V. Связь имен прилагательных с именами существительными.
1. Работа над упражнением 473.
2. На доске записан текст, в предложениях которого пропущены имена прилагательные:
Этот … зверёк живет в лесу. У него … уши, … хвост. Передние лапы …, а задние – …. Шубка у зверька летом …, а зимой – …. Морковка, … капуста – любимые лакомства животного. А зимой и ... кора хороша. … зверёк всего боится.
– Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ про зайца.
– Стрелкой укажите в первом и во втором предложении связь прилагательных с именами существительными.
VI. Образование прилагательных от имён существительных. (упр. 474.)
VII. Составление текста по аналогии (творческое задание).
Чтение учителем текста-загадки:
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.)
– Попробуйте составить текст-загадку по аналогии, используя в тексте имена прилагательные, которые помогут точно описать предмет.
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 476.
Урок 132. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ,
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ
Цели: углубить представление учащихся об именах прилагательных, противоположных по смыслу; развивать умение правильно употреблять имена прилагательные, противоположные по смыслу.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие словосочетания вы составили? Прочитайте.
– С какой частью речи связано прилагательное?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: удивительный, изумительный, поразительный, сказочный.
– Чем похожи данные слова? (Это имена прилагательные в форме единственного числа. Все слова близки по смыслу – синонимы.)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – сказочный, в нем нет приставки. Остальные слова – с приставками.)
– Буква, которую мы будем писать сегодня, является приставкой одного из прилагательных. Какая это буква? (Это буква у. Она является приставкой в слове
Уу Ууу Уууу …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Наблюдение над прилагательными, противоположными по смыслу.(упр. 477.)
– Предметы можно противопоставлять друг другу по какому-либо признаку: ширине, силе, цвету, вкусу, размеру…
Например, быстрый – медленный, высокий – низкий и т. д.
Слова, имеющие противоположное значение, называются антонимами.
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
В. Синицын
– Почему в речи мы часто противопоставляем один предмет другому? (Чтобы лучше представить себе особенности каждого предмета.)
– Назовите предметы, которые можно противопоставлять друг другу по какому-нибудь признаку. (Можно противопоставить мёд и перец по вкусу, реку и ручей по ширине, уголь и мел по цвету и т. д.)
На доске записаны слова: Орёл и воробей. Мёд и лимон. Перец и арбуз. Тропинка и дорога. Заяц и тигр. Зима и лето.
– Противопоставьте один предмет другому по какому-либо признаку. Запишите получившиеся предложения.
Образец записи: Камень тяжёлый, а пушинка лёгкая.
– Прочитайте предложения. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).