Доработайте до момента убывающей доходности
Ни для кого не сюрприз, что для прорыва в карьере надо много и упорно работать. Ингрэм два года каждый день закладывала основу своей карьеры эксперта по экономному образу жизни. Об эффективной работе можно много говорить. Но кое-что стоит сказать и об ее объемах. Хотя я знаю, что в книге по тайм-менеджменту это прозвучит как ересь, некоторым людям полезно работать больше — по крайней мере, пока дополнительные часы не перестанут приносить преимущества. Это может помочь и продвижению по карьерной лестнице, и улучшению жизни на всех уровнях.
Вот что я хочу сказать. Во многих книгах и статьях о сбалансированной жизни и тайм-менеджменте — в том числе за авторством экспертов, которыми я восхищаюсь, — вопрос рассматривается исходя из того, что эта самая «работа» мешает жить личной жизнью. Оставим в стороне тот факт, что когда я пишу эти строки летом 2009 года, средняя рабочая неделя в Америке сократилась до 33 часов и что, как я говорила уже много раз, большинство людей, приписывающих себе 80 часов работы в неделю, ошибаются. Тем не менее нам кажется, что мы слишком много работаем, и, чтобы сложить кусочки в цельную картину, авторы книг о балансе между работой и жизнью предлагают договориться об изменениях рабочего графика. Я большая фанатка гибкости и удаленной работы, но все больше женщин думает, что «получить все и сразу» поможет еще более радикальная мера — работа на полставки. (При этом очень мало мужчин работают неполный день по своему выбору.) По результатам опроса, проведенного исследовательским центром Пью (Pew Research Center), с 1997 по 2007 год процент работающих матерей с детьми до 18 лет, которые считают оптимальной работу на полную ставку, упал с 32 до 21, а процент тех, кто назвал идеальной работу на неполный день, вырос с 48 до 60. (Что интересно, около 16 % женщин, сидящих дома с детьми, сказали, что предпочли бы работу на полную ставку, а 33 % — на полставки. Это значит, что продолжать трудиться хотели бы 80 % работающих матерей, а среди сидящих дома своим положением довольна только половина.)
Эти цифры неудивительны. Однако меня беспокоит, что это распространенное — и я бы сказала, неточное — мнение о плохой совместимости работы на полный день и личной жизни ведет к излишним и порой неполезным для карьеры компромиссам. Если вы относитесь к своей карьере серьезно, то рабочие часы можно сокращать лишь до определенного предела. Но не потому, что нужно произвести впечатление на начальника или воспрепятствовать отношению к себе как к «мамочке». У многих из нас сейчас нет начальников, которых можно в чем-то винить. Однако есть определенные экономические принципы, которые ограничивают результативность работы на неполный день.
Экономисты часто упоминают «прибыль за счет эффекта масштаба», что в целом обозначает, сколько дополнительной пользы вы получаете от дополнительных вложений. Для большинства видов деятельности существуют затраты на запуск, а затем прибыль увеличивается до оптимальной точки. После этого прибыль уменьшается, поскольку спрос не бесконечен и вложения можно более прибыльно использовать для других вещей. Например, сделать противень шоколадных пирожных так же просто, как одно, и если у вас есть дети, первый десяток они просто сметут. Но если вы сделаете десять противней шоколадных пирожных, у вас в холодильнике кончится место, семье они ужасно надоедят, а детям очень захочется фруктов. Пирожные зачерствеют, их придется выбросить, а это значит, что яйца, потраченные на несколько последних партий, прибыльнее было бы потратить на завтраки.
