Чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости

Разработка проекта начинается с определения замысла проекта. После определения окончательного варианта идеи проекта предварительно прорабатываются цели и задачи проекта. Они должны быть четко сформулированы, так как только при этом условии может быть проработан следующий шаг – формирование основных характеристик проекта. На основе этих показателей проводится предварительный анализ осуществимости проекта.

Если проект прошел данный этап, то определяют состав сведений, которые потребуются для дальнейшей разработки проекта: детальный маркетинг, инженерно-геологические изыскания, оценку окружающей среды и местных источников сырья, политическую обстановку в регионе, республике, стране, социальные показатели развития, культурные характеристики населения и др.

Полученные на этапе формирования идеи проекта результаты оформляют в виде резюме проекта – аналитической записки, излагающей суть проекта по следующим пунктам:

- цель проекта;

- основные особенности и альтернативы проекта;

- организационные, финансовые, политические и другие проблемы, которые следует учитывать в дальнейшем;

- необходимые мероприятия по разработке проекта.

Основные критерии приемлемости разработки проекта:

- технологическая осуществимость;

- долгосрочная жизнеспособность;

- экономическая эффективность;

- политическая, социальная и экономическая приемлемость;

- организационно-административная обеспеченность.

Применительно к условиям России по сложившейся практике разработка концепции проекта, или исследование инвестиционных возможностей, состоит из следующих элементов:

- изучение прогноза экономического и социального развития региона осуществления проекта;

- формирование инвестиционного замысла инвестора и изучение условий для его осуществления (производится анализ природных ресурсов, спроса, воздействий на окружающую среду, возможности импорта и экспорта и т.д.);

- предпроектное обоснование инвестиций в строительство, анализ альтернативных вариантов и выбор проекта;

- подготовка декларации о намерениях, которая должна содержать основные данные о заказчике, обоснование необходимости, потребности в ресурсах, информацию о влиянии на окружающую среду, источниках финансирования, сроках строительства;

- предпроектное обоснование проекта (исходные данные, мощность предприятия и номенклатура изделий, технологические решения, ресурсы, место размещения, строительные решения, оценка воздействий на окружающую среду, кадры и социальное развитие, эффективность инвестиций, выводы и предложения);

- разработка предварительного плана проекта (план проектно-изыскательских работ, предварительный план реализации проекта, предварительный план финансирования проекта, предварительная смета проекта);

- выбор площадки, экология (предварительные условия предоставления земельного участка, материалы по экологическому обоснованию, экспертиза экологического обоснования);

- предварительное инвестиционное решение (решение принимает инвестор);

- жизнеспособность проекта (производится сравнение вариантов проекта с точки зрения их стоимости, сроков реализации и прибыльности);

- организация разработки концепции проекта (концепция разрабатывается, когда команда проекта еще не сформирована).

Цель проектного анализа – определить результаты проекта. Для этого используется выражение:

Результаты проекта =

изменение выгод – изменение затрат

Сравнение производят, сопоставляя ситуацию «с проектом» с ситуацией «без проекта».

Принято различать следующие виды проектного анализа: финансовый, экономический, технический, коммерческий, экологический, организационный и социальный.

Финансовый анализ исследует затраты и результаты применительно к конкретным фирмам – участникам проекта, цель которых – извлечение максимальной прибыли.

Экономический анализ изучает проблему с позиций общества в целом, для которого цены покупки и продажи продукции проекта не всегда могут служить приемлемой мерой затрат и выгод по ряду причин.

В процессе поэтапно проводимого технического анализа уточняются смета и бюджет проекта. При этом уточняются физические и ценовые непредвиденные факторы.

Задача коммерческого анализа – оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом.

Задачей экологического анализа инвестиционного проекта является установление потенциального ущерба окружающей среде.

Цель организационного анализа – оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части менеджмента, организационной структуры, планирования, комплектования и обучения кадров, финансовой деятельности, координации деятельности, общей политики.

Целью социального анализа является определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Он сосредотачивает внимание на следующих областях: социокультурные и демографические характеристики населения, организация населения в районе действия проекта, приемлемость проекта для местной культуры, стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся результатами проекта.

Экологические или социальные последствия проекта также по понятным причинам больше интересуют общество в целом, а не фирмы, участвующие в проекте.

Результаты и затраты можно определить следующим образом:

Результаты за любой год =

Цена единицы продукции проекта –

Прирост объема продукции проекта

Затраты за любой год =

Стоимость единицы ресурсов –

Прирост объема ресурсов на производство продукции проекта

Сравнение различных инвестиционных проектов и выбор лучшего из них рекомендуется производить с использованием следующих показателей:

- чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект;

- индекс доходности (ИД);

- внутренняя норма доходности (ВНД);

- срок окупаемости.

