Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду»
Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду»
Воспитатель высшей категории: Масленникова Н.К.
С детства жить в труде
Дети будут ходить в детский сад, учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки.
А начинать надо с раннего детства, с того периода, когда закладываются основные моральные качества ребенка, когда сердце его открыто для добра, честности и справедливости, когда он учится уважать, любить, беречь.
Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал, что трудовая жизнь в годы детства — одно из важных условий формирования гармоничного человека. Необходимо, чтобы, живя с детства в труде и с трудом, маленький человек чувствовал потребность в другом человеке именно для совместной работы, для творчества. Выдающийся педагог советовал не бояться затмить солнце золотого детства тем, что ребенку будет трудно, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем казалось, может. Сделав более, ребенок впервые переживает гордость за себя, словно открывает в себе новые возможности, видит себя глазами других людей.
Итак, главная задача семьи — так организовать свой уклад жизни и деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд имел на него максимальное воспитательное воздействие.
Что значит подготовить ребенка к жизни?
В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья.
Главными качествами, которые мы должны воспитывать у детей, должны быть любовь к труду, уважение к труженикам, готовность выполнять любую нужную для общества работу. Труд должен стать жизненной потребностью маленького гражданина.
Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к труду является период от 2,5 – 3 лет.В это время малыш активно осваивает окружающий мир. Ребенок этого возраста с огромным удовольствие подражает действиям взрослых. Поэтому ребенок стремится «помыть пол», «приготовить обед», «вымыть посуду». Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если он на данном этапе мешает, а не помогает. Если в этом возрасте Вы не оттолкнете ребенке и не отправите его играть, вместо помощи по дому, то лет в 5 Ваша дочь сможет приготовить несложное блюдо, а четырехлетний малыш будет в состоянии пропылесосить комнату.
Что же происходит у детей в процессе трудовой деятельности?
1. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели.)
2.Участие в трудовой деятельности способствует общению детей со сверстниками и взрослыми, развиваются индивидуальные способности.
3.Проявляется уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.
В среднем дошкольном возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младшем возрасте. Но большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приемов и систематическом контролем за действиями детей со стороны взрослых. В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам.
Задачи трудового воспитания ребенка настолько разносторонни, что для их успешного решения необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, родителей и воспитателей.
Еще одно очень важное правило – доверьте ребенку выполнять определенные вещи.
Пусть у каждого в семье будут распределены обязанности. Дайте малышу почувствовать себя полноценным помощником. Пусть в его обязанности будет входить уборка игрушек, полив цветов и т.д. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность и не будет отказываться от работы.
Дидактические игры
Для уточнения и закрепления представлений, полученных малышами в наблюдениях за трудовыми действиями представителей разных профессий, предлагаем родителям поиграть со своими детьми. Это можно сделать в транспорте или по дороге в детский сад, в магазине, или даже на кухне, готовя ужин или просто в любую свободную минуту.
«Что делает?»
Цель: Формировать понятия о действиях людей разных профессий.
Продавец что делает? (продает)
Воспитатель что делает?(воспитывает)
Повар что делает?(готовит еду)
«Домашние дела»
Цель: Формировать понятия ребенка о домашних обязанностях. Воспитывать ответственное отношение к труду.
С какой работой по дому папа лучше всех справляется?(Повесить картину, наточить нож, выбить ковер)
Что у мамы получается лучше всех? (Приготовить еде, погладить белье)
Что ребенок делает лучше всех?(Собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы)
«Кем работают?»
Цель: Знакомить детей с профессиями своих родных.
Кем работает мама? Папа? Бабушка? и т. д.
«Кто больше назовет?»
Цель: Закреплять названия профессий.
Присутствующие поочереди называют профессию, не повторяя за другими.
«Угадай кто это?»
Цель: формировать представления детей о многих профессиях, учить различать их. Определять, чем они полезны?
Сказала нить: «Могу Я сшить все, что душе угодно!
Могу — жилет, могу — пальто, могу — костюмчик модный!»
Иголка запротестовала: «И много б ты понашивала,
когда б тебя Я не таскала?
Ты только следуешь за Мной!»
С улыбкой слушал их … (Портной)
Еще до восхода просыпаться привык.
Первым встречает он солнце в дворе:
Чтоб наши улицы были чисты!
Трудится с утра … (Дворник)
Есть палочка у него в руках волшебная,
Через мгновение все машины остановит она!
