Этнический состав населения. Религия

Образование государства Вьетнам

Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ), государство в восточной части п-ова Индокитай в Юго-Восточной Азии. Граничит на севере с Китаем, на западе с Лаосом и Камбоджей, омывается Южно-Китайским морем и его заливами Бакбо (Тонкинским) и Сиамским. Государство состоит из трех исторических областей: Северной (Бакбо), Центральной (Чунгбо) и Южной (Намбо). Во время господства французов с конца 19 в. они соответственно назывались Тонкин, Аннам и Кохинхина

Вьетнам. Столица – Ханой. Население 81,62 млн. человек (2003). Плотность населения: 240 человек на 1 кв. км. Городское население – 22%, сельское – 78%. Площадь: 331 689 кв. км. Самая высокая точка – гора Фаншипан (3143 м). Официальный язык – вьетнамский. Основные религии: буддизм, католицизм. Административно-территориальное деление: 61 провинция, 1 особый округ и 4 города центрального подчинения. Денежная единица: донг = 10 хао. Национальный праздник: День независимости (провозглашение Демократической Республики Вьетнам) – 2 сентября. Государственный гимн: Марш наступающей армии.

В 1945 Лига борьбы за независимость Вьетнама (Вьетминь) объявила об образовании независимой Демократической Республики Вьетнам. В войне Сопротивления (1946–1954) вьетнамцы в результате победы при Дьенбьенфу вынудили французские войска покинуть Индокитай. Война завершилась подписанием соглашения между борющимися сторонами. Страна была разделена по 17-й параллели. Раздел признавался временным, но намечавшиеся выборы с целью объединения Вьетнама так и не состоялись. Северная часть страны стала Демократической Республикой Вьетнам, или Северным Вьетнамом, с территорией 158 335 кв. км, на которой проживало около половины всего населения. Столицей ДРВ стал город Ханой. Другая часть – Республика Вьетнам, или Южный Вьетнам, занимала площадь 173 354 кв. км. Столица находилась в Сайгоне (ныне Хошимин). В конце 1950-х годов между Северным и Южным Вьетнамом началась война, а в 1960-х годах боевые действия приобрели широкомасштабный характер. Война закончилась в 1975 победой ДРВ. 2 июля 1976 произошло официальное объединение Северного и Южного Вьетнама и была образована Социалистическая Республика Вьетнам.

ЭКОНОМИКА

После отвода вьетнамских воинских частей из Камбоджи в 1989 Вьетнам получил возможность полностью покончить с «военным коммунизмом». Еще в 1968 VI съезд правящей Коммунистической партии Вьетнама произвел смену высшего руководства страны и положил начало процессу, официально названному «обновлением», благодаря которому страна вышла из кризисного состояния и вступила в период относительно стабильного развития и модернизации. Намеченные по итогам съезда далеко идущие реформы были нацелены на устранение прямого государственного вмешательства в ценообразование, производство и сферу внешней торговли.

Чтобы ускорить приток финансовых средств и оживить активность в частном секторе, во Вьетнаме разработано законодательство, касающееся льготного налогообложения зарубежных инвесторов, создаются «зоны экспортного производства» и стимулируется деятельность иностранных банков и других финансовых учреждений. В стране началось также формирование юридической базы, необходимой для функционирования рыночной экономики. С 1990 принимаются законы: в области гражданского права, регламентации деловой деятельности, условий работы фирм, правил их банкротства и т.п. Проводятся реорганизация и постепенная приватизация предприятий государственного сектора. Количество государственных предприятий уменьшилось с 12 084 в 1991 до примерно 6300 в 1995 в основном за счет закрытия и ликвидации слабых предприятий, подчиненных местным властям, а также за счет объединения ряда предприятий. В 1999 предполагалось осуществить приватизацию 500, в 2000 – 1500 предприятий государственного сектора.

