Население и экономика хозяйств до конца 20-х годов
По переписи 1923 года в Адоме было 113 жилых домов, с взрослым населением 448 человек: 237 мужчин и 211 женщин. Из них грамотных: 116 мужчин и 27 женщин. Жители имели 505 лошадей, крупного рогатого скота - 694 головы, овец - 428, коз - 137, свиней - 244, а всего было 2038 голов, в среднем по 20 голов на одно хозяйство. Сеяли селяне: рожь - 197 десятин, пшеницу - 201, овес - 114, гречиху - 8, коноплю - 1, травы - 1 десятину. Сенокосов имели 539 десятин, 2 хозяйства имели 5 ульев пчел. Инвентаря было: сох - 17, плугов - 72, борон - 186, сеялок - 1, жнеек - 21.
В эту перепись было внесено не все население, так как фактически в это время в селе проживало 656 человек, из них 444 детей. По определенным причинам не полностью было указано и количество скота и другой живности. Это подтвердили люди, в частности, Судаков Сергей Кузьмич и его жена Ксения Федоровна.
Данных по экономике Адома 1917 года нет, но следует заметить, что в революционный и послереволюционный периоды в экономической жизни существенных изменений не произошло. Изменения стали происходить с 1926 года, когда в Адоме у богатых казаков стали появляться сельскохозяйственные машины: сенокосилки, жнейки, сноповязалки, конные грабли, молотилки. Это значительно улучшало условия труда, увеличивало доходы богатых, следовательно, и жизнь села становилась интересней, богаче, но для бедняков она оставалось по-прежнему тяжелой.
Бурное развитие Адома происходило с 1923 по 1930 годы, т.е. сразу после гражданской войны и вхождения Дальневосточной республики в состав РСФСР. Тогда Советское правительство проводило так называемую новую экономическую политику. За эти семь лет жители построили 38 новых домов. А на 1 января 1930 года в селе насчитывалось 136 крестьянских хозяйств.
Административно-территориальное подчинение
По административно-территориальному делению дореволюционного времени Адом входил в состав Курлычинской (Спасской) станицы Забайкальского казачьего войска (ЗКВ). Оно было основано в 1851 году генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьевым-Амурским. Основу ЗКВ составляли казачьи станицы. В каждую казачью станицу входило несколько поселков. Во главе казачьей станицы стоял станичный атаман. Атаманы избирались на казачьих сходах (собраниях) на определенный срок. В состав Курлычинской станицы входили села: Курлыч-Спасский (центральная станица, в настоящее время входит в состав территории Чернышевского района), Адом, Абрамовка (Орхил - старое название), Кулан, Мыгжа, Чикичей, Алеур, Икшица (Яковлево), Укурей (Яковлево), Гаур (Ново- Покровское), Утан (Кожино), Чернышево, Нижняя Икшица (Васильевка). ближайшая соседняя станица была Куэнгинская. С 1872 по 1898 годы Курлычинская станица с казачьими поселками входила в состав 3-го военного отдела ЗКВ, в 1898-1918 гг. - в состав 4-го (Энциклопедия Забайкалья, 2004).
В основу градации крестьянских и казачьих хозяйств по имущественному цензу было положено наличие в хозяйстве определенного количества рабочих лошадей. Но не все имели возможность обрабатывать землю из-за отсутствия лошадей. Средством к существованию такой категории были наемные заработки в зажиточных казачьих хозяйствах. В то время в Забайкалье и в Адоме, в частности, было принято следующее деление: одна лошадь - маломощный бедняк, две лошади - бедняк, три лошади - маломощный середняк, четыре лошади - середняк, свыше четырех лошадей - зажиточный казак или крестьянин. Кстати, такая градация сохранялась и при советской власти, вплоть до сплошной коллективизации 1930-1931 годов.
Трудовым занятием казачьих хозяйств, как до революции, так и после революции 1917 года, было хлебопашество и скотоводство, т.е. производство зерна и мясомолочной продукции. Некоторые хозяйства занимались в дополнение к основному производству пчеловодством, а зимой промышляли охотой. В зимние же месяцы, в основном богатые казаки, также подряжались «ходить в дорогу» - перевозить грузы. Некоторые выжигали известь.
Образование. Медицина. Религия
До 1914 года школы в Адоме не было, и дети состоятельных казаков учились в станичной двухлетке в селе Курлыч. В 1914 году была открыта двухклассная школа в Адоме, а курлычинская станичная школа была преобразована в четырехклассную. Учителями, главным образом, были священники. В конце двадцатых годов адомскую школу преобразовали в четырехклассную. Курлычинскуючетырехлетку в начале 30-х годов преобразовали в семилетнюю ШКМ (школа колхозной молодежи), а в 40-е годы ее стали называть НСШ - неполная средняя школа с тем же сроком обучения - 7 лет.
Медицинского обслуживания в дореволюционный период как такового не было. Лечебные учреждения были только в Сретенске (Шелопугинская войсковая больница). Туда и обращались казаки за медицинской помощью. Чаще всего лечились сами - средствами народной медицины. Болели редко, народ в основном был здоровый. Правда, велика была младенческая смертность.
Жители села исповедовали православие. В Адоме была рубленая деревянная церковь дореволюционной постройки. Священника своего не было, он приезжал из Чикичея,когда была необходимость в церковных обрядах. Еще был псаломщик Судаков Илья Павлович, который пел и читал псалмы, - дед Судакова Николая Степановича. В Курлыче - центральной станице еще в 1774 году была построена деревянная престольная Спасская церковь. Она просуществовала до 1903 года, когда было завершено строительство одного из красивейших храмов архитектора Г.Г. Шплета. Храм стоит до сих пор, в полной гармонии с природой, украшая собой пейзаж этих мест (История и география Чернышевского района, 2003).
Служба казаков
Важное место в жизни казаков в дореволюционной России занимала подготовка и служба в армии. Подготовка к службе была очень трудным и тяжелым бременем. Всех казачат от 16 лет и до призывного возраста обучали армейским атрибутам: знанию устава казачьих войск, езде на лошади, джигитовке, знанию оружия, различий рядового и командного состава, субординации. Этим занимались по приказам атаманов бывалые казаки из числа младшего офицерского и командного состава. Нравы были очень суровыми. За отказ от занятий виновные наказывались, наказывались и родители допризывника-виновника. Но это еще полдела. Главное для казака - это приобретение коня, оружия и снаряжения. К моменту призыва в армию призывник должен иметь пригодную к строевой жизни лошадь с полной амуницией (седло, попона, узда, торба). Оружие (карабин, сабля, пика), полное обмундирование на себя (шинель, папаха, сапоги, гимнастерка, брюки, белье) и туалетные принадлежности. Понятно, что не каждые родители способны были все это приобрести. Атаманы очень строго следили за этим. И если родители не в состоянии были обеспечить всем этим допризывника, тогда атаман принимал решение отдать допризывника в батраки к богатому казаку в работники на четыре года, в течение которых призывник должен заработать все это у своего хозяина.