Налоговые правоотношения: понятие и элементы.
Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами налогового права общественные отношения между налогоплательщиками (физическими лицами и организациями) и уполномоченными государственными органами по поводу перехода права собственности на денежные средства от налогоплательщиков к государству во внесудебном порядке, возникающие вследствие осуществления налогоплательщиком сложного комплекса действий, направленных на приобретение установленного правовыми нормами объекта налоговых правоотношений.
Признаки правоотношений:
· правоотношения - это общественные отношения;
· правоотношения существуют в неразрывной связи с правовыми нормами;
· участники правоотношений связаны взаимными правами и обязанностями;
· правоотношения носят волевой характер;
· правоотношения охраняются принудительной силой государства.
Налоговые правоотношения, как и любые иные, состоят из трех элементов, к которым относятся: субъекты налоговых правоотношений; объект налоговых правоотношений; содержание налоговых правоотношений.
Основанием возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений являются юридические факты - факты реальной действительности, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Субъектаминалоговых правоотношений признаются государственные органы, указанные в ст. 4 Налогового кодекса, с одной стороны, и плательщики налогов, сборов (пошлин), перечень которых предусмотрен ст. 13 Налогового кодекса, с другой.
Так, в соответствии со ст. 4 Налогового кодекса в качестве участников налоговых правоотношений со стороны государства выступают:
• Министерство по налогам и сборам и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь;
• Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни;
• республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);
• Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы (при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом и другим законодательством).
В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса плательщиками признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин).
Под организациями понимаются:
• юридические лица Республики Беларусь. Юридическим лицом Республики Беларусь в соответствии со ст. 14 Налогового кодекса признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь. Такие организации имеют статус налогового резидента Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам, полученным как на территории Беларуси, так и за ее пределами, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами;
• иностранные юридические лица и международные организации. Иностранным юридическим лицом в соответствии со ст. 14 Налогового кодекса признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь. Иностранные организации не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по доходам, полученным от деятельности на территории Беларуси, и по имуществу, расположенному на территории Беларуси.
В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса местом нахождения организации, по общему правилу, признается место его государственной регистрации;
• простые товарищества (участники договора о совместной деятельности). От имени простого товарищества налоговую обязанность исполняет участник, на которого договором возложена
обязанность по ведению общих дел либо получивший выручку от совместной деятельности до ее распределения;
• хозяйственные группы. От имени хозяйственной группы налоговые обязанности исполняет головная организация (центральная компания) либо участник хозяйственной группы, который в соответствии с законодательством или договором наделен полномочиями по ведению дел этой группы;
• филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, которым предоставлено в соответствии с законодательством право исполнять налоговые обязанности юридических лиц.
Вышеперечисленные организации как плательщиков налоговых платежей следует подразделить на частные и государственные, которые в свою очередь подразделяются на коммерческие и некоммерческие (финансируемые из бюджета). Бюджетные организации в отличие от коммерческих освобождены от обязанности по уплате некоторых налогов и сборов, что в свою очередь требует законодательного закрепления понятия бюджетной организации, Так, в соответствии со ст. 16 Налогового кодекса организацией, финансируемой из бюджета (бюджетной организацией), признается организация, созданная государственным органом, в том числе местным Советом депутатов, исполнительным и распорядительным органом, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации и ведет бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке.
К указанным организациям не относятся организации:
• получающие дотацию (целевое финансирование) за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;
• получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности.
Под физическими лицами понимаются:
• граждане Республики Беларусь;
• граждане либо подданные иностранного государства;
• лица без гражданства (подданства).
В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица независимо от отсутствия гражданства или принадлежности к гражданству Республики Беларусь либо иностранного государства, которые фактически находились на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году.
