Выбор и обоснование средств технического обслуживания и диагностирования.
Установление необходимого количества передвижных и стационарных средств ТО является важным условий правильной организации обслуживания и ремонта МТП.
Основные факторы, оказывающие влияние на выбор средств ТО следующие:
- количественный состав и структура МТП;
- годовая загрузка машин и неравномерность их использования;
- структура и рассредоточение материально-технической базы ТО.
В целях рационализации использования средств ТО выделяют три комплекта стационарных средств ТО (КСТО).
КСТО-1 – для ПТО МТП бригад, ЦРМ, где не проводится в полном объеме диагностирования машин;
КСТО-2 – для ремонтно-обслуживающих баз на центральных усадьбах, где диагностирование машин проводится в полном объеме;
КСТО-3 – для ремонтно-обслуживающих баз районного уровня (МТС) (СТОТ, СТОА, СТОЖ и др.).
В дополнение к трем стационарным КСТО придаются передвижные средства обслуживания:
- смазочно-заправочные агрегаты АТО;
- топливо-заправочные агрегаты МЗА;
- диагностические установки ПДУ;
- агрегаты технического обслуживания – АТОА, АТОП, АТОС;
- ремонтные (передвижные) мастерские – МПР.
Передвижные средства применяют в основном для оперативного обслуживания машин, особенно в напряженный период с.х. работ.
Для ориентировочного выбора числа стационарных и передвижных средств ТО используют нормативы их среднего количества на 100 физических тракторов (табл. 2).
Таблица 2 - Норматив средней потребности в средствах ТО МТП.
Количество физических тракторов | Комплекты стационарных средств ТО | Передвижные средства ТО | |||||
КСТО-1 | КСТО-1 | КСТО-1 | АТО | МЗА | МПР | ПДУ | |
На 100 физических тракторов | 2,1 | 1,1 | 0,3 | 2,3 | 2,5 | 3,0 | 0,6 |
При более точном определении потребностей в средствах ТО необходимо учитывать максимальный объем работ.
Необходимое число передвижных средств обслуживания (АТО, МЗА, МПР, ПДУ) определяют по формуле:
,
где - количество передвижных средств ТО;
- максимальное число обслуживаний в смену i-го назначения, обсл/см;
- сменная пропускная способность передвижного средства i-го назначения (АТО, МЗА, МПР, ПДУ) с учетом времени на переезды, обсл/см;
- коэффициент, учитывающий часть суммарного объема работ при ТО, выполняемую передвижными средствами i-го назначения, =0,15…0,35 (15…35 %).
Необходимое число стационарных средств обслуживания – (КСТО-1,2,3) определяют по формуле:
,
где - максимальное число обслуживаний в смену, обсл/см;
- сменная пропускная способность КСТО (по технической характеристике комплекта);
- коэффициент, учитывающий часть суммарного объема работы при ТО, выполняемую стационарным средством КСТО.
Среднее сменное количество ТО (ТО-1, ТО-2, ТО-3), которое необходимо проводить за определенный период определяется по формуле:
,
где - количество ТО машин за определенный период;
- число рабочих дней за тот же период.