Наказ СНК РСФСР «О проведении в жизнь начал новой экономической политики»
9 августа 1921 г.
1. На X съезде партии и на Всероссийской партийной конференции установлены основные положения нашей новой экономической политики. Необходимо, однако, констатировать, что осуществление намеченных декретов в области непосредственной хозяйственной деятельности советских органов, проведение соответствующих декретов и усвоение широкой массой партийных и советских работников новых начал экономической политики совершается слишком медленно и не идет тем темпом, которого требует тяжелое положение народного хозяйства. Это тяжелое положение особенно обострилось в связи с продовольственным кризисом, который повлек за собой в настоящее время резкое ухудшение в целом ряде отраслей хозяйства даже сравнительно с концом 1920 года. Партийные, советские органы и союзы должны принять самые решительные меры к выходу из Создавшегося положения, что возможно только на основе энергичного и делового проведения до конца установленных партийных директив в области новой экономической политики.
2. При новом курсе экономической политики в организации государственной промышленности необходимо более решительное привлечение профессиональных союзов, а через них самих рабочих к разрешению вопросов организации управления производства, организации труда и т. д.
Работа профессиональных союзов должна целиком совпадать с новым курсом экономической политики по восстановлению и укреплению крупной промышленности как в направлении их широкой воспитательной массовой работы, так и в отношении участия профессиональных союзов в организации производства и труда на основе принципа хозяйственной целесообразности и расчета.
В своей тарифной политике и в политике рабочего снабжения профессиональные союзы ставят в основу создание наибольшей непосредственной заинтересованности рабочих.
3. Наша экономическая политика до настоящего времени характеризовалась в основном следующими чертами:
а) Советское государство вынуждено было непосредственно управлять громадной массой самого разнообразного типа предприятий, обслуживание которых далеко не соответствовало тем сырьевым и продовольственным ресурсам, которые находились в распоряжении государства. Непосредственным результатом этого явилась невозможность рационального хозяйственного использования предоставленных государству ресурсов и, как следствие, их распыление; б) снабжение предприятий было разбито между различными учреждениями и не поставлено в непосредственную связь с производительностью предприятия. В результате многовластие и безответственность; в) при этих методах снабжения и при существующих условиях оплаты труда участники производства не были и не могли быть заинтересованы в результате своего труда и в улучшении методов производства; г) благодаря 3-летней военной обстановке и крайнему разорению страны невозможно было составить и осуществить единый хозяйственный план, который охватывал бы и согласовывал различные отрасли Народного хозяйства.
4. Предотвращая дальнейшее падение народного хозяйства, необходимо перестроиться на следующих началах:
а) Государство в лице Высшего совета народного хозяйства и его местных органов сосредоточивает в своем непосредственном управлении отдельные отрасли производства и определенное число крупных или почему-либо с государственной точки зрения важных, а также подсобных к ним предприятий, взаимно дополняющих друг друга;
б) Эти предприятия ведутся на началах точного хозяйственного расчета;
в) Пуск и ведение Высшим советом народного хозяйства и его местными органами предприятий допустимы лишь в тех пределах, в которых, согласно общегосударственному плану, означенные предприятия будут обеспечены материальными, продовольственными и денежными ресурсами как из общегосударственных органов, так и из других источников (самозаготовка, вольный рынок и т. п.). В целях дополнения к тому, что дает государство, предприятиям или его руководящим органам предоставляется право реализовать часть продуктов собственного или подсобного производства в установленных государством для этого по каждой отрасли промышленности или предприятию пределах, для приобретения недостающих предметов снабжения как внутри, так и за границей (см. п. 12), причем сырье и топливо заготовляются собственным аппаратом, а продовольствие через Всероссийский центральный союз потребительских обществ;
г) Все виды рабочего снабжения, кроме специальной одежды, входят в заработную плату (на основе коллективной платы), причем рабочие указанной группы предприятий должны быть обеспечены в размере, заинтересовывающем их в производстве и вызывающем инициативу в повышении производительности. Снабжение распределяется как между отдельными рабочими, так и группами их (работающих аккордно, сдельно и т. п.) соответственно с достигнутыми ими производственными результатами;
д) Дело снабжения рабочих как продовольствием, так и спецодеждой производится всеми снабжающими органами через заводоуправление, которое получает необходимое лишь в случае даваемых им обязательств высшему органу. Для заводоуправления обязательны при распределении те нормы, которые устанавливаются профессиональными союзами. В непосредственное распоряжение заводоуправлений на непредусмотренные случаи и для выходящих из норм премирований государством выделяются натуральный и денежный фонды, в которых заводоуправления отчитываются в порядке последующего контроля.
5. Предприятия, не вошедшие в вышеуказанные группы, должны быть на основах, предусмотренных декретом об аренде и инструкциями Высшего совета народного хозяйства, сдаваемы в аренду кооперативам, товариществам и др. объединениям, а также частным лицам. Исключение из этого отдельных предприятий и целых отраслей промышленности устанавливается Высшим советом народного хозяйства и его органами. Эти предприятия могут быть также в виде опыта сдаваемы в эксплуатацию на основах специальных договоров отдельным советским органам. Советские органы должны не колеблясь и энергично проводить в жизнь декрет о сдаче в аренду в отношении тех предприятий, которые не могут быть пущены в ход и поддерживаемы советскими хозяйственными органами, содействуя тем разгрузке государственного аппарата от мелких предприятий и заводов.
