Особенности применения техники в сельскохозяйственном производстве

Современное сельское хозяйство оснащено машинами и орудиями широкой номенклатуры. Повышение их эффективности зависит от уровня организации использования и технического обслуживания машинно-тракторного парка (МТП). В сельскохозяйственном производстве применение техники имеет ряд особенностей:

1.В каждом хозяйстве возделываются различные сельскохозяйственные культуры, для механизации которых требуются определённые силовые и рабочие машины, которые значительно отличаются по своей конструкции;

2.Сроки проведения различных механизированных работ строго ограничены и не могут быть перенесены (ранней весной за 5-7 дней нужно закрыть влагу, за очень короткий срок произвести сев сельскохозяйственных культур), кроме того, в сельском хозяйстве рабочий период не совпадает с периодом производства продукции, следовательно, многие машины используют короткое время, т.е. их использование имеет сезонный характер. В отдельные пиковые периоды (весной) необходимо значительно большее количество техники, чем в другое время. Для проведения всех работ в сжатые агротехнические сроки хозяйствам требуется значительный запас отдельных механизированных средств, который превышает их среднюю потребность. Для этого необходимо своевременно подготовить технику к работам в назначенные сроки и обеспечить ее высокую надежность.

3. При проведении операций по возделыванию сельскохозяйственных культур, машинно-тракторные агрегаты перемещаются по земельному участку на значительные расстояния, техника работает под открытым небом в сложных условиях. Неблагоприятные погодные явления могут на время, иногда на длительное, прервать проведение производственных процессов, значительно ухудшить условия эксплуатации техники, что приводит к дополнительным затратам средств труда по производству продукции, в т.ч. и на использование МТП. Данные обстоятельства также требуют наличия в машинах хорошо оборудованных рабочих мест, защищающих механизаторов от внутренних и внешних неблагоприятных воздействий.

4. В сельскохозяйственном производстве предметом труда является живая природа. Это означает, что все технологические процессы следует увязывать с биологическим развитием растений. В то же время брак в работе в сельском хозяйстве практически не устраним.

5. Разновременная занятость машин в течение сезона. Некоторые агрегаты работают в один рабочий период(подготовка почвы к посеву, посев ранних яровых), другие – в другой (заготовка кормов ) и т.д. Данная особенность требует постоянной корректировки состава и размера производственных подразделений, а также особых мер по стимулированию труда.

6. Маневры в использовании техники, т.е. ее передислокация по мере необходимости с одного производственного объекта на другой.

7. Случайность выполнения некоторых работ. Случайный характер чаще всего имеют работы по защите растений. Для их выполнения крупное предприятие обычно приобретает специальную технику, привлекает подготовленных работников. Малые предприятия и крестьянские хозяйства обращаются за помощью к крупным предприятиям , либо в специализированные обслуживающие организации.

8. Изменчивость состава взаимосвязанных и взаимодействующих машин в течение рабочего периода и конкретного дня. Такие ситуации возникают каждый раз, когда появляется необходимость перестроиться на выполнение других работ из-за погодных условий, например перейти с заготовки сена на заготовку силоса, сенажа.

9. Взаимозаменяемость на выполнении конкретных работ отдельных типов и марок тракторов, рабочих машин. Это возможно в случаях, если одних тракторов и рабочих машин недостаточно, а другие имеются в избытке.

10. Взаимодополняемость разнородных машин позволяет выполнять различные работы элементарными парами машин (сеялочный агрегат и автомобиль- загрузчик семян), комплексами (погрузчик удобрений + транспортировщик - перегрузчик + машина для внесения удобрений в почву) и системами, которые включают все специальные машины для возделывания, уборки и послеуборочной доработки продукции конкретной культуры.

При организации использования техники для выполнения ряда последовательных работ руководствуются теми же принципами, как и при организации других рабочих процессов: пропорциональность, ритмичность, поточность, согласованность.

8. Система основных технико-экономических показателей для планирования и анализа использования МТП

При обосновании размера и структуры машинно-тракторного парка тщательно и детально анализируют природные и производственные условия предприятия, перспективы развития отраслей растениеводства и животноводства, изучают факторы, влияющие на уровень использования техники (удельное сопротивление почв, длину и ширину гонов, площадь полей, конфигурацию земельных участков, рельеф территории, метеорологические условия и т.д.).

В организационно-экономических расчётах потребности в технических средствах используют такие понятия как эталонный трактор, условный эталонный гектар, эталонная наработка.

Условный эталонный гектар (усл.эт.га) соответствует объёму работ по вспашке 1 га в условиях принятых за эталонные: глубина обработки 20-22 см; агрофон – стерня зерновых колосовых на почвах средней прочности по несущей поверхности(средние суглинки) с влажностью почвы до 20-22 %; рельеф – ровный (угол склона до 1ْ0 ); конфигурация правильный прямоугольник; длина гона 800 м; удельное сопротивление 5 Н/см2 при скорости движения 5 км/ч; высота над уровнем моря - до 200 м; каменистость и препятствия отсутствуют.

