Урок 124. работа над ошибками
Допущенными В ИЗЛОЖЕНИИ
Цели: развивать умение исправлять ошибки, учить редактировать текст; закрепить изученный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение об общих результатах работы.
III. Выделение типичных ошибок.
IV. Редактирование текстов.
V. Упражнение для закрепления пройденного.
На доске записан текст:
Тихо (в)л..су. Синицы и корол..ки (по)пискивают (в)ч..ще с..сновых и еловых в..твей. Изре..ка (по)барабанивает дятел по сухому суку. Прон..сётся иногда (над)в..рш..нами д..рев..ев (с)гиком и шумом стайка кл..стов. З..л..тог..ловая овсянка (про)звонит на л..сной опушке незатейливую песенку (По Д. Кайгородову).
– Прочитайте текст. Озаглавьте его.
– Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
– Определите падежи имен существительных в последнем предложении.
– Подчеркнутые слова разберите по составу.
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Просклоняйте имена существительные: беда, сон, стекло.
Урок 125. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Цель: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода существительных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте, как просклоняли существительные беда, сон, стекло.
– Какие окончания у существительных в предложном падеже?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: т..традь, п..льто, к..ньки, к..ртофель, в..робьи.
– Прочитайте данные слова. Найдите сходство между ними. (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. Во всех словах пишется мягкий знак. Все слова – имена существительные.)
– Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и обозначает предмет.)
– Назовите грамматические признаки существительного. (Имя существительное имеет род и изменяется по числам.)
– В чем различие данных слов? (Здесь существительные в единственном числе – тетрадь, пальто, картофель, и во множественном – коньки, воробьи. Есть различия в нахождении и роли мягкого знака: мягкий знак встречается в конце и в середине слова, мягкий знак – показатель мягкости согласных и разделительный.)
– Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной. Какая цепочка у вас получилась? (Получилось кьвь.)
– Напишите эту цепочку до конца строки, меняя согласные буквы местами.
кьвь вькь кьвь …
IV. Изучение нового материала.
1. На доске записаны слова: ёж, ночь, плащ, мышь, рожь, нож.
– Слова какой части речи написаны на доске?
– На какие две группы можно разделить имена существительные? (Эти существительные можно разделить на существительные мужского и женского рода.)
– Назовите имена существительные женского рода. (Имена существительные женского рода – ночь, мышь, рожь.)
Учитель пишет на доске, а дети – в тетрадях:
Ж. р.
ночь
мышь
рожь
– Назовите имена существительные мужского рода. (Имена существительные мужского рода – ёж, плащ, нож.)
Учитель и ученики продолжают запись:
Ж. р. м. р.
ночь ёж
мышь плащ
рожь нож
– Какие буквы, обозначающие звуки, написаны на конце существительных женского и мужского рода? (На конце имен существительных женского и мужского рода написаны шипящие ж, ш, ч, щ.)
Учитель и ученики подчеркивают эти буквы:
Ж. р. м. р.
ночь ёж
мышь плащ
рожь нож
– Что заметили? (На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.)
– Прочитайте вопрос, который вам приготовил Почемучка. Что вы ему ответите?
2. Чтение правила, с. 170.