Особенности анализа хозяйственной деятельности
В ДРУГИХ ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Учебная программа для специальности:
1-25 01 08 | Бухгалтерский учет, анализ и аудит | |
Факультет заочного обучения | ||
Кафедра Финансы и кредит | ||
Курс 3-4 | ||
Семестр 6-7 | ||
Лекции (количество часов) 10 (4/6) | ||
Семинарские занятия 10 (-/10) | Экзамен 7 семестр | |
Самостоятельная работа студента 66 | ||
Всего аудиторных часов по дисциплине 20 Всего часов по дисциплине 182 Всего аудиторных часов по дисциплине (для очной формы обучения) 86 | Форма получения высшего образования заочная сокращенная | |
Составила Короткова Е.А., ст. преподаватель
Учебная программа составлена на основе учебной программы «Особенности анализа хозяйственной деятельности в других отраслях» БГЭУ Рег. № ТД-776/баз. 20.12. 2009г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель преподавания дисциплины.
Целью курса "Особенности анализа хозяйственной деятельности в других отраслях народного хозяйства" является получение студентами детальных знаний в области анализа хозяйственной деятельности, изучение ими методики и методологии проведения анализа хозяйственной деятельности в строительстве, сельском хозяйстве и торговле. Данный курс формирует базовые теоретические знания, необходимые при подготовке специалистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Структура курса состоит из трех основных разделов: анализа хозяйственной деятельности в строительстве, сельском хозяйстве и торговле.
При подготовке специалиста обеспечивается формирование следующих групп компетенций:
- академических компетенций,включающих знания и умения по изученным дисциплинам, способности иумения к обучению;
- социально-личностных компетенций,включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;
- профессиональных компетенций,включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
Требования к академическим компетенциям
Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:
-владеть и применять на практике базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач в области экономического анализа в отраслях;
-владеть системным и сравнительным анализом законодательных норм, регулирующих сферу экономического анализа в отраслях;
-владеть исследовательскими навыками решения проблем в области организации и методики анализа хозяйственной деятельности в отраслях;
-уметь работать самостоятельно с нормативными и законодательными документами;
-владеть междисциплинарным комплексным подходом при решении проблем, связанных с осуществлением функций бухгалтера-аналитика и т.д.;
-иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером с использованием профессиональных пакетов прикладных программ;
-иметь лингвистические навыки для осуществления деловой переписки, обращения в вышестоящие органы, ответов на устные и письменные запросы, подготовки необходимых справок, отчетов и т. д.;
-уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей профессиональной деятельности.
Требования к социально-личностным компетенциям
Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции;
-обладать качествами гражданственности, высоким чувством патриотизма и любви к Родине;
-быть способным к социальному взаимодействию;
-обладать способностью к межличностным коммуникациям;
-владеть навыками здоровьесбережения;
-быть способным к критике и самокритике (критическое мышление);
-уметь работать в команде и глубоко осознавать общегражданские цели своей профессиональной деятельности;
-знать идеологические, моральные, нравственные ценности государства и уметь
следовать им;
Требования к профессиональным компетенциям
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:
организационно-управленческая деятельность:
-работать с юридической литературой гражданским и трудовым законодательством;
-организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей;
-контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;
-составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые
письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам;
-взаимодействовать со специалистами смежных профилей;
-анализировать и оценивать собранные данные;
-разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы;
-вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками;
-готовить доклады, материалы к презентациям;
-пользоваться глобальными информационными ресурсами;
-владеть современными средствами телекоммуникаций;
учетно-аналитическая деятельность:
-владеть теоретическими основами проведения анализа хозяйственной деятельности в отраслях;
-знать и применять законодательные и нормативные акты по вопросам анализа;
- знать правила документирования фактов хозяйственной деятельности;
- владеть правилами заполнения и обработки бухгалтерских и проч. документов;
-владеть теоретическими основами анализа хозяйственной деятельности, его методами, приемами и методиками;
-знать принципы и методы организации анализа;
-уметь систематизировать учетно-аналитические и статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности предприятия (организации) и его подразделений;
-изучать результаты работы предприятия и его структурных подразделений и сопоставлять их с показателями других предприятий;
- уметь выявлять внутрихозяйственные резервы и разрабатывать мероприятия по их использованию;
- уметь проводить оперативный экономический анализ хода выполнения плановых заданий и мероприятий по использованию резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности отраслей;
- уметь разрабатывать предложения по внесению соответствующих корректировок в планы организации и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации и законодательства;
-изучать и распространять передовой опыт учетно-аналитической деятельности структурных подразделений предприятия;
-владеть теоретическими основами и практическими навыками компьютерной обработки учетно-аналитической информации;
научно-исследовательская деятельность:
-разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований в области экономического анализа отраслей;
-собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, выбирать оптимальные методы и средства решения поставленных задач;
-проводить самостоятельные научные исследования;
инновационная деятельность:
-осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отраслей, инновационным технологиям, проектам и решениям;
-определять цели инноваций и способы их достижения;
-работать с научной, технической и патентной литературой;
-разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий;
-оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;
-применять методы анализа и организации внедрения инноваций.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Анализ эффективности использования земельного фонда в сельском хозяйстве. Структурно-логическая модель факторной системы валовой продукции животноводства в стоимостном выражении. Методика факторного анализа валовой продукции животноводства в натуральном выражении.