Временем фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь признается время его непосредственного пребывания на территории Беларуси, а также время, на которое это лицо выезжало за пределы государственной территории на лечение, отдых, в командировку или на учебу, за исключением времени, в течение которого физическое лицо пребывало в Республике Беларусь:
• в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус, или в качестве члена семьи такого лица;
• в качестве сотрудника международной организации, созданной по межгосударственному соглашению, участником которого является Республика Беларусь, или в качестве члена семьи такого сотрудника;
• на лечении или отдыхе, если это физическое лицо находилось в Республике Беларусь исключительно с этой целью или с этими целями;
• исключительно для следования из одного иностранного государства в другое иностранное государство через территорию Республики Беларусь одним транспортным средством либо исключительно с целью пересадки с одного транспортного средства на другое при таком следовании (транзитное следование).
К физическим лицам как налогоплательщикам приравниваются индивидуальные предприниматели, которыми в соответствии со ст. 19 Налогового кодекса признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а также частные нотариусы.
Следует отметить, что физические лица, не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность в нарушение требований законодательных актов, при исполнении обязанностей, возложенных на них актами налогового законодательства, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Таким образом, при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности виновные в нарушении законодательства физические лица кроме применения к ним мер юридической ответственности будут обязаны уплатить налоговые платежи, исчисленные налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством.
Объектомналоговых правоотношений в теории налогового права признаются денежные средства (валовая выручка, прибыль, фонд оплаты труда и т.п.), физические величины (объемы добываемых из природной среды ресурсов, площадь земельного участка, игровой стол и т.п.), стоимость имущества (стоимость объекта, не завершенного строительством, остаточная стоимость имущества, являющегося основными фондами, и т.п.).
К объектам налоговых правоотношений (налогообложения) относятся товары в стоимостном или количественном выражении, стоимость работ и услуг, доходы, дивиденды и проценты.
В соответствии со ст. 29 Налогового кодекса товаром признается, по общему правилу, реализуемое или подлежащее реализации имущество. Исключения из данного определения могут быть установлены таможенным законодательством. Местом реализации товаров в соответствии со ст. 32 Налогового кодекса, по общему правилу, признается место:
• нахождения товаров, если они не отгружаются и не транспортируются;
• нахождения товаров в момент начала отгрузки или транспортировки, если эти товары отгружаются или транспортируются продавцом, покупателем или другим лицом (организацией или физическим лицом);
• монтажа, установки или сборки товаров, если эти товары не могут быть по техническим, технологическим или иным подобным причинам доставлены получателю иначе как в разобранном либо несобранном виде, а монтаж, установка или сборка производятся продавцом этих товаров или от его имени.
Если реализация товаров (работ, услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других основных товаров (работ, услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных товаров (работ, услуг).
Работой в соответствии со ст. 30 Налогового кодекса признается деятельность, результаты которой имеют материальное (овеществленное) выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой в соответствии со ст. 30 Налогового кодекса признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Доходом признаются деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия либо от какого-нибудь рода деятельности.
Плательщики в соответствии со ст. 34 Налогового кодекса могут получать доходы от источников, находящихся как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.
Дивидендом в соответствии со ст. 35 Налогового кодекса признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения. К дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.
Дивидендами для целей налогообложения в соответствии со ст. 35 Налогового кодекса не признаются выплаты участнику (акционеру) организации:
• в денежной или натуральной форме и размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд этой организации, при ее ликвидации либо при выходе участника (акционера) из состава участников организации;
• в виде долей (паев, акций) этой же организации, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций (паев), произведенного за счет собственных источников организации, если такие выплаты не изменяют процентную долю участия в уставном фонде организации ни одного из участников (акционеров).
Процентами в соответствии со ст. 35 Налогового кодекса признается любой доход, начисленный по облигациям любого вида, векселям, депозитным и сберегательным сертификатам, денежным вкладам, депозитам и иным аналогичным долговым обязательствам (за исключением предусматривающих участие в прибылях), независимо от способа его оформления.
Содержаниеналоговых правоотношений - это юридическая связь между участниками (субъектами) налоговых правоотношений, выраженная в наличии у субъектов предоставленных им налоговыми нормами прав и возложенных на них обязанностей. Таким образом, содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности его субъектов.