Поголовье коз в хозяйствах союзных республик (тыс. коз)

Поголовье коз в хозяйствах союзных республик (тыс. коз) - student2.ru
Хотя в эти годы и не удалось существенно поднять уровень развития отрасли, нужно отметить, что вслед за книгой С. С. Мишарева появляются работы Г. Г. Зеленского (1971, 1981) и А. А. Орехова (1974), внесшие вполне существенный вклад в развитие аграрной науки. В этих книгах сохраняется специфика сочинения С. С. Мишарева.

Несмотря на то, что книги С. С. Мишарева, Г. Г. Зеленского и А. А. Орехова носят теоретический характер и не могут быть использованы как практическое руководство, мы настоятельно рекомендуем их всем, кто интересуется козоводством, т.к. они, кроме всего прочего, очень хорошо дополняют сказанное в этой книге.

В мае 1968 года технический совет МСХ СССР утвердил новую породную группу коз – горноалтайскую, что ознаменовало собой счастливое завершение дела по насаждению пухового козоводства в Алтайском регионе, начатого 200 лет назад.
Продолжается научная работа и выведение новых перспективных пород, среди которых можно отметить дагестанскую белую, придонскую белую, продолжается работа по улучшению существующих пород.

Поголовье коз в хозяйствах союзных республик (тыс. коз) - student2.ru

В 1980-е годы наблюдается последовательный и стабильный подъем отрасли. К 1990 году количество коз в СССР достигает 7 миллионов.

Говоря об этом времени, нужно отметить новый этап в развитии отечественного молочного козоводства. В конце 70х – начале 80х годов на территории СССР с целью обеспечения населения племенным материалом были организованы две фермы, разводившие молочных коз, завезенных из ГДР и ЧССР: одна – в подмосковном племсовхозе «Никоновское», другая – в колхозе имени Кирова Полтавской области (Лохвицкий район, село Луки). Приобрести таких животных хотели тогда очень многие жители разных концов страны и фермы не могли обеспечить даже части желающих. Однако, использование козлов-производителей, приобретенных на этих фермах, сыграло очень существенную роль в улучшении местных коз в разных регионах страны.

Далее последовало очень тяжелое время, продолжающееся поныне. Следует отметить, что сейчас принято вести себя так, как будто бы и не было никакого беспредела 90-х годов со всеми вытекающими из него последствиями, как будто не было никакой ликвидации общественных хозяйств Украины, как будто не было восьмикратного уменьшения поголовья овец по СНГ, как будто во многих регионах не была целенаправленно ликвидирована промышленность, перерабатывающая продукцию овцеводства и козоводства, как будто в 90-е годы не приходилось стричь овец не ради получения шерсти, а для того, чтобы овцам было легче, и т.п. К сожалению, последствия всего этого ужасны и не имеют примера во всей истории нашей Родины.

При этом, как ни в чем ни бывало, продолжает функционировать тот самый ВНИИОК в Ставрополе, выходит журнал «Овцы. Козы. Шерстное дело», продолжается подготовка специалистов отрасли, проходит в должном порядке защита диссертаций… Но создается такое впечатление, что все это делается с какой-то другой целью, не имеющей ничего общего с собственно овцеводством и козоводством. К огромному сожалению, в опубликованных диссертационных работах сплошь и рядом видим такой пример, когда взятые с потолка цифры выдаются за результаты проведенных исследований. При этом никто и не обращает внимания на ошибки в расчетах, изобличающих это. А новоявленные кандидаты наук устраиваются в вузы преподавать менеджмент и агробизнес, как будто никогда не имели никакого отношения к зооинженерному делу.

Но, несмотря на все это, и в теперешней ситуации можно усмотреть положительные моменты. К примеру, в России, к счастью, имеются энтузиасты, берущиеся за разведение новых пока для нас козьих пород – альпийской, нубийской, ламанча, тоггенбургской, камерунской... Это - энергичные и предприимчивые люди, действительно заинтересованные в подъеме отечественного козоводства. Современные средства связи и интернет сделали доступным общение единомышленников из разных уголков страны и из-за рубежа, что безусловно отразится на общем положении дел. Хотя пока мы не можем утверждать, что у нас ведется работа, подобная той, что проводилась князем Урусовым или той, что проводится европейскими обществами козоводов.

Как в России, так и в Украине и других странах СНГ некоторые предприимчивые фермеры пытаются организовать племенное разведение молочных коз. Только когда речь заходит об их деятельности, все время слышится слово "зааненский" и ведется речь о выписном племенном материале из-за границы - из США, Западной Европы или вовсе из Новой Зеландии. И всегда подчеркивается, что если регулярно не завозить племенной материал, например из тех же США, то порода неотвратимо подвергается вырождению. Кроме того, подобные изречения часто используются в наше время для создания и подогрева коммерческого ажиотажа, часто совершенно необоснованного, который является характерной чертой всех сфер теперешнего агробизнеса. А все дело в отсутствии сотрудничества этих фермеров с учеными, точнее, в отсутствии у ученых интереса к развитию нашего теперешнего молочного козоводства.

При том, что наша страна обладает самым большим разнообразием типов и пород коз, мы вместо того чтобы использовать богатейший отечественный генофонд, настойчиво продолжаем использовать и снова и снова приобретать зарубежный племенной материал. А ни для кого не секрет, что из этого ничего путного не выйдет. Ведь сказал когда-то Николай Иванович Вавилов о том, что новый перспективный сорт любой культуры можно вывести только при использовании местного ассортимента. Безусловно, это справедливо и в отношении животноводства.

Если есть желание иметь у нас зааненскую породу в чистом виде, то и здесь есть выход из положения. Только животных надо приобретать не в США, не в Германии и не в Чехии, а надо привезти настоящих швейцарских горных коз и, согласно тому же Н. И. Вавилову, создать им условия, сходные с теми, что имеются у них на родине. А подходящие для этого регионы у нас, слава Богу, имеются. Таким образом, если у нас будут свои собственные популяции швейцарских горных коз, не подверженные вырождению, это заметно облегчит дело улучшения местных коз, и мы при надлежащей организации научного подхода к делу, вскоре будем иметь свою собственную молочную породу коз, как это имеет место в Болгарии, Румынии, Чехии, Германии и т.д. При этом не стоит забывать, что молочные породы коз не ограничиваются одной лишь зааненской. К тому же, следует помнить, что такая работа у нас уже была проведена и описана В. И. Бойковым, но к сожалению экономические преобразования начала 60-х годов полностью свели ее на нет. Однако мы должны быть уверены, что при повторном проведении такой работы нас ожидает блестящий результат.

В теперешнее время отсутствие в нашей стране специализированных хозяйств, разводящих молочных коз, безусловно, делает проблематичным проведение с ними какой-либо племенной работы. Но мы должны обратить внимание на опыт Чехословакии, ГДР, Болгарии и других европейских стран, где была умело организована племенная работа с козами, принадлежащими населению, значительно повышены их удои и выведены новые высокопродуктивные породы.

Наши рекомендации