Нравственно-патриотическое воспитание жителей деревни
Мы поставили задачу, что нравственно-патриотическое воспитание жителей деревни, в особенности молодежи, необходимо осуществлять на особенностях русской духовной природы, русского национального самоинстинкта, еще сохранившегося в народе и жаждущего выхода из создавшейся нравственной пустоты, которая так несвойственна русской душе. Мы должны вырастить и воспитать такое поколение, для которого русская нация должна стать единой – одна вера, один язык, одна культура. Это национальное самосознание только одно и сможет возродить русскую государственность, основанную на общности и дать ориентиры для движения вперед, наметить положительные идеалы и цели для нашего общества. И в то же время новое поколение должно всегда стоять на защите интересов многонационального народа России, живущего в русской государственности.
Такой задаче соответствовал казачий устав,ибо только казаки из всех народов России виделивысший смысл своей жизни в службе православному Отечеству. Православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни. Осознавая себя воинами Христовыми, проникнутые евангельской любовью, казаки умели ладить не только с инородцами, но и иноверцами. Они считали, что у каждого может быть своя вера, свои культурные традиции, но государство-то общее, поэтому и общей службе разница верований не должна мешать. Казаки ставили своей задачей укреплять могущество России, для этого осваивали обширные территории Сибири и Дальнего востока, создавая на них казачьи поселения. Они осознавали свою ответственность за судьбу России, поэтомув русской истории именно казачество было самой удачной формой участия народа в государственном строительстве.
В настоящее время Минушка является казачьим хутором со своим наказным атаманом, но практически без численного состава хуторского войска из-за малого количества людей, проживающих в Минушке. Но казаки никогда не страдали оттого, что их мало, они сами по себе в своей совокупности всегда были войском! И даже если в столкновении с врагом большинство погибнет, но уцелеет хотя бы трое, то они и будут войском. Могут составить круг, выбрать нового атамана и станут костяком для становления своей общности. Откуда и пословица: «Казачьему роду нет переводу». Сегодня же казачество практически не возрождается, как в Минушке, и даже не столько из-за малого количества, сколько из-за их социального безразличия ко всему и полного безверия не только во Христа, но и в саму возможность возрождения.
Поэтому предстоит трудная задача возродить традиционный социально-хозяйственный уклад жизни казаков и на основе этого уклада вернуть утраченный гордый образ казака. В сегодняшнем дне, именно возрожденное казачество способно противостоять той бездуховности и безнравственности, которые царят в нашем российском обществе.
Конечно, не все захотят стать казаками – это дело сугубо личное и добровольное, но стать воином и защищать свою отчизну от посягательств извне – обязанность каждого человека мужского пола, особенно молодого.
Таким образом, в общественном управлении поселения будут задействованы три общественные структуры:
Церковь, которая учит, что крепкая и нравственно здоровая семья – это первая и главная основа общества и государства. Христианская семья есть ячейка общества, его часть, неразрывно связанная со своим целым. Она не замыкается только в семейных рамках, а принимает живое участие в общественной жизни и служит своим ближним, неизменно оказывая им участие и посильную помощь. Если разложена семья, и нет прочных устоев семейной жизни и воспитания, тогда самое сильное и организованное государство приходит в состояние упадка и разрушения. И наоборот – если семья крепка, и воспитание ведется на нравственных началах, то и при большом внешнем разрушении государственной жизни, народ остается жизнеспособным и может восстановить государственную жизнь и единение.
Церковь учит, что все мы дети одного Отечества и обязаны защищать его. Только обязанности разные: Церковь служит Отечеству, ограждая его от врагов молитвами, другие сыны Отечества – выполнением долга христианского служения Родине. При этом христианин стремиться принести пользу именно всему Отечеству, всему народу, а не соблюдать только свои конфессиональные, партийные или другие эгоистические самозамкнутые интересы.
Казачество исполняет тот христианский долг, о котором учит Церковь – долг христианина-воина, защитника Родины и ее святынь. Христианин-воин должен первым вставать на защиту правды, защиту попираемых святынь и прав своего многонационального народа от захвата, от грубого вторжения и безнравственного насилия западной идеологии, чуждой нравственным устоям и нравственной культуре российского общества.
Одним из наиболее ярких и самоотверженных подвигов в деле служения своему Отечеству признается смерть за Родину. Казак, как христианин-воин, защитник Родины и ее святынь, исполняет заповедь Христову «нет больше той любви, если кто душу свою положит за друзей своих». Друзьями воина-христианина являются все его соотечественники. Чем меньше у казака мыслей о себе и больше готовности сложить голову за других, тем большая награда ждет его от Христа, ибоиные народы выделяются множеством своих сил, а другие – храбростью и воинским умением, но казак победил их всех и служит только Христу.
