Урок 16. части речи. имя существительное

Цели: учащиеся воспроизводят и обобщают знания об именах существительных; повторяют изученные части речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Мы начинаем повторение изученных в предыдущих классах частей речи и их особенностей. Сегодня нам предстоит вспомнить названия знакомых частей речи и более подробно поговорить об одной из них. Как обычно, мы ищем ответы на вопросы нашего помощника Почемучки. Прочитайте его первый вопрос на с. 30. (Какие части речи вы знаете?) Вот с него мы и начнём.

III. Упражнение в подборе однокоренных слов разных частей речи.Сопоставление роли имён существительных, прилагательных, глаголов в речи.

1. Игра «Угадай слово».

  БЕГ         1. Спортсмен, занимающийся бегом. 2. Слово, обозначающее действие, с этим корнем. 3. Дорожка для бега.
     
       

(Бегун, бегать, беговая.)

  ЗВОН       1. Предмет, издающий звон. 2. Слово, обозначающее признак, с корнем -звон-. 3. Издавать звон.
     
     

(Звонок, звонкий, звонить.)

2. Определение частей речи.

– Что это были за слова? (Однокоренные, так как они близки по смыслу и имеют одинаковый корень.)

– Что ещё заметили в группах подобранных слов? На какие вопросы они отвечают?

– Что обозначает каждое слово? (Кто? что? какая? какой? что делать? Обозначают соответственно вопросам предметы, признаки, действия).

– Какой частью речи является каждое слово? Ответ обоснуйте.

3. Составление схем.

урок 16. части речи. имя существительное - student2.ru

IV. Зрительный диктант (по тексту упр. 62) с заданием: указать в тексте существительные, прилагательные, глаголы.

1. Чтение текста учащимися.

2. Устный разбор знакомых орфограмм.

3. Запись под диктовку учителя. (Книга закрыта.)

4. Самопроверка.

5. Разбор предложений, отмеченных в тексте.

Вариант I. Застучит на сухом дереве труженик дятел.

Вариант II. Готовятся к отлёту певчие птицы.

урок 16. части речи. имя существительное - student2.ru

V. Повторение изученного об имени существительном во 2–3 классах.

1. Работа по вопросам плана из упражнения 63, с. 34.

2. Систематизация ответов учащихся в виде таблицы-схемы.

Учитель, заслушав ответы детей, вместе с ними вносит добавления в таблицу. В итоге таблица приобретает следующий вид:

урок 16. части речи. имя существительное - student2.ru

3. Упражнение в распознавании рода имен существительных. Упражнение 65, с. 35.

Учитель подчёркивает, что имена существительные имеют постоянный род, а не изменяются по родам, как это часто ошибочно говорят ученики. На род имени существительного указывает его окончание.

4. Взаимопроверка выполнения задания (в парах).

урок 16. части речи. имя существительное - student2.ru

VI. Игра «Подбери словечко».

Поиграем в группы слов.

Кто из вас играть готов?

Пёс, петух, корова, кошка,

Кукла, мячик и гармошка,

Лук, редиска, огурцы,

Молоток, топор, щипцы,

Платье, юбка и рубашка,

Бак, стакан, кастрюля, чашка.

– Определите, какую группу предметов называют имена существительные каждой строчки.

Подбери ещё названий

Овощей, одежды, тканей,

Фруктов, мебели, цветов,

Улиц, речек, городов!

VII. Письмо по памяти: упражнение 66, с. 35.

VIII. Домашнее задание: упражнение 64, с. 34.

IX. Итог урока.

– Что повторяли сегодня на уроке?

– Какой ответ дали на первый, на второй вопрос Почемучки?

– Что хотели бы изменить в ходе урока?

Урок 17. ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
С ШИПЯЩЕЙ НА КОНЦЕ СЛОВА

Цели: учащиеся повторяют правило написания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих; упражняются в написании имен существительных с шипящей на конце слова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Наши рекомендации