Развитие отношений собственности и форм хозрасчета
Собственность – это полное обладание вещами, предметами (владение, пользование и распоряжение ими). Формы собственности лежат в основе понятий «разгосударствление» и «приватизация». Разгосударствление и приватизация – это процесс изменения формы владения собственностью.
Разгосударствление экономики представляет собой процесс перехода от государственной экономики к экономике многоукладной. Процесс разгосударствления экономики состоит из разгосударствления собственности. Он включает децентрализацию управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления и смену форм и отношений собственности (приватизацию). Разгосударствление хозяйственного механизма и приватизация проводятся с целью ликвидации монополии государственной собственности, формирования свободных товаропроизводителей и создания условий для конкуренции. Разгосударствление хозяйственного механизма проводится путем передачи имущества госпредприятия в аренду или заключения контракта с его директором. Тем самым государство, оставаясь собственником имущества, освобождается от некоторых функций прямого хозяйственного управления. Второе направление разгосударствления экономики – приватизация обязательно сопровождается сменой собственника.
В результате разгосударствления хозяйственного механизма и разгосударствления собственности обеспечивается вывод предприятий и организаций из государственного подчинения. В этом случае им придается статус свободных хозяйственных субъектов, деятельность которых осуществляется в конкурентной борьбе. В Республике Беларусь преобразование государственной собственности в сельском хозяйстве проходит через процесс приватизации. При этом наиболее эффективным путем является переход государственной собственности преимущественно к членам трудового коллектива.
На практике при выборе рыночных форм хозяйствования необходимо исходить из следующих принципов:
1) экономической целесообразности, то есть освоение новых форм хозяйствования должно сопровождаться стабилизацией или ростом производства;
2) не разрушать социального облика села. Обеспечить всем производителям сельхозпродукции равные условия пользования объектами производственной и социальной инфраструктуры;
3) максимально учитывать конкретные местные условия, специализацию, уровень обеспеченности трудовыми и материальными ресурсами, размещение производственных и социальных объектов, сложившуюся психологию и навыки людей;
4) обеспечение предельной интеграции исполнительских и управленческих функций;
5) обеспечение беспрепятственного развития личного подсобного хозяйства, участия в различных организационных структурах;
6) последовательность перехода к новым формам хозяйствования;
7) добровольность выбора форм хозяйствования. Свою судьбу определяют только сами владельцы имущественных паев.
Выше указанные принципы могут быть реализованы при реформировании сельхозпредприятий в следующих вариантах:
1) все члены бывшего СПК или унитарного предприятия (УП) добровольно объединяют свои имущественные паи и организуют на базе нынешнего хозяйства акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив;
2) члены структурных подразделений объединяют имущественные доли и самостоятельно создают в рамках нынешнего хозяйства несколько акционерных обществ или кооперативов с последующим объединением их на добровольной основе в ассоциацию;
3) выделение небольших самостоятельных внутрихозяйственных коллективов, желающих работать на арендной основе. Постепенно они приобретают в свою собственность арендуемые средства производства и становятся полными их собственниками;
4) СПК (УП) полностью разделяется на малые коллективы, самостоятельные крестьянские хозяйства, которые объединяются в союз или ассоциацию для координации и организации совместных подразделений по производственным услугам, использованию социальных объектов, материально-техническому обслуживанию, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.
На современном этапе в сельхозпредприятиях Республики Беларусь система хозрасчета строится исходя из следующих экономических условий, которые регламентируют хозрасчетную деятельность:
1) госзаказ на поставку отдельных видов сельскохозяйственной продукции;
2) реализация остальной сельскохозяйственной продукции по договорам;
3) рынок средств производства;
4) договорные цены на сельскохозяйственную продукцию;
5) единые закупочные цены на продукцию, поставляемую по госзаказу;
6) свободное выделение кредитов при гарантии возврата ссуды в установленный срок.