Стационарные диагностические комплекты

Среди стационарных диагностических комплектов широкое применение получил комплект диагностических средств КИ-13919А и КИ-13920.

Комплект КИ-13919А предназначен для диагностирования тракторов при ТО-3 и зерноуборочных комбайнов при ТО-2 (по окончании уборочного сезона) в центральных мастерских совхоза, АО, мастерских общего назначения (МОН) и машинно-технологических станциях (МТС).

Количество диагностируемых машин в год – 200.

Количество контролируемых параметров – 100.

Комплект КИ-13920 используется для диагностирования энергонасыщенных тракторов на СТОТ в комплекте с тормозным стендом КИ-8948, а также с электронной диагностической установкой КИ-13940 ДИПС (диагностическая измерительно-прогнозирующая система).

Количество диагностируемых машин в год – 220.

Количество контролируемых параметров – 110.

Диагностический стенд КИ-8948 служит для проверки тягово-экономических показателей, состояния силовой передачи, колесных и стояночных тормозов, гидравлической системы навесного устройства и электрооборудования колесных тракторов.

Стенд применяют на участках диагностирования станций технического обслуживания тракторов при ТО-2 и ТО-3.

Разработка динамических методов диагностирования, развитие электроники, создали благоприятные предпосылки для практического применения электронных диагностических приборов, систем и автоматизированных установок.

В отличие от механических электронные диагностические средства (ЭДС) обладают быстродействием, могут измерять параметры по определенной программе, запоминать и сравнивать с допустимыми показателями.

Сложность применения ЭДС заключается в большой трудоемкости подготовки и настройки первичных датчиков, преобразующих различные электрические сигналы в температуру, давление, вибрацию и т.д.

Перспективными считаются средства электронного диагностирования машин, которые создают условия для внедрения автоматизированных мотор-тесторов (АМТ), гидротесторов, комплектов технических средств автоматизированного сбора, обработки и регистрации диагностической информации (КТС АСОР).

Диагностическая система КИ-13940 ДИПС – это стационарная диагностическая измерительно-прогнозирующая система. Она предназначена для диагностирования и определения остаточного ресурса тракторов, зерноуборочных комбайнов и оборудования ж. ферм.

Число контролируемых и измеряемых параметров – 400.

В последние годы получили распространение автоматизированные машино-тестеры КИ-13950 АМТ ГОСНИТИ, которые предназначены для диагностирования тракторов, зерноуборочных комбайнов, машин на СТОТ, СТОА, СТОсхм, как в стационарных, так и в полевых условиях.

Всего можно измерить 63 параметра.

В отличие от установки КИ-13940 ДИПС, АМТ КИ-13950 имеет более широкие функциональные возможности.

Перечисленные комплекты – это сложное электронное оборудование, требующее специальных помещений и условий работы.

Для мастеров-наладчиков, работающих в полевых условиях, предлагается использовать прибор ИМД-ЦМ и электронный малогабаритный диагностический прибор (ЭМДП), который представляет собой переносное устройство с автономным питанием. Прибором ЭМДП измеряют частоту вращения коленчатого вала, момент начала и продолжительность подачи топлива секциям топливного насоса, температуру воды и масла и др.

Для централизованного диагностирования машин с проведением текущего контроля нефтепродуктов используется лаборатория спектрального анализа КИ-13915А.

Цель диагностирования машин с применением спектрального анализа – определение износного состояния всех агрегатов и узлов и прогнозирование остаточного ресурса.

Основа комплекта КИ-13915А – это спектрографическая установка МФС-3 и набор приборов для выявления физико-химических свойств топливо-смазочных материалов.

Достоинство применения КИ-13915А заключается в следующем:

Все механические и электронные средства диагностирования дают возможность получить данные по работоспособности агрегата через 2…3 часа при полной остановке трактора (с учетом времени установки датчиков).

При использовании же спектрального анализа трактор останавливают на 15…20 мин для отбора проб масел из различных узлов агрегатов, а диагностирование осуществляется на спектрографической установке МФС –3 «Заочно» (трактор в это время работает).

Так, по одной пробе масла из картера двигателя можно узнать об износе деталей кривошипно-шатунного механизм, работоспособности фильтров, состоянии форсунок, герметичности впускного воздушного тракта и др.

Технология диагностирования включает в себя последовательность операций, распределяемых между исполнителями по времени их выполнения с указанием применяемых приборов и технических требований к проведению работ.

В целом, в практической деятельности мастеров-наладчиков, инженеров-диагностов выделяются три группы операций по диагностированию машин:

-подготовка машин к диагностированию

(очистка, мойка, осмотр, выполнение операций ТО, монтаж датчиков, подготовка справочной литературы);

- непосредственное диагностирование

(измерение параметров технического состояния, установление режимов работы, заполнение диагностической карты);

- заключительный этап

(сравнение полученных данных со справочными, постановка диагноза, общее заключение, демонтаж датчиков).

Технология диагностирования строится в определенной последовательности, обоснованной соответствующими критериями.

Так по данным ГОСНИТИ обычно применяют критерий по вероятности неисправности и стоимости диагностирования:

Стационарные диагностические комплекты - student2.ru ,

где Рii – вероятность неисправности и стоимость диагностирования i–го элемента.

Производственная проверка технологии диагностирования тракторов автоматизированными установками показала, что на присоединение и отсоединение датчиков и переходных устройств из-за низкой приспособленности тракторов затрачивается до 80% общего времени диагностирования машины.

На непосредственное измерение диагностических параметров затрачивается 10…15%.

На фиксацию результатов и прогнозирование остаточного ресурса – 5…6%.

Большая доля затрат времени уходит на подготовительно-заключительные операции, включающие снятие и установку боковин капота, очистку поверхностей на блоках агрегатов для установки датчиков – до 25%.

Из приведенных данных видно, что сам процесс диагностирования занимает 15…20% от общего времени.

При диагностировании машины автоматизированными диагностическими средствами заняты два специалиста – оператор и мастер-диагност.

Каждый из них выполняет строго определенную часть операций в соответствии с перечнем операций технологической карты на диагностирование.

Стоимость затрат на эксплуатацию и ТОР МТП составляет 50 млрд руб. , или 15% ВВП АПК. Ранее эти затраты не превышали 5-10% от ВВП АПК и были сопоставимы с данными по удельным затратам на содержание МТП в США, Германии и др. Но резко возросшая стоимость ТСМ, запчастей и новой техники вызвала рост удельного веса затрат на средства механизации. В этих условиях заслуживают внимания ремонтные, сервисные предприятия, ремонтные мастерские хозяйств и РТП. Именно эти службы, сократившие свой кадровый состав в 2-3 раза, на необновляемом оборудовании при резком подорожании энергетических ресурсов, обеспечивают уже в течение 8-10 лет работоспособность на 85-90% самортизированного МТП. Не будь созданной колхозами, совхозами и "Сельхозтехникой", рассчитанной и обоснованной ГОСНИТИ районных сервисных предприятий и производств, затраты на ТОР возросли бы многократно.

Наши рекомендации