Строительство резиноасбестового комбината.

Самым крупным объектом пятилетки должен был стать резиноасбесто комбинат

в Ярославле. После пуска на проектную мощность он должен был перерабатывать 75% общесоюзного или 20% мирового производства каучука. Комбинат должен был состоять из нескольких заводов, связанных друг с другом единым технологическим процессом: это механический, шинный, асбестовый, подошвенный, регенераторный за­воды и кордная фабрика. Самым важным в этой цепочке был шинный завод, который должен был производить ав­топокрышки практически для всей автомобильной и тракторной промышленности страны.

Комбинат начали строить в 1929 г. на берегу Волги рядом с Полушкиной рощей. На строительство были мо­билизованы тысячи ярославских и костромских кресть­ян, а также выходцы из губерний Среднего Поволжья. В разгар строительства здесь было занято более 20 тысяч человек. Трудности были весьма характерными для всех строек первой пятилетки: бараки, недостаток продоволь­ствия, слабая техническая оснащенность стройки. Доста­точно сказать, что на объектах комбината использовалось всего семь автомашин. Лопата и тачка оставались главными орудиями труда.

Правда, при создании комбината в значительных мас­штабах использовался опыт зарубежных стран. Группа ярославских инженеров побывала в США, где ознакоми­лась с работой подобных предприятий. Некоторые амери­канские фирмы поставили в Ярославль техническую до­кументацию. На строительстве, а затем и в процессе про­изводства автопокрышек была занята группа американских инженеров и техников.

Всего этого было недостаточно. И уже в ходе строи­тельства на различных курсах без отрыва от производст­ва было подготовлено свыше пяти тысяч квалифициро­ванных рабочих. Более 800 рабочих и техников для ком­бината направили в Ярославль из других городов страны.

7 ноября 1932 г. Ярославский резиноасбестовый ком­бинат, который возглавил бывший начальник строитель­ства Д. Л. Михайлов, изготовил первую автопокрышку. Это событие стало историческим не только для Ярослав­ля, но и для всей советской промышленности.

Строительство резиноасбестового комбината. - student2.ru

Еще одним крупным объектом пятилетки в Ярославле стал завод СК-1. Синтетический каучук должен был за­менить натуральный каучук, который за большие деньги закупали за границей. Синтетический каучук должен был служить основным сырьем для производства автопо­крышек, поэтому завод СК-1 строили в непосредственной близости от резиноасбестового комбината.

Всесоюзный конкурс на разработку методов получения синтетического каучука был объявлен еще в 1926 г. Побе­дителем конкурса стал ленинградский профессор С. В. Ле­бедев, который предложил изготавливать каучук из пище­вого спирта, получаемого, в свою очередь, из картофеля. Ярославская губерния традиционно являлась крупнейшим в стране производителем картофеля. Из этого картофеля на Ярославском спиртоводочном заводе получали спирт. Так выстраивалась технологическая цепочка и создава­лись необходимые условия для строительства завода СК-1 именно в Ярославле.

Завод СК-1 начали строить летом 1931 г., а готовую продукцию он должен был дать уже в 1932 г., то есть к пуску резиноасбестового комбината. Завод нужно было построить, таким образом, в рекордно короткие сроки. И это удалось сделать.

Уже 7 июля 1932 г. в Ярославле был получен первый в мире (!) искусственный каучук, и на торжественном соб­рании в театре имени Ф. Г. Волкова профессор С. В. Лебе­дев взволнованно благодарил ярославских специалистов, без преувеличения совершивших революцию в мировой технологии.

Одновременно с сооружением промышленных гиган­тов в годы пятилетки происходила коренная реконструк­ция старых предприятий. С 1929 г. началась реконструк­ция Ярославского автозавода. Появились новые цехи. В пять раз выросла численность работающих. Завод на­чал выпускать новые модификации грузовых автомоби­лей — «Я-4», «ЯЧ5» и другие. А в 1931 г. коллектив за­вода выпустил опытный образец 12-тонного грузовика, который вместе с другими образцами советской техники участвовал в праздновании годовщины Октябрьской революции в Москве на Красной площади.

На Рыбинском заводе «Металлист» с 1931 г. был на­лажен выпуск отечественных полиграфических машин «Пионер» производительностью до 18 тысяч экземпляров

газет в час..

Бывший завод «Трансстрой» в Рыбинске после серьез­ной реконструкции перешел на выпуск дорожной техни­ки — моторных катков.

Строительство резиноасбестового комбината. - student2.ru

Наши рекомендации