Эталонный трактор – это трактор, который за 1 час сменного времени выполняет 1 га эталонной пахоты. К таким тракторам относятся ДТ-75, Т-74.

Объём механизированных работ в условных эталонных гектарах (усл. эт. га) определяется умножением количества нормо-смен на эталонную наработку трактора.

Потребность в машинах, тракторах может рассчитываться несколькими методами:

1. По укрупнённым нормативам;

2. На основе технологических карт и сравнительной экономической оценки машинно-тракторных агрегатов;

3. Метод экономико-математического моделирования (ЭММ) и др.

9. Метод определения потребности в технике на основе технологических карт, сравнительной экономической оценки машинно-тракторных агрегатов

Здесь по данным технологических карт, которые содержат технологии выращивания сельскохозяйственных культур и расчеты трудовых, материальных и финансовых затрат, подсчитывают общий объем работ в хозяйстве в условных эталонных гектарах.

Технологические карты составляют по каждой культуре на период от подготовки почвы для сева до уборки урожая, т.е. в них включают работы прошлого (зяблевая вспашка, внесение удобрений, посев озимых) и текущего года. Они позволяют хорошо организовать весь процесс, подобрать экономически выгодные агрегаты для проведения работ, уменьшить затраты труда и материально-денежных средств на их выполнение. Технологические карты имеют вид таблицы, в заглавии которой указываются культура, урожайность, планируемый сбор продукции, нормы высева семян, нормы внесения удобрений (минеральных и органических) и средств защиты растений. Технологическая карта по возделыванию сельскохозяйственных культур содержит следующие сведения (по графам таблицы): наименование работ, основные агротехнические требования и единицы измерения; объем работ; состав машинно-тракторного агрегата; число трактористов-машинистов и вспомогательных работников; сроки выполнения работ: количество рабочих дней, примерные календарные сроки; нормы выработки (сменные или часовые) ; количество нормо-смен или нормо-часов ; объем механизированных работ (только по тракторным работам), усл. эт. га; затраты труда трактористов-машинистов и вспомогательных работников ; расход топлива (электроэнергии) на единицу работы и весь объем работ; затраты на оплату труда (расценки на единицы работ и расходы на весь объем работ); материальные затраты (топливо и смазочные материалы; электроэнергия; ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственной техники; хранение и страхование сельскохозяйственной техники); амортизационные отчисления.

При планировании агротехники предполагается повышение уровня механизации трудоемких процессов, внедрение достижений науки и передового опыта.

Карты разрабатывают на основе имеющейся техники и реальных возможностей ее приобретения. При этом предусматривают максимальную загрузку тракторов, комбайнов и других машин, для того, чтобы основные работы были выполнены в лучшие сроки. В напряженные периоды года (весенний сев, уборка урожая, подъем зяби) машинно-тракторный парк необходимо использовать в течение двух или одной удлиненной смены.

Объемы работ по их видам, их календарные сроки определяют, исходя из плана посевных площадей, урожайности, валового сбора и намеченной для применения на предприятии агротехники. Растягивание сроков оказывает отрицательное влияние на урожайность, а чрезмерное сокращение числа рабочих дней приводит к значительному увеличению потребности в технике, вызывает необоснованные дополнительные расходы.

Для каждой марки трактора по результатам сравнительной экономической оценки тракторных агрегатов определяют объем механизированных работ, сроки выполнения и нормы выработки, количество агрегатируемых машин и орудий, численность работников и разрабатывают графики использования тракторов. Кроме того, чтобы гарантировать выполнение всех технологических операций в оптимальные сроки надо иметь резерв техники исходя из 10-15% потребности в технических средствах.

Затем для выполнения каждого вида работ подбирают наиболее эффективные машины и орудия. Для оценки эффективности средств механизации используются следующие показатели: затраты энергии в МДж на 1 га, исходя из применяемых материальных, энергетических средств и живого труда; себестоимости 1 га выполненных работ; затрат труда на 1 га в чел-ч; выработки за смену или за 1 час рабочего времени или в гектарах.

Потребность в тракторах nтр по отдельным видам работ определяется по формуле:

Особенности применения техники в сельскохозяйственном производстве - student2.ru ,

Особенности применения техники в сельскохозяйственном производстве - student2.ru

где nтр – необходимое количество тракторов, шт.;

Q - объем работ, га ;

Н – дневная норма выработки, га;

ксм – коэффициент сменности использования тракторов;

Д- количество дней работы (по рабочему плану).

  1. Организация использования внутрихозяйственного транспорта

Транспортные средства участвуют во всех производственных процессах. Использование транспорта в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей. Это многообразие грузов, неравномерность грузопотоков в течение года, рассредоточение грузов на большой территории, разнообразие транспортных средств и др.