6. Предприятия, оставшиеся не сданными в аренду и ведение которых государство и его органы не берут на себя, подлежат закрытию, а рабочие и служащие распределяются между работающими предприятиями, по государственным работам и советским хозяйствам; оставшиеся же без работы поступают на учет отделов труда и получают помощь от государства.
7. Рассматривая кустарную и мелкую промышленность как подсобную к крупной государственной и крестьянскому хозяйству, признать необходимым создание условий, при которых кустари и ремесленники могли бы правильно развивать свое производство и свободно распоряжаться продуктами своего труда.
В деле развития и организации мелкой и кустарной промышленности нужно определенно и твердо идти по пути кооперирования мелких производителей, комбинируя там, где это хозяйственно-технически целесообразно, кооперативно организованную кустарную промышленность с крупными промышленными предприятиями.
Необходимо создать условия наибольшего благоприятствования в первую очередь для тех отраслей мелкой и кустарной промышленности, которые обслуживают нужды крупной промышленности или работают по заданиям государства, или для потребительской кооперации.
8. Всероссийский Центральный Совет Профессиональных Союзов должен создать ряд комиссий для разработки вопросов быта рабочих в арендных, концессионных и др. не находящихся в руках государства предприятиях, беря за основу коллективные договоры, заключаемые между союзами и администрацией предприятия.
9. Местные хозяйственные органы (губернские советы народного хозяйства) должны в отношении предприятий, находящихся в их управлении, немедленно применить то же разделение на предприятия, остающиеся в их управлении, сдаваемые в аренду или работающие на специальных договорных основаниях, применяя соответственно к этим группам все вышеуказанные положения.
10. В связи с недородом выяснилось, что предполагаемый сбор продналога не покроет в ряде областей потребность государства в хлебе, недостаток которого может быть восполнен на внутреннем рынке развитием товарообмена. С другой стороны, развития товарообмена между городом и деревней требуют интересы восстановления народного хозяйства вообще и денежного обращения в частности. Ввиду всего этого должны быть приняты меры к развитию государственного и кооперативного товарообмена, причем не следует ограничиваться рамками местного оборота и переходить, где это возможно и выгодно, к денежной форме обмена.
11. В тех же целях для поднятия и устойчивости нашего рубля необходимо проведение ряда мер к обратному приливу денег в кассы государства, исходя из принципа, что в области народного хозяйства государство при данном состоянии своих государственных ресурсов и впредь до поднятия хотя бы основных отраслей его никаких хозяйственных услуг никому даром оказывать не может. В ряду принимаемых мер надо обратить внимание на открытие ссудо-сберегательных касс, разрешение кредитной кооперации, переход к ведению коммунальных предприятий на началах оплаты и т. п.
12. Для развития торговые сношений с заграницей хозяйственным органам должно быть предоставлено право участия в заключении сделок и реализации таковых, а также право иметь свои представительства при заграничных органах Народного комиссариата внешней торговли.
13. В настоящий момент изменения экономической политики на Государственную общеплановую комиссию возлагается особо ответственная задача по срочной выработке общехозяйственного плана: увязке интересов промышленности с сельскохозяйственным транспортом, продовольствием и т. п., для чего Государственная общеплановая комиссия должна, в частности, поставить своей задачей провести в кратчайший срок правильный отбор основных жизнеспособных предприятий и отдельных отраслей промышленности при максимальном производственном уплотнении, работоспособности, концентрации, с выявлением определенных ударных направлений для решающих производств и отраслей хозяйства. При этом должны быть учтены специальные нужды районов и выгодность принципа комбинированных предприятий.
14. При осуществлении всей вышеуказанной экономической политики необходимо точное разграничение функций и компетенции различных хозяйственных советских учреждений. Совет Труда и Оборот должен являться общим руководителем экономической политики, устанавливающим через Государственную общеплановую комиссию единый хозяйственный план и согласующим планы экономических комиссариатов, а также наблюдающим за выполнением хозяйственного плана как в целом, так и во всех его частях.
Высший совет народного хозяйства является органом (на права комиссариата), проводящим в деловом порядке утвержденные Совете Труда и Обороны планы и общие хозяйственные директивы в области промышленности. При проведении в жизнь производственных заданий Совета Труда и Обороны все органы управления промышленностью несут строгую персональную ответственность по суду за рациональнее ведение, на вышеуказанных хозяйственных основах, порученных им предприятий. При этих условиях предварительный контроль Рабоче-Крестьянской Инспекции снимается.
15. Проведение в жизнь всех вышеуказанных положений, в частности определение предприятий, остающихся в непосредственном управлении государства или подлежащих сдаче в аренду или закрытию, а равно определение норм снабжения и оплаты труда, производится при непосредственном участии профессиональных союзов.
Совет Труда и Обороны, Высший совет народного хозяйства и Всероссийский Центральный Совет Профессиональных Союзов немедленно приступают к разработке ряда декретов и инструкций, вытекающих из настоящего наказа.
Источник: Сборник документов и материалов по истории СССР советского периода (1917 – 1958 гг.) – М.: Издательство Московского университета, 1966
Документ № 6.3