Движение к рынку принесло впечатляющие результаты. С 1990 по 1997 валовый внутренний продукт (ВВП) увеличивался ежегодно в среднем на 8,9%, а фактические капиталовложения возрастали примерно на 25% в год. В 1995–1997 по темпам экономического роста Вьетнам лидировал среди стран-членов АСЕАН. Санкционированные властями прямые иностранные инвестиции, которые в 1991 равнялись ок. 2,3 млрд. долл. США, в 1997 достигли 31,2 млрд. долл., что составило 30% всех капиталовложений. В 1991–1998 происходил быстрый рост экспорта – с 2042 млн. до 9356 млн. долл., или на 27% в год, и импорта – с 2105 млн. до 11 390 млн. долл., или 32% в год. В 1998 вывоз товаров и услуг оценивался в 42% ВВП, ввоз – в 47% ВВП. Несмотря на достигнутые результаты, Вьетнам испытывает экономические трудности; неразвитость инфраструктуры, слабость хозяйственного потенциала выражается в низком уровне производства основных видов продукции на душу населения: электроэнергии – 226 кВт/ч, угля – 117 кг, добытой нефти – 118 кг, прокатной стали – 8,6 кг, цемента – 83,3 кг, сахара – 7,8 кг, риса – 352 кг, минеральных удобрений – 12,8 кг, объем экспорта – 96 долл. США (данные 1997). В том же году национальный доход в расчете на душу населения составлял ок. 300 долл. Азиатский финансовый кризис привел к тому, что в 1998 импорт в страну уменьшился по стоимости на 3% при расширении экспорта на 0,9%. В первые 9 месяцев 1998 иностранные прямые инвестиции сократились по сравнению с соответствующим периодом 1997 на 46% – до 1,65 млрд. долл.

Образование государства Вьетнам

Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ), государство в восточной части п-ова Индокитай в Юго-Восточной Азии. Граничит на севере с Китаем, на западе с Лаосом и Камбоджей, омывается Южно-Китайским морем и его заливами Бакбо (Тонкинским) и Сиамским. Государство состоит из трех исторических областей: Северной (Бакбо), Центральной (Чунгбо) и Южной (Намбо). Во время господства французов с конца 19 в. они соответственно назывались Тонкин, Аннам и Кохинхина

Вьетнам. Столица – Ханой. Население 81,62 млн. человек (2003). Плотность населения: 240 человек на 1 кв. км. Городское население – 22%, сельское – 78%. Площадь: 331 689 кв. км. Самая высокая точка – гора Фаншипан (3143 м). Официальный язык – вьетнамский. Основные религии: буддизм, католицизм. Административно-территориальное деление: 61 провинция, 1 особый округ и 4 города центрального подчинения. Денежная единица: донг = 10 хао. Национальный праздник: День независимости (провозглашение Демократической Республики Вьетнам) – 2 сентября. Государственный гимн: Марш наступающей армии.

В 1945 Лига борьбы за независимость Вьетнама (Вьетминь) объявила об образовании независимой Демократической Республики Вьетнам. В войне Сопротивления (1946–1954) вьетнамцы в результате победы при Дьенбьенфу вынудили французские войска покинуть Индокитай. Война завершилась подписанием соглашения между борющимися сторонами. Страна была разделена по 17-й параллели. Раздел признавался временным, но намечавшиеся выборы с целью объединения Вьетнама так и не состоялись. Северная часть страны стала Демократической Республикой Вьетнам, или Северным Вьетнамом, с территорией 158 335 кв. км, на которой проживало около половины всего населения. Столицей ДРВ стал город Ханой. Другая часть – Республика Вьетнам, или Южный Вьетнам, занимала площадь 173 354 кв. км. Столица находилась в Сайгоне (ныне Хошимин). В конце 1950-х годов между Северным и Южным Вьетнамом началась война, а в 1960-х годах боевые действия приобрели широкомасштабный характер. Война закончилась в 1975 победой ДРВ. 2 июля 1976 произошло официальное объединение Северного и Южного Вьетнама и была образована Социалистическая Республика Вьетнам.

Этнический состав населения. Религия

Этнический состав и языки. Когда в 1945 была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ), в стране насчитывалось до 70 национальностей. В языковом отношении они принадлежат к трем семьям: китайско-тибетской, австроазиатской и австронезийской, а далее подразделяются на ряд групп. Заметные различия наблюдаются также в образе жизни и практике хозяйствования этнических групп. Некоторые народы на протяжении сотен и тысяч лет занимались пашенным рисосеянием, другие – подсечно-огневым земледелием, третьи вели полукочевой образ жизни, добывая средства к существованию собирательством, охотой и рыбным промыслом.

