Наказ СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики

9 августа 1921 г.[46]

(Извлечение)

<...> 4. Предотвращая дальнейшее падение народного хозяйства, необходимо перестроиться на следующих началах:

а) Государство в лице Высшего Совета Народного Хозяйства и его местных органов сосредоточивает в своем непосредственном управлении отдельные отрасли производства и определенное число крупных или почему-либо с государственной точки зрения важных, а также подсобных к ним предприятий, взаимно дополняющих друг друга; б) Эти предприятия ведутся на началах точного хозяйственного расчета; в) Пуск и ведение Высшим Советом Народного Хозяйства и его местными органами предприятий допустимы лишь в тех пределах, в которых, согласно общегосударственного плана, означенные предприятия будут обеспечены материальными, продовольственными и денежными ресурсами как из общегосударственных органов, так и из других источников (самозаготовка, вольный рынок и т.п.). В целях дополнения к тому, что дает государство, предприятиям или его руководящим органам предоставляется право реализовать часть продуктов собственного или подсобного производства, в установленных государством для этого по каждой отрасли промышленности или предприятию пределах, для приобретения недостающих предметов снабжения как внутри, так и за границей (см. п.12), причем сырье и топливо заготовляются собственным аппаратом, а продовольствие через Всероссийский Центральный Союз Потребительских Обществ; г) Все виды рабочего снабжения, кроме специальной одежды, входят в заработную плату (на основе коллективной платы), причем рабочие указанной группы предприятий должны быть обеспечены в размере, заинтересовывающем их в производстве и вызывающем инициативу в повышении производительности. Снабжение распределяется как между отдельными рабочими, так и группами их (работающих аккордно, сдельно и т.п.) соответственно с достигнутыми ими производственными результатами; д) Дело снабжения рабочих как продовольствием, так и проз- и спецодеждой производится всеми снабжающими органами через заводоуправление, которое получает необходимое лишь в случае даваемых им обязательств высшему органу. Для заводоуправления обязательны при распределении те нормы, которые устанавливаются профессиональными союзами. В непосредственное распоряжение заводоуправлений на непредусмотренные случаи и для выходящих из норм премирований государством выделяется натуральный и денежный фонды, в которых заводоуправления отчитываются в порядке последующего контроля.

5. Предприятия, не вошедшие в вышеуказанные группы, должны быть на основах, предусмотренных декретом об аренде и инструкциями Высшего Совета Народного Хозяйства, сдаваемы в аренду кооперативам, товариществам и др. объединениям, а также частным лицам. Исключение из этого отдельных предприятий и целых отраслей промышленности устанавливается Высшим Советом Народного Хозяйства и его органами. Эти предприятия могут быть также в виде опыта сдаваемы в эксплуатацию на основах специальных договоров отдельным советским органам. Советские органы должны не колеблясь и энергично проводить в жизнь декрет о сдаче в аренду в отношении тех предприятий, которые не могут быть пущены в ход и поддерживаемы советскими хозяйственными органами, содействуя тем разгрузке государственного аппарата от мелких предприятий и заводов.

6. Предприятия, оставшиеся не сданными в аренду и ведение которых государство и его органы не берут на себя, подлежат закрытию, а рабочие и служащие распределяются между работающими предприятиями по государственным работам и Советским хозяйствам; оставшиеся же без работы поступают на учет Отделов Труда и получают помощь от государства.

7. Рассматривая кустарную и мелкую промышленность как подсобную к крупногосударственной и крестьянскому хозяйству, признать необходимым создание условий, при которых кустари и ремесленники могли бы правильно развивать свое производство и свободно распоряжаться продуктами своего труда.

В деле развития и организации мелкой и кустарной промышленности нужно определенно и твердо идти по пути кооперирования и мелких производителей, комбинируя там, где это хозяйственно-технически целесообразно, кооперативно организованную кустарную промышленность с крупными промышленными предприятиями.

Необходимо создать условия наибольшего благоприятствования в первую очередь для тех отраслей мелкой и кустарной промышленности, которые обслуживают нужды крупной промышленности или работают по заданиям государства или для потребительской кооперации.

8. Всероссийский Центральный Совет Профессиональных Союзов должен создать ряд комиссий для разработки вопросов быта рабочих в арендных, концессионных и др. не находящихся в руках государства предприятиях, беря за основу коллективные договоры, заключаемые между союзами и администрацией предприятия.

