Развитие статуса союзных республик

Новая Конституция СССР закрепила тенденции к централизации. Управление промышленностью, которое до упразднения ВСНХ было сферой совместной компетенции ВСНХ было сферой совместной компетенции Союза и союзных республик, теперь все больше переходило в руки Союза, поскольку новые промышленные наркоматы создавались преимущественно как общесоюзные. Централизация управления сельским хозяйством выразилась в создании Наркомзема ССС, которому были подчинены наркоматы земледелия республик. Налоговая реформа централизовала финансовые отношения. Были расширены полномочия Союза.

Причины определенного изменения статуса союзных республик были двоякого свойства – объективные и субъективные. С одной стороны, построение и развитие социалистического общества закономерно предполагают все большую его интеграцию, создание единого хозяйства, с другой стороны, это непосредственно связано с личностью Сталина, его взглядами и политикой.

3. Развитие автономии(ст.22-24)

Получает развитие советская автономия, связанная с повышением общего уровня национальной государственности в стране. Пополнился круг АССР. В 1932 г Кара-Калпакская автономная область стала автономной республикой, в 1934 г. это произошло в Удмуртии и Мордовии, в 1935– это коснулось Калмыкии.

Были также образованы две новые автономные области – Хакасская и Еврейская.

Конституция СССР закрепила и возникновение новой формы автономии – национального округа. Уже на грани 30-хг, автономию получают наиболее отсталые народы страны. Это, прежде всего, народы Крайнего Севера. В 1926 г ЦИК и СНК РСФСР утвердили временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР.

Это позволило добиться успехов в развитии малых народностей Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Формой автономии для народов Крайнего Севера был избран национальных округ. Первым из них стал Коми-Пермяцкий, образованные еще в 1925г. в 1929г был создан Ненецкий. Затем образование национальных округов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока приняло массовый характера. В 1930 г были созданы Корякский, Чукотский Таймырский. Эвенкийский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий округа. Национальные округа были образованы только в РСФСР. Они вошли в состав соответствующих областей и краев.

Кроме того, произошло изменение в административно-территориальном устройстве, закрепленное затем в Конституции 1936 г. Для улучшения работы местных Советов, приближения руководства к заявлению в 1930 г было ликвидировано окружное звено. Это позволило направить освободившихся работников для укрепления районного звена.

№39. Органы власти и управления в 1930 – 1941 гг. Местные советские органы.

· Тенденции:

· Конституция 1936 года закрепила руководящее положение Коммунистической партии (статья 126), единолично осуществлявшей государственное управление. Сложилась система однопартийности. Это привело к установлению партийного руководства в различных формах: создание совместных партийно-государственных органов (ЦКК РКИ, политотделы МТС и совхозов), превращение партийных руководителей одновременно в руководителей государственных органов, подмена советского руководства партийным.

· Централизация государственного управления.

· Изменения избирательной системы предполагаемое усиление демократии но партия влияла на определение кандидатур депутатов.

· Коллегиальность чаще подменяется волей начальника.

· Территориально-отраслевое управление, появление новых отраслей, рост чиновничества.

· Конституция закрепила принцип разделения властей.

· Конституция СССР 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней - Советы депутатов трудящихся (подчёркивается усиление социальной однородности советского общества, прежнее название - Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов – не включало интеллигенцию). К тому же была упразднена система съездов Советов – теперь только Советы.

· Высшие органы власти Союза.

· Верховный Совет СССР.

Это верховный орган власти Союза. Получил права Всесоюзных съездов Советов и ЦИКа Союза.

Две палаты: Совет Союза (избирается по мажоритарной системе из расчёта 1 депутат на 300 тысяч жителей) и Совет Национальностей (изменилось количество представителей, теперь по 25 от каждой союзной республики, по 11 от автономной республики, по 5 от автономной области, по 1 от национального округа). Палаты равноправны, численность депутатов в них примерно равна.

Избирается на 4 года, работает в сессионном порядке (не реже 2-х раз в год).

Верховный Совет СССР теперь единственный законодательный орган на уровне Союза. Это создает условия к укреплению законности.

Впервые выборы в этот орган состоялись 12 декабря 1937 года (согласно новым положениям о выборах, которые после принятия Конституции составил ЦИК СССР), явка избирателей была очень высокой. 12 января 1938 года собралась первая сессия Верховного Совета СССР.

· Президиум Верховного Совета СССР.

Стал постоянно действующим органом, т.к. Верховный Совет работает в сессионном порядке. Избирается на совместном заседании обеих палат.

Состав: председатель, заместители по числу союзных республик, секретарь, 24 члена.

