Природно – сельскохозяйственное районирование земель.

Зонирование территорий.

Зонирование территории — это разграничение территории, с выделением особых зон и определением для каждой из них целевого назначения, приоритетных функций и соответствующих режимов использования.

Особое распространение зонирование территории получило в западноевропейских странах, США и Канаде, где зоны определяют основные направления развития землепользования на перспективу.

Зонирование территории осуществляют на основе схем землеустройства, схем использования и охраны земельных ресурсов, природоохранной, землеустроительной, градостроительной и иной документации на уровне субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований.

Решения по зонированию территории принимают, исходя из следующих основных принципов: ориентации на интенсивное использование и рациональную организацию территории; установления научно обоснованного баланса земель различного назначения, сохранения особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий, ценных историко-культурных объектов. Создания необходимой инженерно-транспортной инфраструктуры; четкого разграничения земель сельскохозяйственного, лесохозяйственного, природоохранного назначения и урбанизированных территорий с закреплением в законодательном порядке соответствующих режимов их функционального использования; обеспечения наиболее благоприятных организационно-территориальных условий для ведения сельского хозяйства.

В состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Материалы по зонированию территории изготавливают в составе текстовой и графической частей. В текстовой части обосновывают условия установления зон, их границы, площади земельных угодий и т. п.

Графическая часть включает схематическую обзорную карту, на которой в цвете показывают расположение каждой из установленных зон. Масштаб карты зависит от размера территории зонирования и может быть: для территории субъектов Российской Федерации —1 : 1 000 000 - 1 :250 000; административных районов — 1 : 250 000 - 1 : 50 000; территории муниципальных образований, находящихся в границах административных районов, — 1 : 10 000 - 1 : 25 000. Схемы зонирования территории, утверждаются постановлением соответствующих органов власти или решением органов местного самоуправления. В утверждаемых документах, регулируются вопросы изменения форм собственности на землю, установления платы за землю, зонирования территорий с учетом режима использования земель и т.д..

6. Земельный фонд мира, понятие эффективной территории.

Многовековая практика свидетельствует о том, что главными источниками жизнеспособности и процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы и проживающее на них население. При этом под земельными ресурсами следует понимать не только территорию (пространство) государства, но и все что находится «над» и «под» этим пространством. Обеспеченность страны земельными ресурсами — важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. Наличие земельных ресурсов дает широкий простор для экономического развития регионов мира.

Крупнейшими странами мира по площади территории являются:

(млн. км2)

Россия – 17,1

Канада – 10,0

Китай – 9,6

США – 9,4

Бразилия – 8,5

Ученые при исследовании проблем планирования использования земельных ресурсов выделяют понятие эффективной территории. Эффективная территория – это территория страны, пригодная для хозяйственного освоения.

Крупнейшие страны мира по площади эффективной территории:

(млн. км 2)

Бразилия – 8,1

США – 7,9

Австралия – 7,7

Китай – 6,0

Россия – 5,5

Планирование обеспеченности населения земельными ресурсами.

Неправильное и неконтролируемое землепользование является основной причиной деградации и истощения земельных ресурсов. При планировании использования земель, часто не принимаются в учет фактические потенциальные возможности, продуктивность и факторы, ограничивающие использование земельных ресурсов, а также их пространственное разнообразие. Ожидается, что население мира, составляющее сейчас 7 млрд. человек,(семи миллиардный житель земли Николаев, родился в Калининграде 01.11.2011г.) через 20-25 лет достигнет 8 млрд. человек. Необходимость увеличения производства продовольствия в целях удовлетворения растущих потребностей обусловливает огромную нагрузку на природные ресурсы, включая земельные ресурсы. Одной из основных опасностей является разрушение и деградация сельскохозяйственных и экологических ресурсов. Хотя методы наращивания производства и сохранения земельных и водных ресурсов уже разработаны, они не находят широкого или систематического применения. Необходим системный подход к определению таких форм землепользования и производственных систем, которые были бы устойчивыми для каждого конкретного типа почвы и климатической зоны, включая создание экономических, социальных и организационных механизмов их осуществления.