9. Местные хозяйственные органы (Губернские Советы Народного Хозяйства) должны в отношении предприятий, находящихся в их управлении, немедленно применить то же разделение на предприятия, остающиеся в их управлении, сдаваемые в аренду или работающие на специальных договорных основаниях, применяя соответственно к этим группам все вышеуказанные положения.

10. В связи с недородом выяснилось, что предполагаемый сбор продналога не покроет в ряде областей потребность государства в хлебе, недостаток которого может быть выполнен на внутреннем рынке развитием товарообмена. С другой стороны, развития товарообмена между городом и деревней требуют интересы восстановления народного хозяйства вообще и денежного обращения в частности. Ввиду всего этого должны быть приняты меры к развитию государственного и кооперативного товарообмена, причем не следует ограничиваться рамками местного оборота и переходить, где это возможно и выгодно, к денежной форме обмена.

11. В тех же целях для поднятия и устойчивости нашего рубля необходимо проведение ряда мер к обратному приливу денег в кассы государства, исходя из принципа, что в области народного хозяйства государство при данном состоянии своих государственных ресурсов и впредь до поднятия хотя бы основных отраслей его никаких хозяйственных услуг никому даром оказывать не может. В ряду принимаемых мер надо обратить внимание на открытие ссудосберегательных касс, разрешение кредитной кооперации, переход к ведению коммунальных предприятий на началах предоплаты и т.п.

12.. Для развития торговых сношений с заграницей хозяйственным органам должно быть предоставлено право участия в заключении сделок и реализации таковых, а также право иметь свои представительства при заграничных органах Народного Комиссариата Внешней Торговли.

13. В настоящий момент изменения экономической политики на государственную Общеплановую Комиссию возлагается особо ответственная задача по срочной выработке общехозяйственного плана и увязке интересов промышленности с сельскохозяйственным транспортом, продовольствием и т.п., для чего Государственная Общеплановая Комиссия должна в частности поставить своей задачей провести в кратчайший срок правильный отбор основных жизнеспособных предприятий и отдельных отраслей промышленности при максимальном их производственном уплотнении, работоспособности, концентрации, с выявлением определенных ударных направлений для решающих производств и отраслей хозяйства. При этом должны быть учтены специальные нужды районов и выгодность принципа комбинированных предприятий.

14. При осуществлении всей вышеуказанной экономической политики необходимо точное разграничение функций и компетенции различных хозяйственных советских учреждений. Совет Труда и Обороны должен являться общим руководителем экономической политики, устанавливающим через Государственную Общеплановую Комиссию единый хозяйственный план и согласующим планы экономических Комиссариатов, а также наблюдающим за выполнением хозяйственного плана как в целом, так и во всех его частях.

Высший Совет Народного Хозяйства является органом (на правах комиссариата), проводящим в деловом порядке утвержденные Советом Труда и Обороны планы и общие хозяйственные директивы в области промышленности. При проведении в жизнь производственных заданий Совета Труда и Обороны все органы управления промышленностью несут строгую персональную ответственность по суду за рациональное ведение, на вышеуказанных хозяйственных основах, порученных им предприятий. При этих условиях предварительный контроль Рабоче-Крестьянской Инспекции снимается. <...>

3. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РСФСР 1922 г.[47]

(Извлечение)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

I. Основные положения

Ст.1. Гражданские права охраняются законом за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их социально-хозяйственным назначением.

II. Субъекты прав (лица)

Ст.4. В целях развития производительных сил страны РСФСР предоставляет гражданскую правоспособность (способность иметь гражданские права и обязанности) всем гражданам, не ограниченным по суду в правах.

Пол, раса, национальность, вероисповедание, происхождение не имеют никакого влияния на объем гражданской правоспособности.

Ст.5. В соответствии с этим каждый гражданин РСФСР и союзных советских республик имеет право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать невоспрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать имущества с ограничениями, указанными в законе, совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулирующих промышленную и торговую деятельность и охраняющих применение труда.

Ст.6. Никто не может быть лишен гражданских прав или ограничен в правах иначе как в случаях и в порядке, определенных законом.

Ст.7. Способность лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме с достижением совершеннолетия.

Совершеннолетие наступает по достижении 18-летнего возраста.

