V. Наблюдение над особенностями текста-рассуждения и составление такого текста.
1. Слово учителя.
– Кроме текста-повествования и текста-описания есть еще текст-рассуждение.
2. Чтение сведений по языку, с. 77.
3. Работа над упражнением 542.
4. Сопоставление текста-рассуждения с другими текстами.
Учитель читает начало нескольких текстов, а ученики определяют, какой это текст, отстаивают свое мнение.
1) Как-то раз подложили утке куриное яйцо. Вылупились утята, и повела их утка на пруд …
2) Мне нравится наша кошка. У нее пушистый хвостик. Глазки зелёненькие …
3) Почему нашего щенка зовут Шарик? Потому что издалека он кажется пушистым шаром…
5. Продолжение текста-рассуждения. (упр. 544.)
6. Составление текста-рассуждения.
– Давайте составим текст-рассуждение, который можно будет рассказать маленьким детям. Назовем мы наш текст так: «Почему зверям весело» – и отправим их путешествовать по морю на лодочке, сделанной из старой шляпы.
Примерный текст:
Плывет по морю лодочка, сделанная из старой шляпы. А почему всем зверям в ней очень весело?
Да потому, что в ней плывут друзья. Они выехали на прогулку. А когда они вместе, то любят повеселиться.
VI. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Что вы знаете о тексте-рассуждении?
Домашнее задание. Упражнение 545.
Урок 147. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ
Цель: познакомить учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте, как вы дополнили предложения.
– Что такое «текст-рассуждение»?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: засв..стит, кр..чит, пос..дит, забл..стит.
– Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Это глаголы в единственном числе. Во всех словах пропущена орфограмма – безударная гласная, проверяемая ударением.)
– Какое слово лишнее? Почему? (1) Лишнее слово – заблестит, пропущена безударная гласная е, проверочное слово – блеск. В остальных словах орфограмма – буква и: засвистит – свист, кричит – крик, посидит – съдя. 2) Лишнее слово – кричит, в нем нет приставки. В остальных глаголах есть приставки: засвистит – за, посидит – по, заблестит – за.)
– Сегодня мы составим цепочку из букв, которые являются окончаниями данных глаголов и безударных гласных в приставках. Какие буквы войдут в цепочку? (Окончание у всех глаголов – ит, безударные гласные в приставках – о, а. Значит, цепочка состоит из букви, т, о, а.)
Итоа Тоаи Оаит …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.
IV. Словарная работа.
Запись под диктовку слов с удвоенными согласными: группа, ванна, грамматика, шоссе, пассажир, аккуратный, суббота, перрон, масса.
V. Наблюдение над изменением глаголов по числам.
На доске следующая запись:
Самолёт летит.
Дерево растёт.
Птица поёт.
– Что написано на доске? Обоснуйте свое мнение. (На доске написаны предложения. Они выражают законченную мысль.)
– Какими частями речи являются слова в предложениях? (Существительными и глаголами.)
– Назовите существительные. В каком числе они употреблены? Обоснуйте свое мнение. (Существительные самолёт, дерево, птицаупотреблены в единственном числе, они обозначают один предмет.)
– Назовите глаголы. В каком числе они употреблены? Обоснуйте свой ответ. (Глаголы летит, растёт, поёт употреблены в единственном числе, они обозначают действие одного предмета.)
– На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе? (В единственном числе глаголы отвечают на вопрос что делает?)
Учитель на доске, а ученики в тетрадях выполняют следующую запись:
Ед. ч.
Самолёт (что делает?) летит.
Дерево (что делает?) растёт.
Птица (что делает?) поёт.
– Измените предложения так, чтобы в них действовало несколько предметов. (Самолёты летят. Деревья растут. Птицы поют.)
– В каком числе употребили существительные и глаголы? (Существительные и глаголы употребили во множественном числе.)
– Почему вы так считаете? (Каждое существительное обозначает несколько предметов, и каждый глагол обозначает действия нескольких предметов.)
– На какой вопрос отвечают глаголы во множественном числе? (Глаголы во множественном числе отвечают на вопрос что делают?)
Учитель и ученики продолжают запись в тетрадях:
Мн. ч.
Самолеты (что делают?) летят.
Деревья (что делают?) растут.
Птицы (что делают?) поют.
– Сформулируйте вывод по плану:
1) Как изменяются глаголы?
2) В каком числе употребляются глаголы?
3) Что обозначают глаголы в единственном числе?
4) Что обозначают глаголы во множественном числе?
Глаголы изменяются по числам. Они употребляются в единственном и множественном числе. Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета. Глаголы во множественном числе обозначают действия нескольких предметов.
– Глаголы в единственном и множественном числе отвечают и на другие вопросы. Прочитайте о них на с. 79.