Планирование обеспеченности человечества земельными ресурсами определяется мировым земельным фондом, который составляет 13,4 млрд. га. Из отдельных крупных регионов наибольшим земельным фондом обладают Африка (30 млн. км2) и Азия (27,7 млн. км2), а самым маленьким—Европа (5,1 млн. км2) и Австралия с Океанией (8,5 млн. км2). Однако если рассматривать обеспеченность континентов земельными ресурсами из расчета на душу населения, то результат будет противоположным: на каждого жителя малонаселенной Австралии приходится 37 га земли (максимальный показатель), а на жителя Азии — только 1,1 га, приблизительно столько же и в Европе.

Планирование освоения новых территорий.

Важную роль в освоении новых земель играет их распределение между экономически развитыми и развивающимися странами. По некоторым современным оценкам, соотношение между ними по этому показателю составляет примерно 1:4. Для расширения пахотных площадей по сравнительно умеренной цене и с использованием имеющихся техники и технологий более подходят земли в районах с умеренным климатом. Что же касается резервных земель в развивающихся странах, то они находятся либо в зоне влажных тропических лесов, либо в зоне саванн, либо в еще менее благоприятных засушливых районах, где необходимы не только большие капиталовложения, но и дополнительное решение некоторых агроклиматических проблем. К тому же общая деградация земель в этой группе стран приняла особенно устрашающие масштабы.

Таблица 5 показывает, что основные площади резервных для освоения земель находятся в Южной Америке и в Африке.

Регион Пахотнопригодные земли, млн. га Освоенные в земледелии, млн. га Степень освоен-ности, % Резервы для освоения, млн. га Доля в мировом резерве, %
СНГ
Европа*
Азия*
Африка
Северная Америка
Южная Америка
Австралия
Весь мир 1 480

* Без стран СНГ.

Таблица 5. Освоенные и резервные земельные ресурсы мира по регионам

В Южной Америке пока освоена только 1/3 пахотнопригодных земель, а довести эту долю можно до 2/3, в первую очередь благодаря Бразилии. Однако освоение таких земель будет сопряжено с очень большими трудностями — как природными (72% их расположено во влажных тропиках, 24 — в субтропиках и лишь 4% — в умеренном поясе), так и социально-экономическими (латифундизм).

В Африке степень освоенности может быть увеличена с 43 до 57%. Основная часть резервных земель, расположенная между 12° с. ш. и 25° ю.ш., имеет среднее годовое количество осадков не менее 800 мм и среднюю годовую температуру не менее 18°С. Эти агроклиматические условия позволяют обеспечить длительный вегетационный период и сбор двух урожаев в год. Но здесь особенно велика деградация почв.

Ресурсы свободных земель в зарубежной Азии значительно меньше. При этом нужно учитывать, что в таких странах, как Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, остров Ява (Индонезия), Центральный Лусон (Филиппины), земли, пригодные для земледелия, еще в 60-е годы 20 века использовались более чем на 90%. Меньше всего резервных для освоения земель сохранилось в Европе.

В начале освоения резервных земель темпы их приращения будут намного отставать от темпов прироста населения. Соответственно, нагрузка на землю будет увеличиваться, а показатели душевой обеспеченности земельными ресурсами начнут снижаться. В наши дни на одного жителя Земли приходится в среднем 0,20 га пахотных земель, а к 2050 г. этот удельный показатель может снизиться до 0,07 га. Следовательно, все зависит не столько от расширения площади обрабатываемых земель, сколько от характера их использования.

11. Пути интенсификации сельскохозяйственного использования земель.

Основные перспективы решения глобальной продовольственной проблемы должны быть связаны не столько с экстенсивным, сколько с интенсивным путем увеличения производства продуктов питания.

Ясно, что интенсификация сельскохозяйственного использования территории заключается прежде всего в механизации, химизации, ирригации, повышении энерговооруженности, использовании более высокоурожайных и болезнеустойчивых сортов сельскохозяйственных культур, наиболее продуктивных пород скота — всего того, что позволяет увеличить отдачу земледелия и животноводства даже при уменьшении сельскохозяйственных площадей.

