V. Наблюдение над синтаксической ролью глагола.

1. На доске записаны предложения:

Пришла долгожданная в..сна.

Рыхлый сне.. т..мнеет в марте.

Т..пло греет в..сеннее со..нышко.

– Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.

– Подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи, которыми они выражены.

– Прочитайте вопрос почемучки. Что вы ему ответите?

2. Чтение правила.

V. Наблюдение над синтаксической ролью глагола. - student2.ru

3. Работа над упражнением 524.

4. Запись под диктовку и разбор предложения.

На зелёных склонах гор пестреют цветы.

– Найдите главные члены.

– Какой частью речи выражено подлежащее, какой – сказуемое?

– Назовите словосочетания. (Пестреют где? на склонах, на склонах каких? зелёных, на склонах чего? гор.)

VI. Словарная работа. (Упр. 525–526.)

VII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Каким членом предложения является глагол?

Домашнее задание. Упражнение 527.

Урок 144. БЛИЗКИЕ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ

ПО СМЫСЛУ ГЛАГОЛЫ

Цель: развивать умение употреблять в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите глаголы, которые вам встретились в стихах, поставьте к ним вопросы.

– Объясните правописание пропущенных орфограмм.

III. Минутка чистописания.

На доске записано стихотворение:

Вечеру дали Синие дали

Бочку чернил. Вечер чернил.

Я. Козловский

– Найдите слова, которые одинаково произносятся. (Дали – дали, чернил – чернил.)

– К каким частям речи они относятся? Почему? (В первом предложении слово дали – глагол, отвечает на вопрос что сделали? Во втором предложении слово дали – имя существительное, отвечает на вопрос что? В первом предложении слово чернил – имя существительное, дали чего? чернил. Во втором предложении слово чернил – глагол, вечер что делал? чернил.)

– Сегодня мы составим цепочку из букв, обозначающих мягкие согласные звуки в словах, которые одинаково произносятся. Какие буквы мы будем писать? (В слове дали буква л обозначает мягкий звук. В слове чернил буквы ч, н обозначают мягкие звуки. Значит, мы составим цепочку из букв л, ч, н.)

Ллчн Ччнл Ннлч Ллчн …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Словарная работа.(упр. 528.)

– Напишите цепочку из восьми слов с непроверяемыми безударными гласными в корне.

Город, деревня, …

V. Наблюдение над синтаксической ролью глагола. - student2.ru

V. Подбор глаголов-синонимов.

1. Работа над упражнением 529.

2. На доске записаны слова:

Блестеть, сиять, ... (сверкать, искриться, светиться).

Шалить, проказничать, … (баловаться, озорничать).

Победить, одолеть, … (побороть, сломить, разбить).

– Продолжите каждую строчку, подбирая слова-синонимы.

Эту работу дети выполняют коллективно под руководством учителя.

3. Составление предложений с глаголами-синонимами. (упр. 531.)

VI. Подбор глаголов-антонимов.

1. Работа над упражнением 535.

2. На доске записаны слова:

смеяться – … (плакать) говорить – … (молчать)

бледнеть – … (краснеть) любить – … (ненавидеть)

греть – … (охладить) обороняться – … (нападать)

ложиться – … (вставать) спасти – … (погубить)

– Подберите глаголы-антонимы. Подчеркните орфограммы.

3. Чтение правила, с. 73.

VII. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

– Как называются слова, близкие и противоположные по смыслу?

Домашнее задание. Упражнение 536.

Урок 145. УПОТРЕБЛЕНИЕ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ

ГЛАГОЛА В РАЗНЫХ ЗНАЧЕНИЯХ

Цель: познакомить учащихся с употреблением одного и того же глагола в разных значениях, когда смысл слова уточняется в предложении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– В каких словах орфограммы можно проверить?

– Какой синоним к слову очутился вы подобрали?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: п..льто, с..поги, к..ртина, к..р..ндаш.

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена существительные неодушевленные, отвечают на вопрос что? Во всех словах пропущена орфограмма – непроверяемая безударная гласная а, значит, слова словарные.)

– Какое слово здесь лишнее? Почему? (1) Лишнее слово – пальто, оно двусложное. Остальные слова – трехсложные. 2) Лишнее слово – карандаш, в нем нужно запомнить правописание двух орфограмм. 3) Лишнее слово – сапоги, оно стоит во множественном числе. Остальные – существительные в форме единственного числа.)

– Сегодня мы составим цепочку букв из орфограмм данных слов. Какие буквы войдут в цепочку? (Во всех словах орфограмма – буква а, в слове пальто – ь, в слове сапоги – о, в слове карандаш – ш. Значит, мы напишем цепочку из четырех букв: а, ь, о, ш.)

аьош аоьш аошь ьаош …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Во всех цепочках только мягкий знак меняет свое местоположение.)

Наши рекомендации