Полномочия: созывает сессии Верховного Совета, дает толкование действующих законов, отменяет постановления СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону. Это исполнительный, контролирующий орган, он имеет право издавать указы. И хотя они должны утверждаться Верховным Советом, всё же многие изменения были введены именно посредством указов. Так что Президиум достаточно активно занимается нормотворчеством.

· СНК и наркоматы.

Правительство СССР. Это исполнительный и распорядительный орган. Издаёт постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов, но законодательных функций теперь не имеет.

Формируется Верховным Советом СССР.

Состав: председатель, его заместители, наркомы, председатели комитетов и комиссий.

Органами отраслевого управления являются наркоматы (общесоюзные, союзно-республиканские, республиканские). Наблюдается разукрупнение наркоматов (из Наркомата путей сообщения (1931 г.) общесоюзный Наркомат водного транспорта; Наркомат торговли (1930 г.) общесоюзный Наркомат внешней торговли и союзно-республиканский Наркомат снабжения).

Реформа управления трудовыми отношениями (упразднение Наркомата труда, передача функций управления общественным организациям – демократизация).

· Система органов власти и управления союзных и автономных республик.

Строилась по аналогии с общесоюзной, но с определёнными отступлениями (Верховные Советы однопалатные, СНК были по-другому построены).

· Местные Советы.

Виды Советов: поселений, административно-территориальных единиц.

Работают в сессионном порядке, чем ниже уровень, тем чаще собирается Совет. Избирают исполкомы – исполнительно-распорядительные органы.

Происходит постепенное избавление от органов общественной самодеятельности (в них привлекался актив населения), на их место приходят постоянно действующие депутатские комиссии – поднятие авторитета, но отрыв от народа. Их задачи: изучение и подготовка вопросов к сессии, контроль.

На селе, в связи с проведением коллективизации, появляется два руководящих органа с часто совпадающими полномочиями: сельсовет и правление колхоза. Однако Советы нельзя было ликвидировать, они по-прежнему были необходимы для выполнения важных функций (именно они проводили коллективизацию, участвовали в ликвидации кулачества, следили за надлежащим использованием земли).

Кадры местных Советов укреплялись, вовлекались батрацко-бедняцких слои населения и актив колхозников, противники коллективизации изгонялись

· Управление народным хозяйством.

· Промышленность.

Осуществлял общее руководство ВСНХ. Однако число предприятий увеличивается, возникает необходимость в реорганизации системы управления. В 1932 году – разделение ВСНХ на три наркомата: наркомат тяжёлой промышленности (союзный уровень), наркомат лёгкой промышленности (совместное ведение), наркомат лесной промышленности (совместное ведение).

До этого – функциональная система управления производством (негативно сказывалась на работе: излишняя волокита, безответственность, расширение числа управленцев). Поэтому в марте 1934 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР, ликвидировавшее эту систему и установившее производственно-отраслевую и производственно-территориальную систему. Теперь органы управления сосредоточивали полное и всеобъемлющее руководство определенными отраслями производства или предприятиями, расположенными на определенной территории.

Так как развивается промышленность за «колючей проволокой», то многими предприятиями управляет НКВД (в нём – главные управления лагерей).

· Сельское хозяйство

Управление осуществляет Наркомзем СССР. Появляются наркоматы по делам советских совхозов.

На селе были созданы специфические чрезвычайные органы - политотделы МТС и совхозов. Политотделы объединяли партийное и государственное руководство сельским хозяйством. Они были призваны преодолеть всяческий либерализм в деятельности сельскохозяйственных предприятий. Политотделы жестко проводили политику центра в колхозах и совхозах с тем, чтобы добиться от них работы в интересах государства.

Действовали политотделы МТС два неполных года – до 1934, а затем были упразднены. В совхозах же эти чрезвычайные органы продолжали существовать.

Сложилась необходимость проведения строгого планирования всего народного хозяйства страны. Госплан СССР при СТО был преобразован в 1931 г. в комиссию при Совнаркоме СССР, наделенную правами самостоятельного наркомата.

* Финансирование

Кредитованием текущей эксплуатационной деятельности предприятий занимается Госбанк, капитального строительства - специальные банки долгосрочных вложений (Промбанк, Сельхозбанк и др.).

№40. Правоохранительные органы в 1930 – 1941 гг.

· Суды.

Конституция 1936 г. и принятый в 1938 г. специальный Закон о судоустройстве обобщили уже накопившийся опыт построения судебной системы. Судебная система централизуется (в том числе, в 1936 г. создаётся Наркомат юстиции СССР, на который возлагается, в частности, управление судами всего государства).

Срок полномочий судей: народные суды – 3 года, все остальные – 5 лет.