Мировой опыт последних десятилетий подтверждает тот факт, что интенсивный путь преобразований в сельском хозяйстве стал главным. Еще в 1960—1980 гг. увеличение производства зерновых в мире на 1/5 происходило вследствие расширения площадей, а на 4/5 — в результате повышения урожайности. В экономически развитых странах эта доля составляла 86% (в Западной Европе — 100), а в развивающихся — 77 (в Африке и Латинской Америке 46—48%).

Однако при оценке возможностей интенсивного пути развития нужно иметь в виду и то, что потенциал некоторых традиционных путей интенсификации уже в значительной мере исчерпан. Это относится и к механизации, и к электрификации, и к химизации, и к ирригации.

До недавнего времени этот важный резерв интенсификации земледелия использовали широко, причем и в развитых, и в развивающихся странах. Это подтверждается данными о динамике орошаемых площадей. В 1900 г. в мире орошалось всего 40 млн. га, а к 1950 г. площадь таких земель увеличилась до 95 млн. га. Еще показательнее следующие цифры: в 1960 г. — 135 млн. га, в 1970 г. — 170 млн., в 1980 г. — 210 млн., в 1990 г. — 230 млн., в 2005 г. — 250 млн. га. Сегодня орошаемые земли занимают около 19% всех обрабатываемых земель, но дают до 1/3 общей продукции земледелия. На Азию приходится свыше 60%, на СНГ и Северную Америку — примерно по 10, на Европу — около 7% таких земель. По показателю доли орошаемых земель в общей площади пашни (30%) впереди также стоит Азия.

Наибольший прирост орошаемых земель наблюдался в 50—70-е годы, когда орошаемые площади увеличились в два с лишним раза, прежде всего благодаря сооружению более чем 90 крупных плотин и водохранилищ в разных районах мира. Но начиная с 80-х годов прирост орошаемых площадей резко замедлился — по причине увеличения удельных капиталовложений, а в некоторых странах также из-за ограниченности водных ресурсов и изменения уровня грунтовых вод, из-за отказа от строительства русловых плотин. Например, сокращение орошаемых площадей произошло в США, Китае. Имела место и потеря орошаемых площадей из-за неудовлетворительного их использования.

Все это означает, что основные перспективы интенсификации связаны с технологической революцией, выражающейся в использовании достижений биотехнологии, информационных технологий в земледелии и животноводстве, улучшении качества продукции, снижении издержек производства, выведении новых растений и пород животных.

Начато производство искусственной пищи на основе соевых бобов, морских водорослей, дрожжей, некоторых грибов. Изготовленные из них продукты питания уже получили распространение в США. Значительные резервы имеет и марикультура. Марикультура - это выращивание морских организмов. Главным отличием марикультуры от промысла является обязательный контроль человека за выживаемостью молоди.

Разработана и проходит испытания концепция развития устойчивого земледелия.

Устойчивое земледелие означает: более эффективное сочетание знаний и практического опыта местного населения обеспечивающих быструю адаптацию современных технологий в земледелии.

При планировании использования земель, основными показателями уровня интенсификации сельского хозяйства могут служить данные о стоимости продукции с единицы площади и данные о том, сколько людей может прокормить 1 га пашни или один работник, занятый в сельском хозяйстве. Эти данные по экономически развитым странам представлены в таблице 6.

Страна Продукция на 1 га пашни, долл. Сколько людей кормит  
1 га пашни 1 работник сельского хозяйства    
Бельгия 3 750 12,5
Великобритания 1 725 8,0
США 1,3
Нидерланды 8 900 16,5
Канада 0,6
Швеция 1 175 3,0
ФРГ 2 650 8,0
Франция 1 450 3,0
Швейцария 11 250 16,5
Австралия 0,4
Испания 2,0
Япония 11 250 26,5
Португалия 1 600 3,5

Таблица 6. Уровень интенсификации сельского хозяйства.