Ст.10. Всякие сделки, клонящиеся к ограничению правоспособности или дееспособности, недействительны.

III. Объекты прав (имущества)

Ст.20. Имущество, изъятое из гражданского оборота, может быть объектом гражданского права лишь в тех пределах, в каких это положительно указано законом.

Ст.21. Земля является достоянием государства и не может быть предметом частного оборота. Владение землею допускается только на правах пользования.

Примечание. С отменой частной собственности на землю деление имуществ на движимые и недвижимые упразднено.

Ст.22. Национализированные и муниципализированные предприятия, их оборудование, железные дороги и их подвижной состав, национализированные суда, а равно национализированные и муниципализированные строения являются изъятыми из частного оборота и не могут быть отчуждаемы и закладываемы теми органами, в ведении коих они состоят, а также обращаемы на удовлетворение кредиторов. Национализированные и муниципализированные предприятия, строения и суда могут сдаваться в аренду в установленном законом порядке...

Ст.23. Оружие, взрывчатые вещества, воинское снаряжение, летательные аппараты, телеграфное и радиотелеграфное имущество, аннулированные ценные бумаги, спиртные напитки свыше установленной законом крепости и сильно действующие яды являются изъятыми из частного оборота...

Ст.24. Золотая и серебряная монета и иностранная валюта могут быть предметом сделок лишь в порядке и в пределах, указанных специальными узаконениями...

IV. Сделки

Ст.30. Недействительна сделка, совершенная с целью, противной закону или в обход закона, а равно сделка, направленная к явному ущербу для государства.

Ст.32. Лицо, совершившее сделку под влиянием обмана, угроз, насилия или вследствие злонамеренного соглашения его представителя с контрагентом или вследствие заблуждения, имеющего существенное значение, может требовать по суду признания сделки недействительной полностью или в части.

Ст.33. Когда лицо под влиянием крайней нужды вступило в явно невыгодную для себя сделку, суд, по требованию потерпевшей стороны или подлежащих государственных органов и общественных организаций, может либо признать сделку недействительной, либо прекратить ее действие на будущее время.

Ст.34. Недействительна сделка, совершенная по соглашению сторон лишь для виду и без намерения породить юридические последствия.

ВЕЩНОЕ ПРАВО

I. Право собственности

Ст.52. Различается собственность: а) государственная (национализированная и муниципализированная), б) кооперативная, в) частная.

Ст.53. Земля, недра, леса, горы, железные дороги общего пользования, их подвижной состав и летательные аппараты могут быть исключительно собственностью государства.

Ст.54. Предметом частной собственности могут быть: немуниципализирован-ные строения, предприятия торговые, предприятия промышленные, имеющие наемных рабочих в количестве, не превышающем предусмотренного особыми законами; орудия и средства производства, деньги, ценные бумаги и прочие ценности, в том числе золотая и серебряная монета и иностранная валюта, предметы домашнего обихода, хозяйства и личного потребления, товары, продажа коих не воспрещается законом, и всякое имущество, не изъятое из частного оборота.

Ст.55. Предприятия, в коих число наемных рабочих выше установленного законом, телеграф и радиотелеграф, а равно и другие сооружения, имеющие государственное значение, могут быть предметом частной собственности не иначе как на основании концессии, испрашиваемой у правительства.

Ст.57. Законно существующие кооперативные организации могут владеть всякого рода имуществом наравне с частными лицами. Промышленные предприятия, организуемые и приобретаемые кооперативными организациями в порядке, установленном законами о соответствующих видах кооперации, могут состоять в собственности упомянутых организаций независимо от числа занятых в предприятии рабочих.

Ст.58. Собственнику принадлежит в пределах, установленных законом, право владения, пользования и распоряжения имуществом...

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

I. Общие положения

Ст.106. Обязательства возникают из договоров и других указанных в законе оснований, в частности, вследствие неосновательного обогащения и вследствие причинения другому лицу вреда.

Ст.107. В силу обязательства одно лицо (кредитор) имеет право требовать от другого (должника) определенного действия, в частности передачи вещей или уплаты денег либо воздержания от действия.

Ст.110. Если на долг, согласно закону или договору, должны начисляться проценты, размер коих не указан, таковые (указанные проценты) начисляются в размере 6% годовых с суммы долга, выраженной в золотых рублях по официальному курсу...,

Наши рекомендации