То же происходит с рабочими часами. Чтобы поработать час, надо прибыть на место — даже если вы работаете из дома, — понять, что сейчас нужно делать, и начать решать проблему. Все эти действия требуют усилий, а это значит, что если вы будете работать час в неделю, то многого не добьетесь. Но второй, третий и четвертый часы более продуктивны. Каждый час дает дополнительные преимущества: вы разбираетесь с проектами, приходите в оптимальное рабочее состояние, начинаете искать новые возможности. В какой-то момент эти преимущества перестают накапливаться, поскольку интенсивность работы падает. Но до этого момента каждый дополнительный час дает огромную отдачу. К сожалению, по многим причинам, включая культурные стереотипы, прокрастинацию и отвлекающие факторы на рабочем месте, многие люди, в целом любящие работу, останавливаются до наступления этого момента.
Идеальная работа, которая позволяет ощущать приближение к цели, проходит у разных людей по-разному. Если учесть, что у подавляющего большинства сотрудников выходит меньше 60 рабочих часов в неделю, я бы сказала, что пункт убывающей отдачи обычно наступает раньше. Именно такое впечатление у меня сложилось от посещения компаний с плохо организованным трудовым процессом, где можно появиться в 8 вечера и увидеть, что люди пребывают в расслабленном состоянии — не спеша едят заказанную в офис еду, разговаривают на посторонние темы и бродят по коридорам, — но не идут домой, потому что в корпоративной культуре принято, чтобы успешные люди сидели на работе допоздна. Для меня эта точка убывающей отдачи наступает при 45–50 часах в неделю, что скорее ближе к максимуму и отчасти объясняется моим упрямым нежеланием специализироваться на чем-то одном. Многие прекрасно успевают и за меньший срок. Но для этой книги и других проектов я поговорила о карьере с сотнями людей и узнала, что в большинстве областей очень трудно ощутить прогресс — понимать, что вы развиваете мастерство, находите новые возможности и делаете себе имя, — если работать меньше 30 часов из 168.
И это действительно много, если речь идет о настоящей работе, а не о пережевывании заказанной еды на рабочем месте, не о часах, потраченных на телефонные конференции, на которых вообще не надо было присутствовать, или на электронную почту, которую не надо было читать. Бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг настойчиво утверждал в речи перед выпускниками, что «никогда не мешает с утра приходить первым, а вечером уходить последним» именно потому, что в некоторых офисах только так и можно по-настоящему проработать 30 часов! Вас или прерывают весь день, или вы откладываете самую важную работу до 17:00 и только тогда начинаете серьезно заниматься делом. Вы можете сидеть в офисе до 22:00, но проработаете всего пять часов. Рабочая неделя из 60 часов с легкостью сводится к 25 часам настоящей работы, если не соблюдать осторожность.
Но в том-то и проблема. Большинство людей ее не соблюдают. Мало кто постоянно сохраняет бдительность и может уложиться в меньшие сроки. Но если вы работаете только 20 часов и стараетесь сделать отличную карьеру, эти часы должны быть совсем не такими, как у большинства офисных сотрудников. Случайный телефонный звонок, медленно загружающийся сайт или сломанный принтер могут погубить целую неделю. Каждую минуту надо планировать и заполнять так, чтобы не только справляться с сущностью работы, но и позаниматься долгосрочным планированием и прогнозированием, а также порой «неэффективным» общением, которое позволит впоследствии получить новые возможности. Лея Ингрэм пытается уместить рабочую неделю в то время, когда дети в школе. Если вычесть ежедневную часовую прогулку с собакой по утрам, у нее остается 25 часов. Чтобы втиснуть основной объем работы в этот срок, она часто заводит кухонный таймер на 30 минут и занимается своими делами в режиме «турбо». Когда таймер звенит, она поднимает голову от работы, чтобы передохнуть или сходить в туалет, а затем делает еще несколько подобных забегов на короткое расстояние. Простоев у нее не бывает. В эти часы времени на электронную почту почти не остается. Это объясняет, почему, когда мы познакомились несколько лет назад, она, будучи редактором журнала об образовании, присылала мне сообщения с редакционными заданиями в 21:36, 19:09 или 21:32. Вероятно, эти сеансы работы с электронной почтой продолжались как минимум по часу в день, что возвращает нас к разговору о 30 часах.