Анализ производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Анализ использования сельскохозяйственной продукции. Факторный анализ выполнения плана реализации с/х продукции в зависимости от объема производства и уровня товарности. Методика анализа влияния качества с/х продукции на объем реализации в стоимостном выражении.
Анализ себестоимости сельскохозяйственной продукции. Факторный анализ себестоимости продукции растениеводства. Анализ состава и структуры затрат. Анализ факторов, оказавших влияние на наиболее важные статьи затрат. Анализ себестоимости продукции животноводства. Методика анализа себестоимости.
Тема 2. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Анализ розничного товарооборота. Понятие товарооборота. Анализ объема и структуры розничного товарооборота. Анализ факторов, связанных с товарными фондами. Анализ факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов. Анализ ритмичности розничного товарооборота. Факторный анализ товарооборачиваемости. Анализ издержек обращения. Значение и задачи анализа издержек обращения. Анализ издержек обращения по общему объему. Анализ влияния факторов на издержки обращения. Анализ отдельных статей издержек обращения. Анализ финансовых результатов в торговле. Структура розничной цены. Понятие «валового дохода» или «реализованных торговых скидок». Анализ выполнения плана и динамики по валовым доходам. Факторный анализ валового дохода в зависимости от объема розничного товарооборота и среднего уровня реализованных торговых скидок. Анализ влияния на средний уровень реализованных торговых скидок. Факторный анализ прибыли торгового предприятия.
Тема 3. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Анализ ввода в действие мощностей, объектов и объемов СМР у подрядчика. Анализ выполнения объемов строительно-монтажных работ. Анализ структуры строительно-монтажных работ и влияние структурных сдвигов на изменение объемов работ. Анализ незавершенного строительного производства. Анализ себестоимости СМР. Анализ прямых материальных затрат. Анализ прямых трудовых затрат. Анализ расходов на содержание строительных машин и механизмов. Анализ накладных расходов. Анализ производительности труда. Анализ использования рабочего времени и производительности труда. Анализ среднечасовой выработки. Анализ среднегодовой выработки. Анализ эффективности использования строительных машин и механизмов. Анализ влияния факторов на выполнение плана по объему СМР в натуральном выражении.
Тематический план:
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
лекции | семинары | с/р | ||
1. Особенности анализа хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий 1.1. Анализ эффективности использования земельного фонда в сельском хозяйстве 1.2. Анализ производства и реализации сельскохозяйственной продукции 1.3. Анализ себестоимости сельскохозяйственной продукции | ||||
2. Особенности анализа хозяйственной деятельности торговых предприятий 2.1. Анализ розничного товарооборота 2.2. Анализ издержек обращения 2.3. Анализ финансовых результатов в торговле 2.4.Анализ эффективности использования основных производственных фондов торгового предприятия | ||||
3. Особенности анализа хозяйственной деятельности строительных организаций 3.1. Анализ выполнения плана капитальных вложений и источников их финансирования у застройщика 3.2. Анализ ввода в действие мощностей, объектов и объемов СМР у подрядчика 3.3. Анализ себестоимости СМР 3.4. Анализ производительности труда 3.5. Анализ эффективности использования строительных машин и механизмов | ||||
Итого: |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ.
№ раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа студента | Материальное обеспечение занятия наглядные, методические пособия и др. | Литература | Формы контроля знаний | |
Лекции | Практические (семинарские занятия) | ||||||
1. | Особенности анализа хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий | ||||||
1. Анализ эффективности использования земельного фонда в сельском хозяйстве 2. Анализ производства и реализации сельскохозяйственной продукции 3. Анализ себестоимости сельскохозяйственной продукции | 1-3 | Литература: а) осн.: 1 б) доп.: 1 | Решение задач, устный опрос | ||||
2. | Особенности анализа хозяйственной деятельности торговых предприятий | - | |||||
1. Анализ розничного товарооборота 2. Анализ издержек обращения 3. Анализ финансовых результатов в торговле 4. Анализ эффективности использования основных производственных фондов торгового предприятия | 1-3 | Литература: а) осн.: 2 | Решение задач, устный опрос | ||||
3. | Особенности анализа хозяйственной деятельности в строительстве | ||||||
1. Анализ выполнения плана капитальных вложений и источников их финансирования у застройщика 2. Анализ ввода в действие мощностей, объектов и объемов СМР у подрядчика 3. Анализ себестоимости СМР 4. Анализ производительности труда 5. Анализ эффективности использования строительных машин и механизмов | 1-3 | Литература: а) осн.: 3 б) доп.: 2, 3 | Решение задач, устный опрос | ||||
Итого: |
Итоговый контроль: экзамен (7 семестр)