При планировании использования земельных ресурсов, расчетов, на предмет того, сколько может прокормить конкретная территория, делается очень много. Можно привести рассуждения на эту тему Д.И.Менделеева, который исходил из того, что 1 га сельскохозяйственной (культурной) земли может прокормить двух жителей. Даже без учета перспектив роста урожайности и при таком соотношении, как считал ученый, на Земле могли бы жить 8 млрд. людей. В наши дни при ответе на этот вопрос обычно исходят из гипотетического представления о том, что со временем прогресс в сельском хозяйстве распространится на все страны мира, и это позволит полностью удовлетворить потребности в продовольствии будущих поколений людей. Что же касается контрольных цифр, то «вилка» между ними порою оказывается очень большой. Например, по оценкам некоторых американских специалистов, в случае если всю пригодную для сельскохозяйственных культур землю обрабатывать с применением уже известных передовых методов и добавлением орошения в засушливых районах, то можно полностью удовлетворить продуктами питания 50—60 млрд. землян. Но это, конечно, максималистский сценарий будущего. По одному из прогнозов ФAO, при определенных условиях можно будет прокормить примерно 30 млрд. человек, хотя реальная цифра, скорее всего, составит 10—15 млрд. человек. На таком мировом фоне положение России может вызывать определенную тревогу. Потенциальные возможности для производства продовольствия в стране достаточно велики, однако для этого, долгое время преобладавший экстенсивный путь решения продовольственной проблемы, который фактически себя уже исчерпал, надо менять на интенсивный путь использования земельных ресурсов.

12.Земельная политика РФ, в части планирования рационального использования земли, и их охраны.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О землеустройстве» и другими нормативными правовыми актами государство определяет земельную политику развития землепользования страны, организует планирование, рациональное использование и охрану земельных ресурсов. Земельная политика формируется в соответствии с перспективами развития экономики страны и обеспечивает сочетание интересов всего общества, законных интересов и гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им земельными участками. Стратегическая цель государственной земельной политики — достижение эффективного, рационального и сбалансированного использования земельных ресурсов для роста экономического потенциала страны и уровня жизни людей, создания условий национальной безопасности. Государственная земельная политика должна быть направлена: на сохранение земли как территории, определяющей целостность государства и составляющей основу жизни и деятельности населения; предупреждение негативного антропогенного воздействия на земельные и природные ресурсы, сохранение биологического потенциала территории; повышение качества жизни населения за счет улучшения условий его проживания; увеличение полезной отдачи земли и рост ее потребительской стоимости. Эффективная реализация государственной земельной политики может быть достигнута на основе четко действующей системы планирования рационального использования земель. Рациональное использование земель и их охраны планируют, на уровне страны, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных территорий на основе землеустроительной

документации. В ее состав входят: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; схемы землеустройства территорий муниципальных образований; схемы использования и охраны земель по отдельным частным проблемам (формированию целевых земельных фондов;

размещению и установлению границ особо охраняемых природных территорий и др.).