Согласно многим книгам о сбалансированной жизни, работа в 21:36 относится к категории «ужасов». Но у Ингрэм не было начальника, который заставлял ее отвечать на почту по ночам. Как и я, она работает на себя. И если бы она хотела работать меньше, то легко могла бы прекратить вести блог. Но если бы она не работала в эти дополнительные часы, которые приносили все больше отдачи на вложения, она бы не продала свою книгу. И она была бы гораздо менее счастлива в целом, если бы не достигла этого прорыва. Когда люди чувствуют, что продвигаются вперед, это придает им энтузиазма на все 168 часов. Это значит, что они уделяют больше внимания членам семьи, когда они рядом, и меньше смотрят телевизор.
Если вас не убеждает расплывчатый аргумент, что, работая больше, вы порой можете помочь не только карьере, но и личной жизни, давайте рассмотрим цифры.
Если вы работаете 30–60 часов в неделю, что, по мнению многих, необходимо для прорыва в карьере, у вас все равно остается масса времени на другие вещи. Если вы работаете 60 часов в неделю и спите по 8 часов по ночам, то остается 52 часа в неделю, или около 7,5 в день. Рабочая неделя в 50 часов оставляет вам 62 часа, или около 9 часов в день, а неделя в 40 часов — 72, или больше 10 в день.
Это много времени. Столько, что непонятно, что же «сбалансированного» в 20 часах оплачиваемого труда, оставляющих вам 92 часа бодрствования, не занятых работой, которые надо заполнить другими вещами. Помните, как некоторые люди, представленные в главе 2, обнаружили, что могут заставить себя трудиться эффективнее, сократив общий объем рабочих часов? Полагаю, что, ограничив объем нерабочих часов, тоже можно добиться эффективности, особенно на ниве домашнего хозяйства. Я подробнее расскажу об этом в следующих главах, но достаточно сказать, что, если вы мыслите в контексте 168 часов, 40 часов работы в неделю значительно сильнее приближаются к балансу между профессиональной и личной жизнью, чем, скажем, 15 часов.
Итак, если вы действительно хотите вывести свою карьеру на новый уровень, внимательно посмотрите на свои рабочие часы из дневника учета времени, которые вы записывали в главе 1 и складывали в главе 2. Достаточно ли времени вы тратите, сосредоточившись на своем профессиональном мастерстве?
Если вы честно зачли себе меньше 30 часов за неделю — или больше, но при этом не чувствуете, что у вас есть время на планирование и изучение потенциальных возможностей, — посмотрите, нельзя ли добавить сюда час-другой сосредоточенной работы в день. Это можно сделать, очистив расписание от деятельности, не имеющей отношения к вашим ключевым компетенциям, или запланировав вторую смену, когда дети отправятся в кровать или будут заняты на выходных.
Еще одно решение — проводить время с детьми по очереди с супругом или потратиться на присмотр за ребенком. Если вы найдете хороший вариант и будете уделять качественное внимание детям в то время, когда не заняты работой, такое разнообразие вполне может им понравиться. Вы удивитесь, как быстро получите отдачу на это вложение. Лин Франклин Хойт из Нэшвилла — совладелица фирмы под названием Berkeley Tandem, которая занимается дизайном и производством наградной атрибутики, например настенных табличек «Сотрудник месяца». Когда мы первый раз разговаривали с ней в 2008 году, она платила за 20 часов присмотра за ребенком в неделю и столько же работала. Когда мы беседовали в начале 2009 года, она увеличила этот объем до 30 часов на постоянной основе. В результате с тех пор, как она начала выходить на работу дополнительно, прибыль Berkeley Tandem подскочила на 30 %.