Вот палочку вверх он быстро поднял
Сразу «Москвич» как вкопанный стал! (Регулировщик)
Где шла сотня косарей — вышло пять богатырей:
Косят, вяжут заодно и молотят на зерно. (Комбайнер)
«Угадай профессию»
Цель: расширять представление детей о профессии; выяснить о какой профессии идет речь.
. Этот человек — хозяйка замечательного дворца книг. Каждому, кто приедет к ней в гости, она искренне рада. А главное, гости никогда не уйдут от нее с пустыми руками. Она дает им домой интересные книги. Прочитав, их можно обменять на другие. Она всегда поможет маленьким и взрослым читателям найти нужную книгу. (Библиотекарша).
Когда вы голодны и прибегаете на обед в группу, там уже вкусно пахнет. Кто же это так потрудился? Кто приготовил это вкусное и ароматное блюдо? Это ее любимое занятие, делает она это с большой любовью, потому и еда всем так нравится. Ибо то, что человек делает с удовольствием и любовью, приносит радость не только ей самой, но и всем остальным. Кто это? (Повар).
А этот человек встречает улыбкой своего пациента, быстро прогоняет невыносимую боль, лечит всевозможные болезни. Когда-то в детстве этот человек приходил на помощь больным животным и близким, потому что очень их любил и старался отвергнуть боль. А потом понял, что без этого жить не может, поэтому долго учился и стал (врачом).
Когда вы приходите в детский сад, кругом чистота, уют, свежий воздух. Нигде ни пылинки. Пол вымыт, стекло на окнах такое прозрачное, что его почти не видно. Этот человек очень любит чистоту и выполняет свою работу с удовольствием. У нее к этому большой талант. Чьих это рук работа? (Уборщицы, помощника воспитателя).
«Названия профессии от А до Я»
Цель: совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий) на заданный звук.
Например: А — агроном; Б – библиотекарь; В — водитель, воспитатель; Д — дворник; М — музруководитель, массажист, медсестра; С — сторож, стюардесса, садовник и т.п.
«Что б случилось, если бы не работал (электрик, водитель, врач и др.)?»
Цель: подвести детей к пониманию ценностей любого труда людей.
«Что делают этим предметом?»
Цель: учить детей подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом действие и кто использует этот предмет:
Кисточкой — (что делают?) — Рисуют, (кто?) — Художники, дети.
Ножницами — (что делают?) — Режут, (кто?) — Закройщики, парикмахеры.
Иглой — (что делают?) — Шьют, (кто?) — Швеи, вышивальщицы.
Лопатой — (что делают?) — Копают, (кто?) — Садоводы.
Ручкой — (что делают?) — Пишут, (кто?) — Учителя, писатели, бухгалтеры.
Топором — (что делают?) — Рубят (кто?) — Плотники, лесники.
Термометром — (что делают?) — Измеряют температуру, (кто?) — Врачи, синоптики.
Линейкой — (что делают?) — Измеряют, (кто?) — Инженеры, конструкторы, школьники.
Веником — (что делают?) — Заметают, (кто?) — Дворники и др.
«Что предмет расскажет о себе?»
Цель: на основе знаний о содержании и особенностях работы взрослых, которые производят вещи и предметы повседневного обихода, учить оценивать ее результаты; воспитывать у детей чувство благодарности тем, кто создал такие необходимые вещи.
Правила игры. Ребенок берет соответствующий предмет и от имени предмета пытается интересно рассказать, что это, из чего сделан, кто его сделал, для чего этот предмет предназначен.
Уважаемые родители, помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества.
Успехов Вам в воспитании ваших детей!
Воспитатель: Дорогие взрослые, просьба, оценить значимость нашего мероприятия (фишки - смайлики).
Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду»
Воспитатель высшей категории: Масленникова Н.К.
С детства жить в труде
Дети будут ходить в детский сад, учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки.
А начинать надо с раннего детства, с того периода, когда закладываются основные моральные качества ребенка, когда сердце его открыто для добра, честности и справедливости, когда он учится уважать, любить, беречь.
Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал, что трудовая жизнь в годы детства — одно из важных условий формирования гармоничного человека. Необходимо, чтобы, живя с детства в труде и с трудом, маленький человек чувствовал потребность в другом человеке именно для совместной работы, для творчества. Выдающийся педагог советовал не бояться затмить солнце золотого детства тем, что ребенку будет трудно, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем казалось, может. Сделав более, ребенок впервые переживает гордость за себя, словно открывает в себе новые возможности, видит себя глазами других людей.
Итак, главная задача семьи — так организовать свой уклад жизни и деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд имел на него максимальное воспитательное воздействие.