других местах, где до сих пор существуют объединения бывших жителей Мологского края под названием «Землячества мологжан».