Расскажите хорошую историю
В нашу конкурентную эпоху все знают, что нужно быть «брендом под названием “Я”» (как заявил Том Питерс в заглавной статье для Fast Company в 1997 году), если вы хотите последовательно сделать такую карьеру, чтобы вас не заменили удаленными сотрудниками в Индии. Сейчас, в 2009 году, когда я пишу эти строки, все гуру согласны, что необходимо продвигать себя в социальных медиа — Facebook, Twitter и LinkedIn. Наверное, это мудрый совет, и я обязательно засвечусь на всех этих сайтах к тому моменту, когда выйдет книга. Но электронный мир быстро меняется, поэтому я не буду давать советы, которые устареют через 10 месяцев, я лучше подробнее поговорю о философии личного бренда и о том, что она должна и не должна подразумевать.
Во многом она сводится к тому, что людям очень хочется настоящих историй. С тех времен, когда члены первобытного племени собирались вокруг костра, мы жаждем интересных сюжетов. Особенно сегодня, когда кругом столько информационного мусора, нас привлекают неординарные личности и образы, которые складывались годами. Нам нужны истории, полные смысла. Как правило, те люди, о которых постоянно рассказывают в СМИ и организациях (в процессе чего они часто переходят на новый карьерный уровень), способны доходчиво рассказать, что они делают и почему.
Как журналистка, я признаю, что отношусь к этому с некоторым скепсисом. Настоящая жизнь редко складывается в абсолютно связный сюжет. Тем не менее мы жаждем, чтобы на нас снизошло озарение, и хорошие истории прекрасно для этого подходят. Люди многое успевают в своей жизни, и можно выбрать события из прошлого, а также проекты из настоящего и будущего, из которых получится достаточно связная история.
Например, Мэри Маццио в прошлом занималась греблей на олимпийском уровне, а потом сделала успешную карьеру юриста — стала партнером в фирме, которая сейчас называется Brown Rudnick. Однако она всегда хотела снимать фильмы и много лет писала сценарии в стол. Поэтому чуть больше десяти лет назад она решила, что пришло время заняться этим аспектом своей профессиональной деятельности и вывести ее на новый уровень.
Она хорошо обдумала личный бренд — то, как и с чем она хотела ассоциироваться. Ее всегда привлекали истории людей, которые преодолевали препятствия, прокладывая себе новую дорогу, несмотря на многочисленные неудачи в процессе. Этот сюжет присутствовал и в ее собственной жизни. Она говорит: «Я боролась изо всех сил, чтобы попасть в олимпийскую сборную». Прежде чем ей удалось отобраться в нее в 1992 году, ей «отказывали столько раз, что это трудно представить».
Поэтому для первого масштабного фильма (который она снимала в основном в отпуске по беременности и родам, на время отойдя от дел в юридической фирме) она искала историю, связанную с этой темой, желая извлечь пользу из своего уникального опыта. Ее героиней стала Крис Эрнст, олимпийская спортсменка и гребчиха из Йеля, которая боролась за то, чтобы в этом прославленном университете серьезно воспринимали женский спорт. Маццио сочла, что ее личный опыт в гребном спорте повысит интерес людей к проекту. «Нужно уметь выразить, чем так привлекателен ваш проект», — говорит она. Если вы не можете заинтересовать журналиста или инвестора за 20 секунд, вряд ли у вас это вообще получится.
К счастью, личная история Маццио и высокий уровень фильма под названием «Герой для Дейзи» (A Hero for Daisy) привлекли внимание, и фильм увидела вся страна на каналах ESPN и Oxygen.
Она продолжила развивать личный бренд, снимая фильмы для собственной кинокомпании 50 Eggs. Фильм 2002 года «Яблочный пирог» (Apple Pie) посвящен матерям профессиональных спортсменов. В нем Маццио смогла рассказать, как ее мать повлияла на ее олимпийские мечты, а также о собственном опыте материнства. В «Лимонадных историях» (Lemonade Stories) 2004 года тот же формат был использован в рассказе о матерях известных предпринимателей, таких как Ричард Брэнсон. К этому моменту Маццио могла рассказать о собственном опыте создания компании и о том, как уроки матерей, ставших ее героинями, изменили ее подход к воспитанию детей. Фильм 2009 года «ДЕСЯТЬ9ВОСЕМЬ» (TEN9EIGHT) рассказывает историю молодых предпринимателей из бедных кварталов, которым удалось преуспеть вопреки всему: как и Маццио на пути к олимпийской сборной, им пришлось преодолеть множество препятствий и не раз начинать все сначала после очередной неудачи. Документалист может выбирать из миллионов разных сюжетов, но Маццио выбрала те, которые можно было связать с ее личной историей, таким образом она повысила шансы своих фильмов выделиться среди множества других.