Грузоперевозки принято классифицировать по пунктам назначения: внехозяйственные, внутрихозяйственные, внутриусадебные; по объемной массе: транспортабельные (большой плотности) грузы: зерно, строительные материалы, минеральные удобрения и др., малотранспортабельные (небольшой плотности): сено, солома, мякина и др.; по срочности: скоропортящиеся (молоко, овощи, фрукты, зеленые корма) и нескоропортящиеся.

Для транспортных работ используются автомобили, тракторы и рабочие лошади. Автомобили перевозят грузы на большие расстояния, тракторы, как правило, внутри хозяйства, незаменимы они на плохих дорогах осенью и весной. Гужевым транспортом пользуются для внутриусадебных перевозок, на фермах. На животноводческих фермах используются также такие способы транспортировки грузов, как наземные трубопроводы, подвесные дороги и др. В среднем 80% грузов перевозятся грузовыми автомашинами, 15 — тракторами, 5% — гужевым транспортом.

Объем транспортных перевозок рассчитывают исходя из валового сбора сельскохозяйственных культур, производства продукции животноводства, перемещения минеральных и органических удобрений, строительных материалов, кормов, семян, нефтепродуктов и т. д. При этом учитывают коэффициенты повторности транспортировки, для зерна это 2,1—2,3, картофеля — 1,8 — 2, минеральных удобрений — 1,8 — 2, органических — 1,3 — 1,5. Приблизительно в хозяйствах в расчете на 1 га сельхозугодий приходится 30 —40 т грузов в год, конкретное значение этого показателя зависит от объемов и структуры производства, общей культуры хозяйствования.

Для расчета потребности в транспортных средствах определяют:

-продолжительность одного рейса (tрс);

tрс =2L/Vср+tnoг + tpaз,

где L — расстояние перевозки в один конец, км;

tпог — время на погрузку, ч;

tраз — время на разгрузку, ч;

Vср — средняя скорость, км/ч;

- количество рейсов, выполняемых одной автомашиной (nрc);

nрc = (Драб tр)/ tрс,

где Драб - количество рабочих дней за период;

tp — средняяпродолжительность работы одной автомашины, ч;

- объем грузоперевозок одной автомашины за рабочий период (Qa );

Qa = КрГср,

где Г ср— средняя техническая грузоподъемность одной автомашины, т;

- количество автомашин (na);

na = Q/ Qa,

где Q— объем грузов, подлежащих перевозке за рабочий период, т.

Объем транспортных работ, выполняемых тракторами в растениеводстве, рассчитывают по технологическим картам и включают эти затраты в себестоимость возделываемых культур и стоимость незавершенного производства. Количество тракторов для транспортных работ в растениеводстве и животноводстве рассчитывают по объему транспортных работ, выполняемых тракторами, и нормативной грузоподъемности одного трактора.

Работы гужевого транспорта планируются исходя из скорости, грузоподъемности, количества часов работы за день (включая время на погрузку и разгрузку) и количества дней работы в году.

Показатели экономической эффективности использования внутрихозяйственного транспорта

Для оценки внутриэкономической эффективности использования внутрихозяйственного транспорта используются следующие показатели:

· скорость движения ;

· коэффициент использования автомашин в работе ;

· коэффициент использования рабочего времени;

· коэффициент технической готовности автомобиля ;

· коэффициент использования пробега;

· коэффициент использования грузоподъемности;

· себестоимость 1 т-км;

· производительность автомобиля.

Основным показателем эффективности использования автотранспорта является себестоимость единицы транспортной работы.

Производственные затраты по автопарку включают следующие элементы :

- оплата труда водителей (ОТ);

- отчисления на социальные нужды (35%);

- материальные затраты: топливо и смазочные материалы; ремонт и техническое обслуживание; замена или восстановление шин ;

- амортизационные отчисления;

- прочие издержки.

Подразделения внутрихозяйственного транспорта обычно работают на условиях хозрасчета, аренды или арендного подряда с использованием договорных (расчетных) цен на автоуслуги ( за 1 т груза, за 1 км пробега, за 1 т-км, за 1 ч работы).

Повышение эффективности использования сельскохозяйственного транспорта

1. Увеличение коэффициентов технической готовности использования автомобилей, грузоподъемности и пробега ;

2. Использование автоприцепов;

3. Улучшение дорожных условий;

4. Механизация и автоматизация, и сокращение времени погрузочных и разгрузочных работ;

5. Улучшение конструктивных качеств автомобилей, повышение их надежности;

6. Внедрение рациональных форм организации и оплаты труда, коллективного и индивидуального подряда, арендных отношений.

11.Организация энергетического хозяйства и электроэнергетической службы в организациях АПК

Наши рекомендации