Вопрос о распространении номинативных предложений

Номинативные предложения могут быть распространенными.

Традиционно считалось, а в школьной практике и сейчас считается, что они могут иметь только второстепенные члены с определительным значением (т.е. согласованные и несогласованные определения и приложения), так как только они могут зависеть от существительного: Полукруглые графитовые крыши Парижа (А.Н. Толстой); Звезда из красной жести, дощатый пьедестал (Луговской); Вот она, плодоносная осень! (Ахматова).

Предложения типа За рекой лес, Завтра экзамен, У меня простуда сторонники традиционного подхода квалифицировали как неполные двусоставные, исходя из того, что, во-первых, в них есть обстоятельства или дополнения, которое входят в состав сказуемого, во-вторых, в них отсутствует само сказуемое. Однако еще А.М. Пешковский отмечал, что «фактически в таком контексте сказуемое никогда не употребляется», что «в отдельных случаях невозможно даже придумать никакого слова для заполнения этого пустого места»[2].

По-иному вопрос о распространении номинативных предложений стал решаться, когда появилось учение о детерминантах. Детерминанты – это члены предложения, которые относятся к предложению в целом, не образуют словосочетаний ни с одним из его членов. Они возможны в предложениях любой формальной структуры, в том числе в номинативных. Более того, семантика бытийных предложений даже предполагает наличие в них обстоятельства, поскольку утверждение бытия предмета требует указания на место его бытования, а утверждение существования события – указания на место и время его совершения.

Сейчас все более утверждается точка зрения, что в номинативных предложениях могут употребляться детерминанты. Наиболее частотны следующие из них:

– обстоятельства места: Вон за рощей деревня; вон подальше березовый лесок на горе, за ним болото (Тургенев); Над Доном – туман, а вверху – звездное просо (Шолохов). Пространство при этом может пониматься очень широко, как любое вместилище, где могут существовать предметы, чувства, абстрактные понятия и др.: Во всем этом много эгоизма, много самолюбия и мало истины, мало любви (Тургенев); Во мне столько нежности… (А.Н. Толстой);

– обстоятельства времени: В пять часов побудка на уборку лошадей, чистка (Шолохов); Завтра время весеннего солнцеворота (Луговской). К ним близки детерминанты, обозначающие повторное появление предмета: И вновь – порывы юных лет, и взрывы сил, и крайность мнений… (Блок);

– дополнения со значением лица, обладающего (в широком смысле) чем-либо, выраженные чаще формой у + сущ.2: У вас большой дар соображения (Лермонтов); У меня бесшумные туфли (Есенин); У белых аэропланы и танки (А.Н. Толстой).

В одном предложении может быть несколько детерминантов: У него там небольшое именьице (Тургенев) – дополнение и обстоятельство места; Завтра вот у нас дуэль (Чехов) – обстоятельство времени и дополнение; Там теперь такая ж осень… (Есенин) – обстоятельства места и времени.

Детерминанты находятся в начале номинативного предложения и нередко отделяются от остального его состава паузой, которая на письме обозначается тире: За шоссе – березовый лесок (Бунин); Вчера – бой, завтра – бой (А.Н. Толстой); Впереди – неизвестность пути… (Блок); На арбатском дворе – и веселье и смех (Окуджава). Поэтому номинативные предложения с детерминантами П.А. Лекант назвал расчлененными. Подчеркнем, что наличие паузы при произношении, а следовательно, и тире на письме в них необязательно. См.: На душе холодное кипенье и сирени шелест голубой. На душе – лимонный свет заката (Есенин).

Если же член предложения со значением места или времени занимает позицию после главного члена, его следует квалифицировать как несогласованное определение, а все предложении в целом – как номинативное нерасчлененное: Опять часовни на дороге и поминальные кресты (Есенин); Роща за городом (Горин).

Номинативные предложения, особенно распространенные, кратки, но семантически емки и выразительны. Этим объясняется их частое использование в художественной литературе.

Номинативные предложения – лаконичная форма изображения картин природы, обстановки, внутреннего мира человека, многосубъектных действий. Используя цепочки номинативных предложений, автор выделяет те детали, которые представляются ему наиболее важными, сосредотачивает на них внимание. Таким способом он создает целостную картину, опуская все лишнее, ненужное. Приведем несколько примеров цепочек номинативных предложений (самостоятельных или выступающих как части сложных предложений):

В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога, Поклоны, шарканье гостей, Кормилиц крик и плач детей (Пушкин);

Вновь оснеженные колонны, Елагин мост и два огня. И голос женщины влюбленный. И хруст песка. И храп коня (Блок);

Год двадцатый. Коней одичавших галоп. Перекоп. Эшелоны. Тифозная мгла. Интервентская пуля, летящая в лоб, [– И не встать под огнем у шестого кола] (Межиров);

Сухие паруса ветров. Огни. Сигналы. Трубы и сирены. Седые призраки фелюг и катеров, Вспененный след и штиль без перемены. Безмолвия широкий перелив, Покачивающий грифельные волны (Луговской).

Наши рекомендации