Неважно, кем вы работаете, — вы тоже можете рассказать историю, которая поможет вывести карьеру на новый уровень. Выделите в следующих 168 часах час-другой, чтобы изучить этот вопрос. Как вы хотите выглядеть в глазах других людей? Если бы о вас захотели написать в корпоративной газете или даже в The New Yorker, что вы бы хотели увидеть в этой статье? Спросите у верных друзей и членов семьи, какой они видят вашу историю. Особенно важны воспоминания, которые могут подтвердить их мнение. Например, если вы консультант, который занимается оптимизацией прибыли для бизнеса, мама может напомнить, как в детстве вы смотрели прогноз погоды и выбирали самые жаркие дни, чтобы продавать домашний лимонад рабочим с ближайшей стройки. Если вы адвокат и чувствуете себя в силах бороться с большими шишками, отец может вспомнить, что совсем маленьким ребенком вы смело подходили к соседским собакам, которые были больше в два раза. Если у вас свой бизнес, то вы уже знаете, что у предпринимателей всегда спрашивают, как они решились выйти в открытое море. Имея наготове хороший ответ на этот вопрос, вы сможете привлечь внимание и сарафанный маркетинг, которые на порядок повысят вашу прибыль.
Лучшие истории связаны не только с прошлым, но и с настоящим. Подумайте, какие незаурядные и вместе с тем интересные шаги можно предпринять, чтобы укрепить бренд и рассказать историю.
Если вы независимый профессионал и хотите укрепить репутацию, можно основать профессиональную организацию, посвященную вашей работе, или стать лидером в уже существующей. Можно завести блог, написать статью или даже книгу, которая отразит ваш опыт. Если вы врач, который хочет обрести известность в качестве эксперта по вопросам здравоохранения, можно заняться чем-нибудь экзотическим (например, поработать в пункте первичной медицинской помощи в Танзании) — так вы не только принесете пользу миру, но и получите замечательную историю.
Хочу подчеркнуть, что, создавая эти сюжеты, нужно быть осторожным. Люди жаждут подлинных историй. Искусственность не идет на пользу делу. Я стараюсь не брать в качестве героев людей, истории которых кажутся мне раздутыми. Сотрудники приемных комиссий, вздыхая, рассказывают о семнадцатилетних абитуриентах, которые, кажется, сами устроили себе судьбоносные события, лишь бы написать о них в анкете. Последние президентские кампании тоже продемонстрировали злоупотребление личными историями: например, сенатор Джон Керри, по мнению многих, слишком упирал на вьетнамские приключения, а президент Джордж Буш-младший был не очень убедителен в образе техасского ковбоя. У кого-то истории лучше, у кого-то хуже. Маццио действительно участвовала в соревнованиях по гребле на Олимпиаде 1992 года. Как и во всем, здесь необходим баланс: расскажите свою историю как можно лучше, но при этом не пытайтесь казаться тем, кем вы не являетесь.
Если вы не знаете, как представить свою историю, прочтите несколько книг о рекламе и PR, поговорите с людьми из этой сферы и хорошо обдумайте события, которые способствовали вашему становлению. Весьма вероятно, что вы найдете несколько таких случаев, достойных освещения, а те вещи, которыми вы занимаетесь сейчас, придадут вашей истории связность. И совсем не обязательно строчить в Twitter по двадцать раз на дню. Но если вы хотите добиться прорыва в карьере и одновременно жить полноценной личной жизнью в нашем перегруженном информацией мире, будет лучше, если другие поверят, что этот прорыв — следующий логичный шаг в вашей истории.
