Строительство волжских гидроэлектростанций.

Пуск крупных предприятий первой пятилетки вновь обострил проблему энергоснабжения в крае. Мощностей Ляпинской электростанции уже не хватало для ярослав­ской промышленности. Да и в целом в стране ощущался сильный дефицит электроэнергии.

Уже в начале 30-х гг. ученые начали разрабатывать проект «Большой Волги», который предусматривал строительство целого ряда элек­тростанций на Волге.

В марте 1932 г. правительство РСФСР приняло поста­новление «О строительстве электростанций на Волге», в котором наряду со многими электростанциями в других регионах предполагалось строительство станции и в пре­делах Ярославского округа. Для этого в Ярославль были перебазированы мощности Днепростроя, на базе которого возникла строительная организация Средневолгострои.

Поначалу строительство гидроэлектростанции было запланировано вблизи Ярославля в районе Верхнего ост­рова и села Воздвиженское.

В 1932 г. был проведен призыв молодежи на стройку, и начались строительные работы. Но вскоре группа моло­дых инженеров института «Гидростройпроект» предложи­ла альтернативный и, как они считали, более экономич­ный вариант строительства электростанции в районе Ры­бинска.

Этот вариант предполагал создание крупного водохра­нилища в Молого-Шекснинской низменности. Это водо­хранилище подняло бы уровень воды в Волге, обеспечило надежное судоходство. Кроме того, мощность Рыбинской ГЭС была бы больше, чем Ярославской.

Правительство СССР назначило экспертизу проекта. После ее проведения было принято решение: строительство Ярославского гидроузла, как неэффективного, прекратить, гидроузел перенести в район Рыбинска, разместив его раз­дельно на реке Волге в районе села Переборы и на реке Шексне, «выведя город Рыбинск из зоны затопления

и не препятствуя его будущему развитию». Этим решением Правительства Рыбинск был спасен, но Молога была обре­чена на затопление.

Постановлением правительства СССР от 14 сентября 1935 г. «О строительстве гидроузлов в районе Углича и Рыбинска» наряду с Рыбинской ГЭС мощностью 330 тысяч киловатт должна была строиться и Угличская ГЭС мощностью 110 тысяч киловатт. Суммарная мощ­ность этих станций — 440 тысяч киловатт — существенно превышала предполагаемую мощность Ярославской ГЭС — 300 тысяч киловатт.

Для того чтобы построенные под Ярославлем строи­тельные объекты не пропали даром, на их основе был возведен опытный завод резиноасбестового комбината «Резинотехника».

А в районе Рыбинска развернулась грандиозная строй­ка. У села Переборы строили мощную плотину и шлюзы, а в нескольких километрах от них на реке Шексне возво­дилась сама Рыбинская ГЭС. Сейчас хорошо известно, что так называемый Волгострой, организация, которая осуществляла это строительство, являлась составной ча­стью печально знаменитого ГУЛАГа, Главного управле­ния лагерями в системе НКВД. А это означало, что на строительстве было занято большое количество заключен­ных, которые были сконцентрированы в так называемом Во л го л are.

Волголаг, управление которого располагалось в селе Переборы, был создан в декабре 1935 г. Численность за­ключенных в лагере составляла тогда около 19 тысяч че­ловек, но с ростом объемов строительства увеличивалась и численность заключенных. Например, в 1937 г. в лаге­ре находилось 35 тысяч человек, а максимальное число заключенных было в лагере к началу войны — 85 тысяч человек. Вопреки расхожему мнению, две трети заклю­ченных Волголага представляли собой обычный уголов­ный элемент, и только 15—20% заключенных в разные годы были осуждены по печально знаменитой 58-й статье Уголовного кодекса, то есть являлись «политическими». Для них заключение в лагере, несомненно, являлось огромной личной трагедией.

Строительство волжских гидроэлектростанций. - student2.ru

Строительство волжских гидроэлектростанций. - student2.ru

Переселение Мологи.

Трагедией стало это строительство для тысяч мологжан, которые вынуждены были покинуть род­ные места, попадавшие под затопление. Жителям Мологского района было объявлено о предстоявшем переселении осенью 1936 г. Причем местные власти поставили усло­вие: к концу года переселить около 60% жителей города Мологи и вывезти их дома. За два месяца, оставшиеся до замерзания рек Волги и Мологи, это было совершенно не­реально, но власти настаивали на своем. Жители, как могли, протестовали. Архивы сохранили для нас доводы мологжан, не желавших безрассудно выполнять такие приказы. «Поздно дома сейчас перевозить,— говорил в Мологском совете один из жителей города. — Если мы дома сейчас и сплавим и на новом месте поставим, жить в них все равно нельзя будет — сырые они будут стоять до лета. Мы же люди, не собаки!»

Но власти упорно стояли на своем. «Закончить пере­селение Мологи к 1 ноября 1936 г.» — таким было окон­чательное решение вопроса. Однако выполнить это реше­ние все-таки не удалось. Переселение жителей Мологско-го района фактически растянулось почти на четыре года. Большая часть мологжан была поселена недалеко от Ры­бинска в поселке Слип, который тогда называли Новой Мологой, но это название не прижилось. Часть оказалась в соседних районах и городах, в Ярославле, Москве, Ле­нинграде и других местах, где до сих пор существуют объединения бывших жителей Мологского края под названием «Землячества мологжан».

Наши рекомендации