Конституция закрепляет достаточно демократичный судебный процесс (при участии народных заседателей, с открытым разбирательством, независимостью судей и т.д.), т.е. законодательным путём происходит попытка отхода от чрезвычайного судопроизводства. Но на деле удалось обойти законодательство.

Судебная система.

· Верховный Суд СССР.

Его компетенция расширяется. Теперь он не только регулирует отношения Союза и республик в судебной сфере, но и вообще является стоящим во главе судебным органом. С 1933 г. имеет право давать директивные указания верховным судам союзных республик по вопросам судебной практики, обследовать судебные органы союзных республик. Специальная судебно-надзорная коллегия отменяет и изменяет постановления, определения, решения и приговоры верховных судов союзных республик.

Однако конституционным контролем суд не занимается – его осуществляют специальные комиссии при Верховном Совете СССР.

Таким образом, это высший судебный орган, который осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик.

· Верховные Суды республик, краевые, областные, окружные, специальные суды.

· Народные суды.

Вводится принцип выборности непосредственно населением (но реально выборы будут проводиться только после войны). В связи с делением территории компетенция народных судов расширяется.

· Суды общественной самодеятельности.

Виды: сельскохозяйственные товарищеские суды, конфликтные комиссии по жилищным делам, производственные суды. Разрешают дела, связанные с оскорблениями, драками, мелкими кражами, незначительным материальным ущербом и др.

10-15 судей, избираются на 1 год.

· Специальные суды на транспорте: ж/д линейные и водные транспортные.

По разрешаемым ими делам есть только 2 инстанции. Вторая – соответствующая коллегия Верховного Суда СССР.

В назначении судей участвуют транспортные наркоматы.

· Военные трибуналы.

Изменений нет, по-прежнему более упрощённый порядок судебного производства.

· Внесудебные органы.

Конечно, законодательство предусматривало, что правосудие должно осуществляться судами. И это реализовывалось в отношении гражданских и общеуголовных дел. Но когда речь заходила о контрреволюционных преступлениях, применялась внесудебная репрессия.

· 1934 г. – ликвидация ОГПУ (в составе него была судебная коллегия, занимавшаяся внесудебной расправой). Поэтому в составе областных судов появляются спец. коллегии, которым переданы дела ОГПУ.

· В этом же году был создан НКВД СССР. В нём образовалось Особое совещание (ОСО), которое стало заниматься внесудебной репрессией.

Состав ОСО: заместитель наркома внутренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник Главного управления милиции, народный комиссар внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело. На заседаниях должен был присутствовать Прокурор СССР или его заместитель.

Первоначально ОСО могло применять только ссылку, высылку или заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком до 5 лет, но с 1937 года получило право приговаривать к расстрелу.

· В 1935 г. приказом НКВД были вновь созданы «тройки» (они уже существовали раньше в составе ОГПУ). «Тройки» стали как бы филиалами ОСО на местах.

Состав: первый секретарь соответствующего обкома партии, начальник областного управления НКВД и областной прокурор. С 1937 г. стало возможным, исключив партийного работника, производить расправу в составе «двойки».

· В середине 30-х гг. создавались также милицейские «тройки» для борьбы с мелкими правонарушителями в городах, для очистки городов от нежелательных элементов.

· Дела о самых тяжких гос. преступлениях могли рассматриваться в военных коллегиях.

· Прокуратура.

Для укрепления законности был взят курс на централизацию (1932г. – постановление о мерах по укреплению революционной законности).

Июнь 1933 г. – организована Прокуратура СССР. Прокуратура Верховного Суда СССР упразднялась.

Состав:

· главная военная прокуратура

· главная прокуратура по железнодорожному транспорту

· главная прокуратура водного транспорта

· промышленный отдел

· следственный отдел

· отдел по спец. делам.

Обязанности Прокуратуры СССР:

· надзор за соответствием постановлений и распоряжений ведомств, республиканских и местных органов Конституции и всему законодательству Союза

· судебный надзор

· возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения

· надзор за законностью действий органов ОГПУ, милиции, угрозыска и исправительно-трудовых учреждений

· общее руководство деятельностью республиканских прокуратур (Прокурор СССР)

Специальные прокуратуры: железнодорожного и водного транспорта (в связи с образованием судов на транспорте).

Полного единства в системе прокурорских органов ещё не было: прокуратуры союзных республик находились в ведении наркоматов юстиции, Прокурор Союза – в двойном подчинении (ЦИК Союза и правительству).

Конституция 1936 года завершила централизацию, подчинив республиканские прокуратуры органам Союза, а саму прокуратуру – только Верховному Совету СССР (назначает Прокурора СССР на 7 лет). Прокуроров союзных и автономных республик, краёв и областей назначает Прокурор СССР (на 5 лет). Прокуроры округов, районов и городов на 5 лет назначаются прокурорами союзных республик.

