Государственное устройство до 1905 г.
[Высшая законодательная, исполнительная, судебная, финансовая и духовная власть нераздельно принадлежала императору].
9.1. Высшие государственные учреждения.
Государственный совет [1810-1917] был высшим законодательным учреждением, члены которого назначались царем <…>, входили министры. Состоял из общего собрания, четырех департаментов. <…>
После обсуждения отдельных законопроектов в общем собрании император нередко соглашался с мнением меньшинства. [С 1906 г. Государственный Совет стал высшей законодательной палатой России].
Комитет министров (1802-1906) состоявший из министров <…> вошли председатель Государственного Совета, <…> департаментов, <…> отдельные лица по назначению императора. <…> На его рассмотрение выносились дела, которые министры не могли решать из-за отсутствия соответствующих законов или из-за того что, они затрагивали интересы других ведомств. <…>
На утверждение <…> поступало множество уставов акционерных обществ, представления, <…> разрешающие постройку железных дорог.
В пореформенное время <…> (с 1872 г.) орган проведения карательной политики.
<…> Неофициально с осени 1857 г., а официально с 12 ноября 1861 г. действовал <…> Совет Министров (1857-1917) <…> Председателем был император. <…> Совет Министров рассматривал и обсуждал мероприятия общегосударственного значения. <…> Некоторые <…> сразу утверждались императором и получали силу закона (<…> «Высочайших повелений») <…> В 70-х годах его заседания проходили редко, а с 1882 г. прекратились вообще <…> 19 октября 1905 <…> превращался в постоянное высшее правительственное учреждение <…> имел и некоторые законосовещательные функции, обсуждал законопроекты <…>, часть их проходила по статье II «Основных государственных законов» сразу же на утверждение императора как «акты верховного управления», другие - по статье 87 <…> Однако фактически Совет не представлял собой кабинета министров, характерного для буржуазной монархии. Председатель Совета Министров и министры назначались царем и были ответственны только перед ним.
Собственная его императорского величества канцелярия[1812-1917]<…>Буржуазные реформы не коснулись этого учреждения… (четыре отделения) <…>
Первое отделение <…> - отчетность министров императору, <…> управление кадрами бюрократии России назначение, надзор, награды <…> Второе отделение <…> С 1862 г. (до 1880 г.) <…> здесь предварительно рассматривался всякий законопроект <…> Третье отделение [до 1880 г.] - орган политического сыска и следствия <…> Четвертое отделение <…> из канцелярии императрицы Марии <…> ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями <…> с 1880 г. <…> самостоятельное <…>
В пореформенной России Правительствующий Сенат [1711-1917] сохранял свое старое значение высшего органа суда и надзора. <…>
Буржуазные преобразования не коснулись Святейшего Синода [1721-1917] <…> В его ведении находились чисто церковные дела.
9.2. Местные государственные учреждения.
<...> Главой местной администрации оставался губернатор. <…> Он возглавлял губернское правление. <…> В каждом уездном городе (городничий и его канцелярия) и уезде (земский исправник и земский суд) объединялись в возглавляемое исправником уездное полицейское управление. Исправники назначались губернатором из местных дворян. Пореформенные уезды сохраняли подразделение на станы… при становых приставах и полицейских урядниках.
<…> Крестьянские сословные учреждения <…> сельский сход, выбиравший (сельского старосту, сборщика податей) <…> волостной сход <…> на три года волостной старшина <…> волостное правление <…> волостной суд. <…> Для введения уставных грамот [1861 г.] <…>, а также для разбора «недоразумений», споров и жалоб в поземельных отношениях помещиков и крестьян был создан институт мировых посредников <…> до 1874 г. <…> законом 12 июля 1889 г. <…> заменены <…> земскими начальниками, назначаемыми из дворян и получившими широкие полномочия по утверждению решений крестьянских учреждений, назначению и смешению должностных лиц, наказанию крестьян. <…>
Значительное место в местном аппарате заняли земские и городские органы«самоуправления»[с 1 января 1864 г.]