В схемах землеустройства определенного уровня с соответствующей детализацией и соблюдением иерархичности должны быть: установлены приоритетные направления земельной политики, исходя из перспектив развития экономики, социальных и экологических задач; систематизированы межотраслевые и отраслевые требования, предъявляемые к распределению и использованию земельных ресурсов с учетом региональных и местных условий; разработаны предложения по упорядочению границ объектов землеустройства; подготовлены предложения по перераспределению земель по формам собственности, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических и физических лиц, а также по категориям земель в зависимости от их целевого назначения. Сформированы государственные фонды перераспределения земель и иные специальные фонды для обеспечения земельными участками при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас; для предоставления земель казачьим обществам, включенным в реестр; предоставления для коллективного садоводства, животноводства, огородничества, организации крестьянских хозяйств; для продажи на конкурсах и аукционах. В документах по планированию использования земель должны быть разработаны мероприятия, направленные на формирование устойчивого землепользования, на создание благоприятных условий для эффективного ведения сельского и лесного хозяйства, для устойчивого развития городов; уточнено размещение территорий с особым правовым режимом и условиями использования, имеющих федеральное, региональное или местное значение, включаемых в состав охранных, защитных, санитарных, запретных зон особо охраняемых территорий, объектов промышленности, транспорта, энергоснабжения, связи, источников водоснабжения, инженерной инфраструктуры и коммуникаций; зон имеющих ограничения, обременения или особый режим использования, в том числе районов экологического бедствия, опустынивания, деградации, водосборных бассейнов рек, требующих экологической защиты и др. Определены виды и местоположение объектов инфраструктуры, имеющих федеральное, региональное или местное значение (газопроводов, нефтепроводов, высоковольтных ЛЭП, автомобильных и железнодорожных магистралей, аэропортов, морских и речных портов и т. п.). Установлены состав и площади земель объектов землеустройства на перспективу по угодьям, обоснованы объемы возможного освоения новых земель, мелиорации земель, трансформации и улучшения сельскохозяйственных угодий, рекультивации нарушенных земель; разработаны предложения по развитию и размещению агропромышленного комплекса и повышению эффективности использования земель в сельском хозяйстве; запланированы и территориально привязаны природоохранные мероприятия по защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного заселения, иссушения, уплотнения; загрязнения отходами производства и потребления. Определены потребности в инвестициях и других ресурсах, необходимых для осуществления мероприятий, намеченных в схемах землеустройства по периодам их освоения и в программах реализации; проведена оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по организации рационального использования и охране земель. Подготовлены предложения по разработке необходимой нормативной правовой и методической документации, обеспечивающей составление схем землеустройства соответствующего уровня и реализацию предусмотренных ими мероприятий. Исходя из научно обоснованного планирования рационального использования земель и их охраны, в нашей стране необходимо разработать:

Генеральную схему землеустройства территории Российской Федерации; 83 схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; более 23 тыс. схем землеустройства муниципальных, образований; региональные схемы использования и охраны земли. Градостроительным кодексом Российской Федерации, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования. Землеустроительная документация по планированию использования земель и их охраны должна быть законодательно приравнена к документам территориального планирования. Главным документом, определяющим основные направления развития землепользования в стране, должна быть Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, используемая органами государственной власти страны для принятия решений по управлению земельными ресурсами государства.

Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации служит средством: для увязки и согласования территориальных и земельно-имущественных интересов; оценки земельно-ресурсного потенциала страны и включения его в экономику государства; совершенствования федеральных и региональных систем землевладения и землепользования и регулирования земельных отношений.

Материалы схем землеустройства соответствующих уровней должны служить установлению государственной границы Российской Федерации, границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований. Схемы землеустройства различных административно-территориальных образований могут быть использованы для установления правового режима и условий использования земель и их охраны. В землеустроительной документации определяют перспективы развития агропромышленного комплекса, обосновывают природоохранные мероприятия на межселенных территориях, устанавливают ограничения и обременения в использовании земель, данные о которых включают в документы ГКН, удостоверяющие право собственности на земельные участки, землевладения и землепользования.

13. Система землеустроительного обеспечения планирования использования и охраны земельных ресурсов,

До начала земельной реформы в Российской Федерации функционировала достаточно четкая система землеустроительного обеспечения планирования использования и охраны земельных ресурсов, сопряженная с общей системой планирования народного хозяйства на всех уровнях: союзном, республиканском, областном, районном и хозяйственном. На уровне Российской Федерации эта система предусматривала разработку схем использования и охраны земель в целом по России, схем землеустройства территорий автономных республик, краев и областей, схем землеустройства административных районов, проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, технорабочих проектов по освоению и улучшению земель, защите земель от эрозии и других негативных процессов. В Российской Федерации в целях планирования, организации рационального использования земель и их охраны, были разработаны схемы противоэрозионных мероприятий. В Генеральных схемах противоэрозионных мероприятий определены площади эродированных земель, виды, объемы и стоимость работ по защите почв от ветровой и водной эрозии, установлены сроки и очередность их выполнения, источники финансирования, даны рекомендации по их осуществлению, определена потребность в машинах, посадочном и строительных материалах, рабочей силе. В 1975 г. институтом «Росгипрозем» обобщены в целом по РСФСР показатели разработанных Генеральных схем противоэрозионных мероприятий. По результатам этой работы подготовлены сводные расчетные таблицы, графические материалы. Полученные данные опубликованы в шести томах. В 1976—1977 гг. по всем областям, краям и автономным республикам РСФСР и в целом по РСФСР объединением «Росземпроект» и его филиалами разработаны «Основные направления использования и охраны земель Российской Федерации на