· НКВД.

Состав:

· Главное управление государственной безопасности.

В 1934 г. ОГПУ было ликвидировано, а в созданном в этом же году НКВД СССР появилось Главное управление государственной безопасности.

Состояло из отделов: следственно-политического, контрразведки, тюремного и др.

Занималось разведкой, контрразведкой, выявлением инакомыслия, борьбой с заговорами и т.п. Но очень часто, вместе с настоящими врагами, НКВД боролся ещё и с невиновными людьми, обвиняя их в шпионаже, подготовке террористических актов и других государственных преступлениях.

· Особое совещание

· Главное управление лагерей и трудовых поселений (ГУЛАГ).

Если раньше в лагерях труд применялся как средство исправить человека, то теперь его используют для индустриализации – мобилизационная модель. Поэтому появляются отраслевые управления лагерей: топливной, гидротехнической, лесной промышленности.

· Административно-хозяйственное управление (главк НКВД)

· Главное управление пожарной охраной

· Главное управление пограничной и внутренней охраной

· Отдел актов гражданского состояния

· Главное управление шоссейных дорог

· Главное управление геодезии и картографии

· Главное архивное управление

· Главное управление Рабоче-крестьянской милиции

Органы милиции в начале 30-х годов подчинялись СНК республик (под управлением НКВД союзных республик). Но в 1931 г. было издано Положение о Рабоче-крестьянской милиции Союза ССР, в котором впервые регламентировались ее организация и деятельность в масштабе всего Союза. Милиция была и так достаточно сильно централизована, а в 1932 г. было создано Главное управление Рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ, ещё более усилившее централизацию. При образовании НКВД этот главк был включён в его состав.

Функции милиции:

· Охрана общественного порядка и активное привлечение населения (образуются бригады содействия милиции - бригадмилы)

· Выдача документов (до того, как в НКВД образовался отдел актов гражданского состояния)

· Производство дознания

· Розыск

· Борьба с хищением социалистической собственности (Закон о борьбе со спекуляцией, Указ №78) – появляется соответствующий отдел милиции

· Регулирование безопасности дорожного движения - Госавтоинспекция

· Распределение неблагополучных беспризорных детей (с середины 30-х годов). С 1940 г. появляются детские комнаты милиции.

Таким образом, к концу периода НКВД руководил многочисленными и разнородными сферами. Поэтому в 1941 г. из его состава выделилось Главное управление государственной безопасности, которое стало самостоятельным наркоматом.

· Контрольные органы.

По решению XVII съезда партии ЦКК-РКИ (Центральная контрольная комиссия, объединённая с рабоче-крестьянской инспекцией) была упразднена. Партийный контроль вновь отделен от государственного.

Новые самостоятельные органы контроля (при Совнаркоме СССР):

· Комиссия партийного контроля

· Комиссия советского контроля (в 1940 г. ликвидирована; вместо неё - Наркомат госконтроля)

Наркомат госконтроля – чиновничий орган, общественность не участвует. Задача – финансовый контроль, об общем совершенствовании госаппарата не заботиться.

№41. Военное строительство в 1930 – 1941 гг.

1935 – РВС (Революционный военный совет) принимает план реорганизации армии

1936 - снижен призывной возраст (с 21 года до 18 лет), увеличен срок службы.

Отменялась вневойсковая военная подготовка, проводившаяся до сих пор в вузах, готовившая командиров запаса. Увеличивался срок военной службы. Для большей части военнослужащих (рядовых сухопутных войск и некоторых других) он устанавливался в два года, но для некоторых, и достаточно широких, категорий были предусмотрены три, четыре и даже пять лет.

1 сентября 1939 - Закон о всеобщей воинской обязанности (Он отражал реалии обстановки, вспыхнувшего пожара небывалой войны, которую мы давно ожидали и к которой готовились):

- всеобщая воинская повинность (отказ от классового подхода)

- теперь вся армия должна была строиться на кадровой основе, никаких территориально-милиционных частей не предусматривалось.

Изменения в общественном строе, закрепленные в Конституции 1936 г., отразились и на принципах комплектования армии. Отказались от классового подхода к призыву в вооруженные силы, прежние ограничения по военной службе для нетрудовых элементов были сняты. Теперь все военнослужащие и военнообязанные получали равные права и обязанности.

1935 - введены воинские звания маршалов (5 человек) и деление на младший, средний, старший комсостав

1937 - реорганизация Наркомата обороны, выделение Наркомата ВМФ (Военно-МорскойФлот)

1938 - введен институт комиссаров в воинских частях

1937-1938 - репрессии в армии

Наши рекомендации