Этнический состав населения.
Этнический состав населения.
Вероисповедание
Сельское хозяйство
Традиции и обряды
Костюм
Орнамент
Музыкальный инструмент
Особенности танцевального фольклора
Литература
Новосибирская область — субъект Российской Федерации. Входит в состав Сибирского федерального округа.
Административный центр — город Новосибирск.
Новосибирская область образована 28 сентября 1937 года путём разделения Западно-Сибирского края на собственно Новосибирскую область и Алтайский край.
Новосибирская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины.
Основные реки области — Обь и Омь.
На севере граничит с Томской областью, на юго-западе — с Казахстаном, на западе — с Омской областью, на юге — с Алтайским краем, на востоке — с Кемеровской областью.
Герб Новосибирской области
2 соболя символизирует преемственность поколений, традиции, историческую память
белый цвет символизирует природное, климатическое своеобразие области, региона, особенный характер, стойкость сибиряков.
Лазоревый столб символизирует реку Обь, а горизонтальный узкий черный пояс – Транссибирскую железнодорожную магистраль,
На фоне лазоревого столба изображен главный элемент герба – стилизованный золотой каравай с солонкой, который выражает основополагающий принцип «хлеб всему голова» и символизирует агропромышленный комплекс области.
История Новосибирской области
Коренными жителями Новосибирской области являются чатские и барабинские татары (Бара́бинские татары, бара́бинцы (самоназвание — параба, бараба, барама) — часть сибирских татар, коренное тюркоязычное население междуречья Оби и Иртыша[2].) , часть сибирских татар — коренного тюркоязычного населения (сейчас их менее 10 тыс. человек). В настоящее время они проживают в западных районах Новосибирской области. Они страдали от постоянных набегов калмыков (ойратов и телеутов). Русские поселения также оказывались под этой угрозой, поэтому люди предпочитали селиться севернее, в районе Томска.
Лишь в конце XVII века Новосибирская область начала притягивать мигрантов. Около 1644 года на реке Бердь образуется село Маслянино
возникло ещё несколько деревень — Пашкова, Красулина, Гутова, Кривощёковская и Морозова (в районе Бердска).
Основными занятиями населения на территории нынешней Новосибирской области были хлебопашество, рыбная ловля, охота и извоз.
В конце XVII века на территории области появляются первые остроги — Уртамский и Умревинский, вблизи которых начинают оседать переселенцы из Европейской части России. Первые русские деревни возникли на берегах рек Ояш, Чаус и Иня. Около 1710 года была основана деревня Кривощёковская, затем на месте деревни возник Город Новониколаевск, а сейчас это Новосибирск
Этнический состав населения
Основные народы Новосибирской области в 1959—2002 годах.
Народ | |||||
русские | 89,5 % | 91,3 % | 91,9 % | 92,0 % | 93,0 % |
немцы | 3,4 % | 2,7 % | 2,5 % | 2,2 % | 1,8 % |
украинцы | 2,7 % | 1,9 % | 1,8 % | 1,8 % | 1,3 % |
татары | 1,1 % | 1,2 % | 1,1 % | 1,1 % | 1,0 % |
Вероисповедание
Представлены все три основные направления христианства — православие, католицизм и протестантизм.
Же Ислам ( барабинские татары)
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерна, картофеля и овощей. Развиты мясомолочное животноводство, птицеводство и пчеловодство. Важную роль играет производство льна.
Традиции, обряды, обычай.
Среди русского старожильческого населения обычным явлением в прошлом были большие (неразделенные) семьи. Вместе жили и совместно хозяйствовали не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, тут же могли быть сестра с мужем-примаком, осиротевшие племянники и другие родственники. Нередко семья объединяла до 20 и более человек. Во главе семейного коллектива стоял отец или старший брат (большак, старшой), Распорядительницей среди женщин и авторитетом среди мужчин была его жена. Внутрисемейная жизнь определялась патриархальными устоями. Сама церковь предписывала женщинам беспрекословное подчинение мужу. Все члены семьи участвовали в выполнении хозяйственных дел, на мужчинах лежали наиболее тяжелые полевые, лесные, строительные работы.
Одним из них, наиболее жизнестойким, был обычай помощи в труде Первый вид помочи касался полевых работ (жатвы, перевозки снопов, обмолота), реже сенокоса. Особенно часто он использовался осенью для заготовки на зиму капусты, обработки (мытья) льна для прядения; в таком случае он затрагивал только молодых женщин и девушек. Одноразовая помощь собиралась для перевозки леса и строительных материалов, установки сруба, покрытия крыши и др. Хозяин кормил собравшихся завтраком, а по окончании работ угощал хорошим обедом с пивом и вином. Несмотря на усталость, присутствующие пели, плясали, веселились.