перспективу до 1990 г.». В 1985—1986 гг. Росземпроектом и его зональными институтами и филиалами разработаны схемы организации рационального использования земель областей и краев, которые были использованы исполнительными органами власти на местах для осуществления мероприятий по повышению эффективности землепользования.

В 1986—1988 гг. разработана схема использования и охраны Черных Земель и Кизлярских пастбищ. Это было необходимо в целях предотвращения опустынивания указанных территорий и повышения продуктивности земель. В 1976—1977 гг. составлена схема использования земель в зоне Байкало-Амурской магистрали. В период с 1971 по 1990 г. активно разрабатывали также схемы землеустройства административных районов. В этот период было составлено 623 схемы, которые применяли на местах для планирования и осуществления мероприятий по наиболее полному, рациональному и эффективному использованию земель. В начале 1990-х годов институтом «Гипрогор» разработана Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации.

С началом земельной реформы работы по планированию и организации рационального использования земель на уровне Российской Федерации практически не проводились. На уровне субъектов Российской Федерации схемы землеустройства не составлялись. В 1991—1997 гг. на этом уровне разрабатывали «Программы защиты земель от деградации, консервации земель и их восстановления». На уровне административных районов схемы землеустройства по полной программе также не разрабатывали. По отчетным данным в 1991—1993 гг. разработано 155 схем землеустройства районов. Однако они представляли в основном материалы инвентаризации земель, проводимой с целью выявления резервов для коттеджного и дачного строительства, организации крестьянских хозяйств, садоводства и огородничества. В 1991—1997 гг. на уровне административных районов разработано 900 схем формирования специальных земельных фондов с целью обеспечения земельными участками беженцев, вынужденных переселенцев, бывших военнослужащих и их семей, для предоставления казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, предоставления земель гражданам для организации личных подсобных хозяйств. Вместе с тем, на протяжении последних двадцати лет наблюдается ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий, ухудшение их качественного состояния. С/х угодья зарастают кустарником, мелколесьем, заболачиваются. Усиливаются процессы деградации земель, эрозии, опустынивания, различного рода загрязнения почв. Выбытие сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного использования зафиксировано более чем в 60 субъектах Российской Федерации. В складывающейся ситуации необходимо формирование и последовательное проведение активной государственной политики в сфере планирования использования и охраны земельных ресурсов.

Табл.7. Распределение земельного фонда России по категориям земель

Категория земель млн га %
Земли сельскохозяйственного назначения 440,1 25,7
Земли лесного фонда 1059,8 62,0
Земли водного фонда 27,8 1,6
Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых и сельских администраций (земли населенных пунктов) 18,6 1,1
Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения 17,4 1,0
Земли природоохранного назначения (особо охраняемых территорий) 31,7 1,9
Земли запаса 114,4 6,7
Всего земель (без учета внутренних вод и территориаль­ного моря) 1709,8

Из общего числа населения России почти 106 млн. человек проживает в городах. В результате возросшей миграции людей растет разрыв в плотности населения сельской и городской местностей. Для первой характерными становятся упадок общественной и экономической жизни, связанные с этим потери сельскохозяйственных угодий, которые не используются, зарастают сорняками, теряют плодородие. В городах и особенно крупных центрах, наоборот, ощущается нехватка пространственного базиса, которая восполняется за счет расширения городов, поглощения сельской местности городскими застройками. Известная в мире проблема неконтролируемого «расползания» городов, приводящая к уничтожению земель, пригодных для сельскохозяйственного и иных видов пользования, становится актуальной и в России. Полезные площади земель России сокращаются и под воздействием процессов их деградации. В целом динамика качественного состояния земель характеризуется усилением эрозийных процессов, снижением количества питательных веществ, сокращением запасов гумуса, засолением почв. С развитием общества земля будет приковывать к себе еще большее внимание, так как причины и факторы, создающие условия деградации земель, сокращения пригодных для жизнедеятельности площадей, не исчезают и даже усиливаются.

