III. Упражнение в склонении имён существительных. Наблюдение над окончаниями существительных родительного и винительного падежей.

– Просклоняйте имена существительные: ученица, ученик, дочь.

– Что интересного заметили в падежных окончаниях существительных 2-го склонения? (Совпадают формы родительного и винительного падежей, падежный вопрос кого?)

– Наблюдается ли такое совпадение у существительных 1-го и 3-го склонения? (Нет.)

– Как же быть, если в предложении встретится существительное 2-го склонения, отвечающее на вопрос кого? Легко ли будет узнать его падеж?

IV. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.

– Может быть, вы уже догадались, какова тема сегодняшнего урока? Какую проблему будем решать? (Учащиеся самостоятельно формулируют тему и задачу урока: сравнить родительный и винительный падежи; научиться распознавать эти падежи у существительных 2-го склонения, отвечающих на вопрос кого?)

III. Упражнение в склонении имён существительных. Наблюдение над окончаниями существительных родительного и винительного падежей. - student2.ru

V. Сопоставление родительного и винительного падежей по плану: вопросы, предлоги, окончания, роль в предложении.(Используются таблицы.)

Родительный падеж Кого? Чего? (Откуда? Где?) от, до, из, без, у, для, около, вокруг, после, возле, с Второстепенный член  
1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
-ы, -и -а, -я
Винительный падеж Кого? Что? (Куда? Где?) в, на, за, про, через Второстепенный член
1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
-у, -ю -а, -я, ,-о, -е -

– Итак, нас интересуют существительные 2-го склонения, в родительном и винительном падежах отвечающие на вопрос кого? Можно ли различить падежи этих существительных по вопросу? (Нет.)

– По роли в предложении? (Нет, так как являются второстепенными членами предложения.)

– Что можете сказать о роли предлогов? (По предлогу можно различить родительный и винительный падежи, так как они разные; предлоги родительного падежа не употребляются с винительным падежом и наоборот.)

– Как поступим в том случае, если нет предлога? Могут нам помочь существительные других склонений? (Возможно, кто-то из детей догадается и предложит способ замены существительного 2-го склонения существительным 1-го склонения. Если этого не произойдёт, то выполняется следующее задание.)

– Прочитайте и сравните пары предложений. Что заметили? (Существительное 2-го склонения заменено существительным 1-го склонения.)

Тетрадь ученика лежит на столе.

Тетрадь ученицы лежит на столе.

Охотник заметил волка и выстрелил.

Охотник заметил лисицу и выстрелил.

– Теперь легко можно определить падеж? Почему? (Окончания существительных 1-го склонения в родительном и винительном падежах разные.)

– Какой способ распознавания родительного и винительного падежей вы узнали? (Подставить вместо существительного 2-го склонения существительное 1-го склонения и по окончанию распознать падеж.)

VI. Знакомство с выводом в учебнике (с. 107).

III. Упражнение в склонении имён существительных. Наблюдение над окончаниями существительных родительного и винительного падежей. - student2.ru

VII. Работа с учебником.

1. Распознавание родительного и винительного падежей существительных 2-го склонения (упр. 206, с. 108).

2. Выполнение разбора слов и предложения из упражнения 206.

3. Письмо по памяти (упр. 207).

VIII. Домашнее задание:упражнение 205, с. 107.

IX. Итог урока.

– Чему научились на уроке?

– Как распознать родительный и винительный падежи существительных 2-го склонения?

Урок 60. ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В форме
ТВОРИТЕЛЬНОго ПАДЕжа

Цели: учащиеся уточняют знания об особенностях творительного падежа; упражняются в правописании безударных окончаний существительных в творительном падеже.

Оборудование: таблица вопросов, предлогов, окончаний творительного падежа; сигнальные карточки III. Упражнение в склонении имён существительных. Наблюдение над окончаниями существительных родительного и винительного падежей. - student2.ru (у каждого ученика).

Ход урока

I. Организационный момент.

Наши рекомендации