Строительство резиноасбестового комбината.
Самым крупным объектом пятилетки должен был стать резиноасбесто комбинат
в Ярославле. После пуска на проектную мощность он должен был перерабатывать 75% общесоюзного или 20% мирового производства каучука. Комбинат должен был состоять из нескольких заводов, связанных друг с другом единым технологическим процессом: это механический, шинный, асбестовый, подошвенный, регенераторный заводы и кордная фабрика. Самым важным в этой цепочке был шинный завод, который должен был производить автопокрышки практически для всей автомобильной и тракторной промышленности страны.
Комбинат начали строить в 1929 г. на берегу Волги рядом с Полушкиной рощей. На строительство были мобилизованы тысячи ярославских и костромских крестьян, а также выходцы из губерний Среднего Поволжья. В разгар строительства здесь было занято более 20 тысяч человек. Трудности были весьма характерными для всех строек первой пятилетки: бараки, недостаток продовольствия, слабая техническая оснащенность стройки. Достаточно сказать, что на объектах комбината использовалось всего семь автомашин. Лопата и тачка оставались главными орудиями труда.
Правда, при создании комбината в значительных масштабах использовался опыт зарубежных стран. Группа ярославских инженеров побывала в США, где ознакомилась с работой подобных предприятий. Некоторые американские фирмы поставили в Ярославль техническую документацию. На строительстве, а затем и в процессе производства автопокрышек была занята группа американских инженеров и техников.
Всего этого было недостаточно. И уже в ходе строительства на различных курсах без отрыва от производства было подготовлено свыше пяти тысяч квалифицированных рабочих. Более 800 рабочих и техников для комбината направили в Ярославль из других городов страны.
7 ноября 1932 г. Ярославский резиноасбестовый комбинат, который возглавил бывший начальник строительства Д. Л. Михайлов, изготовил первую автопокрышку. Это событие стало историческим не только для Ярославля, но и для всей советской промышленности.
Еще одним крупным объектом пятилетки в Ярославле стал завод СК-1. Синтетический каучук должен был заменить натуральный каучук, который за большие деньги закупали за границей. Синтетический каучук должен был служить основным сырьем для производства автопокрышек, поэтому завод СК-1 строили в непосредственной близости от резиноасбестового комбината.
Всесоюзный конкурс на разработку методов получения синтетического каучука был объявлен еще в 1926 г. Победителем конкурса стал ленинградский профессор С. В. Лебедев, который предложил изготавливать каучук из пищевого спирта, получаемого, в свою очередь, из картофеля. Ярославская губерния традиционно являлась крупнейшим в стране производителем картофеля. Из этого картофеля на Ярославском спиртоводочном заводе получали спирт. Так выстраивалась технологическая цепочка и создавались необходимые условия для строительства завода СК-1 именно в Ярославле.
Завод СК-1 начали строить летом 1931 г., а готовую продукцию он должен был дать уже в 1932 г., то есть к пуску резиноасбестового комбината. Завод нужно было построить, таким образом, в рекордно короткие сроки. И это удалось сделать.
Уже 7 июля 1932 г. в Ярославле был получен первый в мире (!) искусственный каучук, и на торжественном собрании в театре имени Ф. Г. Волкова профессор С. В. Лебедев взволнованно благодарил ярославских специалистов, без преувеличения совершивших революцию в мировой технологии.
Одновременно с сооружением промышленных гигантов в годы пятилетки происходила коренная реконструкция старых предприятий. С 1929 г. началась реконструкция Ярославского автозавода. Появились новые цехи. В пять раз выросла численность работающих. Завод начал выпускать новые модификации грузовых автомобилей — «Я-4», «ЯЧ5» и другие. А в 1931 г. коллектив завода выпустил опытный образец 12-тонного грузовика, который вместе с другими образцами советской техники участвовал в праздновании годовщины Октябрьской революции в Москве на Красной площади.
На Рыбинском заводе «Металлист» с 1931 г. был налажен выпуск отечественных полиграфических машин «Пионер» производительностью до 18 тысяч экземпляров
газет в час..
Бывший завод «Трансстрой» в Рыбинске после серьезной реконструкции перешел на выпуск дорожной техники — моторных катков.