Будьте открыты возможностям и планируйте вероятности
Даже если вы ясно представляете, куда идете, знаете, каковы необходимые показатели и кто принимает нужные вам решения, работаете изо всех сил и подготовили хорошую историю, для прорыва в карьере все же необходима удача. В консалтинговой или юридической фирме труднее стать партнером, если случайная экономическая катастрофа лишит вас крупного клиента прямо перед аттестацией. Создатели Boogie Wipes Джули Пикенс и Минди Доуни, о которых я писала в главе 3, отлично умеют вести бизнес и разрабатывают инновационные товары, но их продажи поднялись до 5 миллионов прежде всего потому, что их продукцию принял Wal-Mart. Этот розничный гигант одобряет микроскопическую долю новых товаров, которые поступают ему на рассмотрение. При таких низких шансах есть множество хороших товаров, разработанных прекрасными владелицами бизнеса, которые не проходят отбор.
В этой вселенной нельзя исключить элемент случайности. Но можно использовать 168 часов так, чтобы расположить шансы в свою пользу. Для этого нужно делать много ставок и не оставлять на волю случая ничего, что можно проконтролировать.
Другими словами, нужно быть открытыми для возможностей и планировать вероятности.
Этот вывод я сделала из истории Лиэнн Шир и Трейси Туми, которые познакомились, когда работали в баре Onieal’s на Гранд-стрит в Манхэттене в 2002 году. Никто из них не испытывал радости от перспективы подавать коктейли: Шир была начинающей писательницей, а Туми — начинающей актрисой, и «начинающая» в данном случае означает «бедная». Недостаток денег еще больше их сблизил. Вскоре они обнаружили, свою невероятную, по словам Шир, «деловую совместимость». Подавая напитки, они могли раскрутить обеспеченных (и часто полубезумных) клиентов на чаевые друг для друга, а еще с жадностью слушали их истории. «Мы почти сразу стали лучшими подругами», — говорит Шир. Как-то ночью, когда девушки выносили мусор, им в голову пришла идея написать совместно книгу с описанием всех своих перипетий.
На этом все могло бы закончиться, не прими Шир и Туми чрезвычайно важное решение. Они не стали молчать о своей идее, они обсуждали ее между собой и с посетителями бара. Как обычно как-то вечером у стойки сели двое мужчин. Один из них отпустил пару не вполне пристойных замечаний в адрес Туми. Когда он ушел, его спутник извинился и объяснил, что у него была деловая встреча с тем человеком. Туми спросила, какое же занятие требует так нянчиться с трудными людьми, и мужчина ответил, что работает литературным агентом. «О, — сказала Туми, — а мы как раз пишем книгу». Это была не совсем правда, и она продолжила: «Только мы еще ничего не написали». Однако агент спросил, о чем же будет книга, и Туми рассказала ему пару баек. Агент сказал, что материал вроде бы неплох. Смогут ли Туми и Шир встретиться с его коллегой, которая занимается такими книгами? Они сразу же согласились и всю следующую неделю яростно записывали идеи, чтобы представить их Элизабет Уид (сейчас у нее уже собственное литературное агентство в Нью-Йорке). Элизабет предложила сделать из их материала художественное произведение в модном тогда жанре городского сатирического романа для молодых женщин (в духе «Дьявол носит Prada» или «Дневников няни»). Она сказала, что если действовать быстро, то есть шанс воспользоваться трендом.
