VII. Упражнение в распространении предложений.

– Прочитайте текст. Что можете о нем сказать? (Невыразительный, так как состоит только из нераспространенных предложений.)

– О чем говорится в тексте? Как можно его озаглавить?

– Запишите текст в тетрадь, распространив предложения. Подчеркните грамматическую основу предложений.

Хмурится небо. Ревет ветер. Несутся тучи. Начинается гроза. Слышны раскаты. Застучали капли. Хлынул дождь.

VIII. Самостоятельная работа.

Составить из данных слов предложения. Озаглавить текст. Подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу.

Жили, летом, братья, пасеке, на.

Помогали, пчелами, дедушке, за, они, ухаживать.

Мальчики, из, носили, ручья, воду.

Вместе, с, собирали, мёд, дедом, душистый.

Изучали, пчёл, повадки, ребята.

Осенью, готовили, внуки, пчёл, с, зимовке, дедом, к.

IX. Обобщение (по вопросам упр. 9).

X. Домашнее задание: упражнение 10, с. 8.

XI. Итог урока.

Урок 4. СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Цели: учащиеся обобщают знания о словосочетании; вырабатывают умение выделять их в предложении; составляют предложения по данным словосочетаниям.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

VII. Упражнение в распространении предложений. - student2.ru

III. Словарно-орфографическая работа.

На доске (или на демонстрационных карточках) записаны слова:

б..рёза, пш..ница, к..ртофель, з..мляника, п..мидор, ..вёс, м..лина, ..сина.

– Прочитайте слова. Что можете о них сказать? (Слова с непроверяемыми буквами из словаря.)

– Какие группы можно выделить из всех этих слов? (Варианты ответов: береза и осина – деревья; пшеница и овес – зерновые культуры; картофель и помидор – овощи; земляника и малина – ягоды.) Возможно, дети разделят слова на группы, ориентируясь по их написаниям: с безударной гласной е (берёза, пшеница, картофель, земляника), с безударной гласной о (осина, овёс, помидор), с безударной гласной а (картофель, малина). В этом случае слово картофель попадёт в две группы, так как имеет две безударные гласные.

– Как можно назвать все эти слова одним словом? (Растения.)

– Запишите слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы, обозначив ударение.

– Обменяйтесь тетрадями; проверьте и оцените работу друг друга.

Для индивидуальных заданий можно использовать карточки к уроку 2.

IV. Актуализация опорных знаний о словосочетании.

– Подберите подходящие по смыслу прилагательные к слову берёза, которое мы только что записали. (высокая берёза, белоствольная берёза, кудрявая берёза, молодая берёза и т. д.)

– Что у вас получилось? (Словосочетания.)

– Что вы знаете о словосочетаниях? (Они являются частью предложения, состоят из двух слов – главного и зависимого.)

– Определите главное и зависимое слово в каждом из названных словосочетаний. Как задаем вопрос? (От главного слова к зависимому.)

VII. Упражнение в распространении предложений. - student2.ru

V. Повторение.

1. Слово учителя.

– Сегодня мы с вами работаем над словосочетаниями: выделяем их из предложения, составляем предложения на основе данных словосочетаний, устанавливаем связь между словами в предложении.

2. Работа с учебником.

1) Вопрос Почемучки: «Как связаны слова в предложении между собой?»

2) Сопоставление ответов учащихся с выводом в учебнике (с. 8).

3) Упражнение в разборе предложений и выделении словосочетаний (упр. 11, с. 8).

VII. Упражнение в распространении предложений. - student2.ru

Наши рекомендации