III. Упражнение в склонении имён существительных. Наблюдение над окончаниями существительных родительного и винительного падежей.
– Просклоняйте имена существительные: ученица, ученик, дочь.
– Что интересного заметили в падежных окончаниях существительных 2-го склонения? (Совпадают формы родительного и винительного падежей, падежный вопрос кого?)
– Наблюдается ли такое совпадение у существительных 1-го и 3-го склонения? (Нет.)
– Как же быть, если в предложении встретится существительное 2-го склонения, отвечающее на вопрос кого? Легко ли будет узнать его падеж?
IV. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
– Может быть, вы уже догадались, какова тема сегодняшнего урока? Какую проблему будем решать? (Учащиеся самостоятельно формулируют тему и задачу урока: сравнить родительный и винительный падежи; научиться распознавать эти падежи у существительных 2-го склонения, отвечающих на вопрос кого?)
V. Сопоставление родительного и винительного падежей по плану: вопросы, предлоги, окончания, роль в предложении.(Используются таблицы.)
Родительный падеж Кого? Чего? (Откуда? Где?) от, до, из, без, у, для, около, вокруг, после, возле, с Второстепенный член | ||
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
-ы, -и | -а, -я | -и |
Винительный падеж Кого? Что? (Куда? Где?) в, на, за, про, через Второстепенный член | ||
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
-у, -ю | -а, -я, ,-о, -е | - |
– Итак, нас интересуют существительные 2-го склонения, в родительном и винительном падежах отвечающие на вопрос кого? Можно ли различить падежи этих существительных по вопросу? (Нет.)
– По роли в предложении? (Нет, так как являются второстепенными членами предложения.)
– Что можете сказать о роли предлогов? (По предлогу можно различить родительный и винительный падежи, так как они разные; предлоги родительного падежа не употребляются с винительным падежом и наоборот.)
– Как поступим в том случае, если нет предлога? Могут нам помочь существительные других склонений? (Возможно, кто-то из детей догадается и предложит способ замены существительного 2-го склонения существительным 1-го склонения. Если этого не произойдёт, то выполняется следующее задание.)
– Прочитайте и сравните пары предложений. Что заметили? (Существительное 2-го склонения заменено существительным 1-го склонения.)
Тетрадь ученика лежит на столе.
Тетрадь ученицы лежит на столе.
Охотник заметил волка и выстрелил.
Охотник заметил лисицу и выстрелил.
– Теперь легко можно определить падеж? Почему? (Окончания существительных 1-го склонения в родительном и винительном падежах разные.)
– Какой способ распознавания родительного и винительного падежей вы узнали? (Подставить вместо существительного 2-го склонения существительное 1-го склонения и по окончанию распознать падеж.)
VI. Знакомство с выводом в учебнике (с. 107).
VII. Работа с учебником.
1. Распознавание родительного и винительного падежей существительных 2-го склонения (упр. 206, с. 108).
2. Выполнение разбора слов и предложения из упражнения 206.
3. Письмо по памяти (упр. 207).
VIII. Домашнее задание:упражнение 205, с. 107.
IX. Итог урока.
– Чему научились на уроке?
– Как распознать родительный и винительный падежи существительных 2-го склонения?
Урок 60. ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В форме
ТВОРИТЕЛЬНОго ПАДЕжа
Цели: учащиеся уточняют знания об особенностях творительного падежа; упражняются в правописании безударных окончаний существительных в творительном падеже.
Оборудование: таблица вопросов, предлогов, окончаний творительного падежа; сигнальные карточки (у каждого ученика).
Ход урока
I. Организационный момент.