Это была всего лишь возможность: агент предложил их представлять, однако не было никаких гарантий, что идея выстрелит. Однако Шир и Туми решили использовать ее по максимуму. Они понимали, что необходимо набрать больше материала и сконцентрироваться на работе. И тогда они отправились на лето в Хэмтонс, работать в клубе Star Room. Каждую ночь они трудились до четырех, а утром с трудом волочились в Starbucks. «Мы просто писали все лето», — говорит Шир. Они выработали процесс, который позволял по максимуму использовать их навыки. Туми, актрисе, лучше удавался диалог. Шир, писательница, хорошо справлялись с описаниями. Они устраивали мозговой штурм, чтобы получить идеи для главы, потом превращали их в детальный план, а после этого каждая набрасывала свой вариант. Они сравнивали варианты, а потом в течение двух-трех дней объединяли лучшие части из каждого. За лето они выдали больше ста страниц. Уид редактировала текст и показывала его издательствам. В итоге девушек пригласили на встречу в Broadway Books, подразделение издательства Random House. Шир и Туми вошли в комнату, полную серьезных деловых людей, и показали, что умеют держаться на публике и что их опыт за стойкой бара даст отличный материал для продвижения книги (смотрите раздел выше о том, как создать увлекательный рассказ). Random House принял заявку и купил книгу «Совершенный Манхэттен» (The Perfect Manhattan) за шестизначную сумму, что редко бывает с первыми романами.
В этой истории много раз выходило так, что героини оказывались в нужном месте в нужное время, но Шир и Туми определенно помогли своей фее-крестной. Они обе не хотели работать в баре, однако не стали рассматривать это как препятствие («Ты должна быть на Бродвее, а не стоять за барной стойкой!», — как говорит Туми), а наоборот, сделали из своей работы проект, который стал основой для карьеры. Кроме того, они эффективно использовали рабочие часы за разговорами с людьми, которых не встретили бы в другом месте. Они использовали ситуацию, чтобы повысить свое мастерство и изучить, как ведут себя и как рассказывают свои истории разные люди. Когда же возможности действительно появились, они сделали все, чтобы спланировать вероятность успеха, пусть им и приходилось сидеть в кофейне с осоловелым взглядом и писать вместо того, чтобы дремать на пляже.
Не обязательно стоять за стойкой бара, чтобы открыть для себя новые возможности, но полезно выходить из своей зоны комфорта, как это сделали Шир и Туми. Поговорите с людьми в очереди в кофейне или когда забираете детей из садика. Попроситесь на обед с коллегами, которых не очень хорошо знаете. Рассказывайте о своих планах и проектах людям на разных мероприятиях. Я взяла интервью у Шир и Туми, потому что одним весенним днем в 2009 году, когда мне не писалось, я отправилась на мероприятие для прессы, организованное компанией 1-800-Flowers. Там я обмолвилась о своем проекте человеку, который занимался сайтом Celebrations, где Шир и Туми периодически ведут блог. Чистая случайность, правда? Пошлите сообщение знакомому, с которым не общались целую вечность. В девяти случаях из десяти это ничем не закончится, но этот процесс похож на посев семян. Чем больше семян вы посадите и польете, тем больше шансов, что хотя бы одно прорастет.
Конечно, когда семена все-таки прорастут, надо знать, что с ними делать. Это я и называю планированием вероятностей. Многие люди размышляют о том, что будут делать, если все пойдет не так. Постарайтесь потратить не меньшую долю своих 168 часов, размышляя над тем, что будете делать, если все пойдет так. Если генеральный директор компании завтра позовет вас в офис и скажет, что ее невероятно впечатлила ваша работа и она хочет отдать вам проект мечты, о чем вы ее попросите? Если вы окажетесь рядом с клиентом мечты в самолете или рядом с литературным агентом в баре, сможете ли вы непринужденно провести презентацию за пакетиком орехов?
Во вселенной силен элемент случайности, но по-настоящему удачливые люди знают, что феи-крестные ленивы. Если для того, чтобы вывести карьеру на новой уровень, фея-крестная должна взмахнуть палочкой, позаботьтесь, чтобы палочка была направлена на вас, а вы стояли как можно ближе. Тогда ей останется только сделать легкое движение — так заскучавший завсегдатай бара пускает по стойке коктейльный стакан.