Свадебные обряды
Свадьбы обычно праздновались осенью или зимой после Крещенья. Свадебный обряд состоял из нескольких этапов и занимал большой промежуток времени. Сватать девушку приезжали крестный с крестной или родители парня, реже - другие родственники. Садились под матицу и заводили разговор иносказательно: "У вас - товар, у нас -купец" или "У вас - курочка, у нас -петушок, сведем их в один хлевушок". В случае согласия проходила затем череда предсвадебных встреч: смотрины невесты, знакомство с хозяйством жениха, сговор (запой, рукобитье), во время которого договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере и содержании кладки - денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал невесте (это могли быть шуба, пальто, шелковое платье, ботинки с галошами и др.). Вслед за тем примерно в течение месяца шла подготовка к свадьбе. Весь этот период подруги невесты собирались в ее доме на помогали приготовить подарки на свадьбу и приданое: шили, вязали кружева, вышивали.
Все обряды, входившие в свадебный цикл, сопровождались песнями сообразно моменту - грустными, лирическими, величальными, шуточными, прощальными.
Игровой характер свадебных увеселений проявлялся сполна на следующий день, когда зять, а за ним и все присутствующие отправлялись "к теще на блины".
Свадьба могла длиться неделю и больше. Несмотря на ограниченное число приглашенных, присутствовать, вступать в пляски, представления, изредка угощаться могли практически все желающие.
Мужская одежда
Рубаха-косоворотка
Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. У первых известных русских мужских рубах (XVI — XVII веков) под мышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.
В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней.
Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.
Штаны. Гачи. Порты.
Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.
Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна
Женская одежда
Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8 — 10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.
Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом(ожерельем).
:
Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами.
Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади
Обувь
Лапти, башмаки, чоботы, ичиги, валенки, онучи, поршни.
В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века, появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх.
Сапоги с короткими, ниже колен, голенищами срезанными к колену углом. Сапоги шили из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными
В народном календаре
На фоне культурного многообразия русских старожилов и переселенцев из России к XIX - началу XX вв. своими песенно-танцевальными традициями выделяются жители с. Макаровка Кыштовского района Новосибирской области. Основу населения здесь составляют потомки старообрядцев Виленской, Витебской, Могилевской и некоторых других губерний России (ныне это территория Белоруссии), мигрировавших в Сибирь в 1907 - 1909 гг.
Собственно обрядовых песен в настоящее время в с. Макаровка не поют и не помнят, кроме двух, приуроченных к Масленице - "А разъезжает душа, добрый молодец", к Троице - "Как на етой на долинке". Зато хороводных и плясовых песен записано около 40. Это Дает основание предположить, что обрядовые действа, которые сопровождали календарные праздники, проявились, скорее всего, именно в хороводах2.
Зимний цикл хороводов продолжался от Рождества до Крещения и включал, таким образом, период Святок.
Вот, что рассказывает жительница села Е.Ф. Филиппова: "Если вечёрка собиралась (у) в праздник, то там господи..., там и старые, там и малые, там на печку залезут, там на лавку зайдут, только нам даденных круг плясать, а яны все смотрят на нас. И под гармошку танцевали, и под балалайку; скрыпач был, на гребенке играли, шумелки были"5.
Начинались святочные вечерки с хоровода "А мы сеяли, сеяли лен", затем исполнялся хоровод для знакомства "А и сам пойду ва Иван-город", дальше веселье в виде танцев продолжалось с гармонистом.
По тематике зимние хороводы ("караводы" по местной терминологии) можно разделить на трудовые и любовные с поцелуями или выбором пары. В некоторых случаях эти две темы сочетались или переплетались. Например, хоровод "А мы сеяли, сеяли лен", частично отражал трудовой процесс сеяния льна, его обработку. Этот процесс, кроме поэтического текста, отражен в пляске, в движениях рук танцующих. Любовная тема выражена тем, что парень выбирает себе девушку и танцует с ней посредине "каравода".
Сочетание темы труда и любви есть в хороводе "А мы просу сеяли". Тема труда отражена в поэтическом тексте, а любовная -прослеживается в тексте песни и игре участников. Парни и девушки становились в две линии. По окончании песни один из парней уводил девушку и ставил рядом с собой.
Этнический состав населения.
Вероисповедание
Сельское хозяйство
Традиции и обряды
Костюм
Орнамент
Музыкальный инструмент