Выборы земских органов проводились раз в три года. <…> три избирательных съезда: землевладельцев (главным образом помещиков), представителей от городского общества и сельских обществ. Для избирателей первого съезда устанавливался определенный земельный ценз, который колебался в зависимости от местности (от 200 до 800 дес. минимального ценза). Второй съезд включал городских избирателей, располагавших гильдийским свидетельством или промышленным торговым предприятием с оборотом в 6000 руб. <…> владельцы недвижимой собственности цензом (уездный - 500 руб., а для столиц - до 3 тыс. руб.).
Для третьего избирательного съезда устанавливалась многостепенная система выборов (сельский сход - волостной сход - уездный съезд). <…> Все три съезда выбирали неровное число гласных.
Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. C 77, 144-152, 194-231, 254-256, 273-275.
9.3. Положение о губернских и уездных земских учреждениях
Января 1864 г.
Ст. 1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения <…>
Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений в губернии или уезде, по принадлежности, суть:
I. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения <...>
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
IV. Заведование земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; <...> попечение о построении церквей.
V. <...> взаимного земского страхования имуществ.
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определяемых, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления <...> вредными насекомых и животными.
IX<...> участие в делах о почтовой повинности.
X. Раскладка <...> государственных денежных сборов <...>
XI. Назначение, раскладка, вздымание и расходование <...> местных сборов для удовлетворения земских потребностей <...>
XII. Представление через губернское начальство высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд <...>
XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на сохранение этих учреждений.
XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям на основании особых уставов, положений или постановлений. <...>
Ст. 5. Земские учреждения имеют право <...> приобретать и отчуждать движимые и недвижимые имущества, заключать договоры <...>
Ст. 6. <...> действуют самостоятельно. <...>
Ст. 7. <...> не могут выходить из круга указанных им дел <...>
Ст. 8. Земские учреждения подвергаются законной ответственности <...> за действия, противные существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств <...>
Ст. 9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений <...>
Ст. 13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа.
Ст. 46. Уездная земская управа составляется из председателя и двух членов, избираемых на три года уездным земским собранием из числа участвующих лиц в нем.
Ст. 48. Избранный земским собранием председатель уездной управы утверждается в этой должности начальником губернии.
Ст. 51. Губернское земское собрание составляется из гласных, избираемых уездными земскими собраниями на три года.
Ст. 56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды <…>
Ст. 76. Уездные и губернские земские собрания собираются ежегодно по одному разу. <...>
Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917<...> М., 1990. С. 80-82.
9.4.Новое положение о земских учреждениях 12 июня 1890 г. стеснило избирательную систему и деятельность земств, усилило правительственный надзор за ними. Для первого съезда, называвшегося теперь съездом дворян-землевладельцев (все землевладельцы-недворяне были причислены к другим съездам), минимальный ценз был значительно понижен (там, где он равнялся 200 дес. земли, он стал 125 дес.). Для избирателей буржуазии городов ценз повысился в 2,5 раза (с 6 тыс. руб. оборота до 15 тыс.). Третий избирательный съезд упразднялся, а гласные в уездное земское собрание стали назначаться самим губернатором из списка кандидатов, составленных на волостных сходах. В состав уездного земского собрания включались чиновники (от государственных имуществ, удельного ведомства, духовенства, городского головы, весь состав земской управы прежнего состава).
Положение о земских учреждениях 1890 г. явилось земской контрреформой. <...>
На созданные по положению 12 июня 1870 г. городские органы «самоуправления» (городские думы и управы) возлагались административные и хозяйственные задачи. <...>
Городовое положение 11 июня 1870 г. явилось городской контрреформой <...> Значительно возрос надзор за органами «самоуправления» <...> Отстранение от участия в «самоуправлении» городов мелкой и части средней буржуазии означало усиление роли и места крупной буржуазии <...>
Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. С. 232, 234-235.