До 1945 вьетнамцами называли прежде всего равнинных жителей. В последнее время стал наиболее употребительным этноним «вьеты», а «вьетнамцами» называют всех жителей Вьетнама. В 2003 вьеты составляли ок. 85/90% населения страны, близкие к ним по культуре и языку мыонги проживают в горной местности Бакбо и провинции Нгеан, китайцы,тайцы и прочие составляли – 5-15%. На равнинах расселены еще две крупные этнические общины: китайская и кхмерская (камбоджийская). Китайцы, которых насчитывается ок. 1 млн. человек, сосредоточены прежде всего в бывшем городе Шолон («Тёлон», т.е. «Большой рынок»), превратившемся в крупный район Хошимина, и контролируют во Вьетнаме до 40% национального капитала. Кхмеры, численностью ок. 850 тыс. человек, расселены главным образом в дельтовой области Меконга и в городе Хошимине.

Другие народы Вьетнама распределяются по следующим языковым семьям и группам: австроазиаты, говорящие на тайских языках, – тхай, нунг, тай, лао, зэй, сантяй (шантяй), лы, буи; на языках группы мео-зао – мео (хмонг), зао; на мон-кхмерских языках – живущие в юго-западной части страны бахнары, седанги, мнонги, ма, кохо, хре, стиенги, кхму. На плато Плейку и Дарлак проживают народы, говорящие на малайско-полинезийских языках австронезийской семьи, – джарай, эде, раглай, тюру, эде-бих. На языке малайско-полинезийской группы говорят также тямы (чамы), немногочисленные теперь потомки древнего народа рисоводов, создавших во 2 в. н.э. на территории нынешнего Чунгбо государство Тямпа (Чампа) и яркую культуру, находившуюся под сильным индийским влиянием. Китайско-тибетская языковая семья представлена также тибето-бирманской ветвью: хани, фула, лаху, лоло.

Религия. Вьетнамское общество склонно к религиозному синкретизму. Это находит выражение в том, что в общинном доме (динь), который служит также деревенским храмом, представлены алтари с пантеоном различных местных духов-покровителей и многочисленными изображениями будд и бодхисаттв, Конфуция и исторических персонажей. В буддийских храмах зачастую поклоняются не только Будде, но и местным божествам и духам. Почти в каждом крестьянском жилище можно видеть два алтаря – один, посвященный предкам, а другой – Духу Земли (Онг Диа).

Большинство вьетнамцев, независимо от религиозных предпочтений и политических воззрений, считает, что хранить память о предках – это их нравственный и религиозный долг. Могила есть пристанище усопших, но фактически они не мертвы: когда человек становится покойником, его душа продолжает свое существование. Живые и мертвые обитают в одном и том же мире, но существуют в разных формах. Поэтому предки принимают участие в повседневных делах своих потомков и защищают их, иногда посещая во время сна или предупреждая о грозящей опасности. Ввиду того, что души предков играют столь важную роль в судьбах и благополучии нисходящих поколений, сыновние и дочерние обязанности требуют соблюдать длительный траур по умершим, заботиться о жертвоприношениях и содержать в порядке могилы и кладбища.

В начале 20 в. в тех районах бассейна Меконга, где происходила колонизация и освоение сельскохозяйственных земель, возникли две новые религиозные секты: каодай («Верховный дворец») и хоахао («Гармония и благородство»). Первая из них придерживается синкретической доктрины, канон которой основывается на учениях Будды, Христа, Конфуция, Виктора Гюго, Льва Толстого и др. Символом секты каодай служит т.н. «Небесное око», а возглавляет ее собственный «папа», живущий в провинции Тэйнинь, в западной части дельты Меконга. Вторая синкретическая организация, хоахао, придерживается сочетания идей буддизма, даосизма и ряда других религиозных течений. В 1940-х – начале 1950-х годов обе секты выказали притязания на территориальные сферы влияния и содержали собственные милицейские силы. Однако в середине 1950-х годов, воспользовавшись американской финансовой и военной поддержкой, Нго Динь Дьем сумел подорвать их военные и политические позиции. В 1990-х годах в стране еще насчитывалось приблизительно 1 млн. сторонников каодаизма и ок. 0,5 млн. последователей хоахао.

Горные народы Вьетнама сохранили ранние примитивные верования, часть тямов (чамов) придерживается индуизма, другая часть – ислама.

В 1998 во Вьетнаме насчитывалось ок. 2 млн. католиков. Протестантов во Вьетнаме мало, главным образом это представители горных народов.


Наши рекомендации