Планирование использования земель на региональном уровне.

(Схемы землеустройства территории субъектов российской федерации)

Для обеспечения системного планирования и организации рационального использования и охраны земель каждый субъект Российской Федерации должен иметь схему землеустройства своей территории.

Основное назначение схемы — детализация землеустроительных решений, намеченных в Генеральной схеме, и привязка мероприятий по использованию и охране земельных ресурсов к территориям субъектов Российской Федерации. Главная задача схемы — определение реально возможного распределения земельного фонда по категориям и планирование использования земель в сельскохозяйственном производстве при обновляемых формах хозяйствования на земле.

В схеме землеустройства территории субъекта Федерации должен быть решен весь комплекс вопросов по использованию и охране земель, включая отдельные конкретные проблемы (консервация загрязненных и деградированных земель, защита почв от эрозии и др.).

На основе этой схемы и в целях ее развития разрабатывают схемы землеустройства муниципальных районов, а также местные программы по планированию использования и охраны земель на перспективу.

Схема землеустройства территории субъекта Федерации относится к долгосрочной прогнозной и предплановой землеустроительной документации, разрабатываемой на период 5...25 лет с разбивкой по очередям, в которой: обосновывают потребности в земельных ресурсах для

различных отраслей промышленности, транспорта, сельского и лесного хозяйства и др. с учетом перспектив их развития, а также потребности в землях граждан (для коллективного садоводства и огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства, развития личного подсобного и крестьянского хозяйства и т. д.); разрабатывают предложения по перераспределению земель по формам собственности (государственная, муниципальная, частная), по категориям и угодьям, созданию специальных земельных фондов; выявляют наиболее эффективные направления использования и охраны земельных ресурсов, резервов земель, пригодных

для сельскохозяйственного и иного использования, обосновывают очередность вовлечения новых земель в сельскохозяйственный оборот; разрабатывают меры по совершенствованию системы расселения на территории субъекта Федерации, развития городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов и определяют резервы земель, необходимых для дальнейшей застройки; проводят межотраслевое перераспределение земель, совершенствование системы землевладения и землепользования; обосновывают показатели интенсивности использования земельных ресурсов и продуктивности сельскохозяйственных угодий на основе природно-сельскохозяйственного

районирования; разрабатывают перспективы развития и размещения территориально-производственных комплексов, промышленных центров,

объектов производственной и социальной инфраструктуры, включая дороги областного подчинения, аэропорты и т.д.; обосновывают меры по защите земель от эрозии, сохранению и повышению плодородия почв, осуществлению других природоохранных мероприятий; определяют потребности в капитальных вложениях, материальных и трудовых ресурсах для реализации намеченных мероприятий и оценивают их эффективность.

Схема землеустройства территории субъекта Федерации состоит из текстовой и графической частей. Схему рассматривают и согласовывают в установленном законом порядке, и после экспертизы ее утверждает орган

исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Если схемы землеустройства территории субъектов Российской Федерации являются комплексными, так как в них рассматривают все вопросы организации производства и территории, то генеральные схемы использования и охраны земель, в современном понимании, могут рассматривать отдельные вопросы регулирования землепользования. К ним относятся, например, такие, как борьба с эрозией, опустыниванием, консервацией земель, повышение плодородия почв и т. п. Материалы схем землеустройства территории субъектов Федерации служат основой для разработки заданий на составление схем землеустройства муниципальных образований.

Планирование распределения земель Волгоградской области по категориям и формам собственности.

В Волгоградской области до 2020 г. предполагается завершить передачу права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них объектов недвижимости, а также завершить работы, связанные с переоформлением физи­ческими <

Наши рекомендации