Территориальное общественное самоуправлениеобъединяетвсех жителей поселения, которые через сходы будут сообща решать вопросы жизнеобеспечения и жизнедеятельности в пределах территории своего проживания, тем самым активно влияя на социальную и экономическую жизнь не только своего поселения, но и на свою собственную.
И это будет началом, когда общие цели пусть пока маленького сообщества, должны быть согласованы с общей национальной задачей возрождения российской экономики, направлены на то, чтобы помочь нашему народу выстоять в эти нелегкие времена. Нужно помнить, что нашим детям придется расплачиваться за грехи отцов, возвращать долги, восстанавливать или отстраивать заново многие производства, реанимировать истощенные недра, восстанавливать культуру земледелия, животноводства, птицеводства, возрождать народные промыслы.
Все жители, становясь участниками внутрихозяйственного рынка, учатся «мировому» устройству сельского общества, которое основывается на взаимопомощи и подчинении личных интересов общим, готовности идти на помощь нуждающимся, добросовестного трудолюбия, понимания своего места в жизни. И только в таких условиях совместный труд является не только средством жизни, но и средством духовного сближения людей разных национальностей и вероисповеданий, пробуждение в них желания творческой деятельности.
Такое гармоничное сочетание духовного и материального блага создаст гармонию общественных и производственных отношений, что даст возможность обеспечить рост, развитие и социализацию детей (сфера социальной профилактики), а с другой стороны, осуществить поддержку и защиту нетрудоспособных и престарелых (сфера социальной поддержки). Фактически создается социальная профилактика, которая позволит не допускать социальных конфликтов в общественных отношениях.
Когда поставлены общие цели и задачи, тогда и начинается мудрое единение сельского сообщества, которое восторжествует над амбициями, и тогда наступит согласие, спокойствие и уверенность в своем будущем, которые сегодня жизненно необходимы каждому.
Таким образом, предложенной моделью создается самоуправляемая территория способствующая становлению и формированию условий, при которых каждый нуждающийся получит возможность трудовой и творческой деятельности, что позволит учиться жить, помогая другим. Через самоуправляемую территорию создается поддерживающая среда, в которой осуществляется передача человеку, особенно молодежи, духовно-нравственных знаний и опыта, осуществляется национальное воспитание, социализация, обучение устремленности к познанию, средствам и способам деятельности, воспитание ответственности за жизнедеятельность своей территории, как кусочка Родины.
Заключение
Разработанная концепция устойчивого развития сельского поселения на примере деревни Минушка предусматривает долгосрочное поступательное развитие данной территории как социально-экономического комплекса нового типа, с новыми принципами и подходами, что обуславливает длительность процесса ее реализации. Достижение социально-экономического эффекта от реализации концепции будет проявляться постепенно, последовательно, по мере разворачивания программы развития и социальной готовности людей, желающих участвовать в реализации предложенной модели.
В дальнейшем разработанная модель может быть тиражирована для применения при создании сельских поселений устойчивого развития в других районах Красноярского края. Пилотная площадка в Ирбейском районе предназначена для отработки механизмов и взаимодействий участников проекта создания сельских поселений устойчивого развития, в дальнейшем после необходимой корректировки этот опыт может быть использован для внедрения предложенных технологий и моделей в других депрессивных территориях, на базе умирающих деревень. Сельское поселение в д. Минушка в таком случае станет демонстрационной площадкой и опытно-методическим центром по обучению технологиям и моделям устойчивого развития села.
Для дальнейшего развития и расширения социальной деятельности планируется применение методов и подходов к устойчивому развитию сельской территории, отработанных в деревне Минушка, при создании детской деревни «Живоносный источник». Она будет находиться на территории исчезнувшей деревни Галунка, расположенной в 6км к югу от Минушки, где сельское поселение устойчивого развития с самого начала будет создаваться как среда, благоприятная для гармоничного воспитания и системного образования нового поколения сельской молодежи, которые будут жить по завету предков:«Люби землю нашу. Гляди – она ведь живая. Ты ее береги, обиходь, да люби… Люби по-разному, как время придет. Как земля весной заневестится – вспаши, и семя посей, она женой тебе станет. А к осени, как уродит землица, накормит тебя да приголубит – она тебе родней матери станет, уж она-то на любовь твою всегда больше отдаст… Без земли ни тебе, ни детям твоим жизни нет. Ты сын ей и муж, и отец, и воин, и свет. И без тебя земля – что сиротка малая, беззащитная… Береги ее, да учись у нее, она всему научит».