Также могут использоваться и другие показатели, отражающие интересы участников или специфику проекта.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.

 
 
1 (1+E)t

Чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости - student2.ru ЧДД = å (Rt – Зt) * (1)

где Rt – результаты, достигаемые на t-м шаге расчета;

Зt – затраты, осуществляемые на том же шаге;

Т – горизонт расчета, продолжительность расчетного периода, равен номеру шага расчета, на котором производится закрытие проекта;

Е – постоянная норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.

Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, проект является эффективным и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект. Если инвестиционный проект будет осуществлен при отрицательном ЧДД, инвестор понесет убытки, т.е. проект неэффективен.

На практике часто пользуются модифицированной формулой

Чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости - student2.ru

1 (1+E)t
ЧДД = å (Rt – Зt) * - К(2)

где К – сумма дисконтированных капиталовложений;

Зt+- затраты на t-м шаге, т.е. из состава Зt исключили капитальные вложения.

Модифицированный показатель выражает разницу между суммой приведенных эффектов и приведенной к тому же моменту времени величиной капитальных вложений (К).

Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений:

       
   
1 (1+E)t
 
1 К
 

Чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости - student2.ru Чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости - student2.ru ИД = * å (Rt – Зt) * (3)

Индекс доходности тесно связан с ЧДД; если ЧДД положителен, то ИД будет больше 1. Если ИД больше 1, то проект считается эффективным.

Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта (Е), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям.

Иными словами, ВНД является решением уравнения

       
 
(Rt – Зt) (1+Eвн)t
 
Кt (1+Eвн)t

Чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости - student2.ru Чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости - student2.ru å = å(4)

т.е. происходит решение уравнения относительно неизвестной Eвн.

Если расчет ЧДД инвестиционного проекта дает ответ на вопрос, является он эффективным или нет при некоторой заданной норме дисконта, то ВНД проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. В случае, когда ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный инвестиционный проект оправданы, и может рассматриваться вопрос о его принятии. В противном случае инвестиции в данный проект нецелесообразны. Если сравнение альтернативных инвестиционных проектов по ЧДД и ВНД приводит к противоположным результатам, предпочтение следует отдавать ЧДД.

Срок окупаемости – минимальный временной интервал, за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Иными словами – это период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления. Срок окупаемости рекомендуется определять с использованием дисконтирования.

Ни один из перечисленных критериев сам по себе не является достаточным для принятия проекта. Решение об инвестировании средств в проект должно приниматься с учетом значений всех перечисленных критериев и интересов всех участников инвестиционного проекта.

В проектом анализе для определения стоимости денег во времени используют метод уравнивания текущих расходов по проекту с изменениями, вызванными различными причинами – дисконтирование. Если чистый дисконтированный доход положителен, специалист по проектному анализу придет к выводу о рентабельности проекта, а если отрицателен, то ресурсы разумнее направить на другие цели.

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Различают следующие показатели эффективности инвестиционного проекта:

- показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

- показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;

- показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

В процессе разработки проекта производится оценка его социальных и экологических последствий, а также затрат, связанных с социальными мероприятиями и охраной окружающей среды.

Коммерческая эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности.

Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов. При этом в качестве эффекта на t-м шаге выступает поток реальных денег.

При осуществлении проекта выделяются три основных вида деятельности: инвестиционная (1), операционная (2) и финансовая (3).

В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi(t) и отток Oi(t) денежных средств.

Фi(t) = Пi(t) - Oi(t) ,(5)

где Фi(t)–поток реальных денег, разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта, i = 1, 2, 3.

Сальдо реальных денег b(t) – разность между притоком и оттоком денежных средств от всех трех видов деятельности.

Поток реальных денег от инвестиционной деятельности включает в себя следующие виды доходов и расходов: здания, земля, оборудование, машины, нематериальные активы, инвестиции.

Поток реальных денег от операционной деятельности включает в себя следующие виды доходов и затрат: выручка от продажи, амортизация, проценты по кредитам, налоги и сборы и т.п.

Поток реальных денег от финансовой деятельности включает в себя следующие виды притока и оттока реальных денег: собственный капитал, краткосрочные кредиты, долгосрочные кредиты, погашение задолженностей по кредитам, выплата дивидендов.

Необходимым критерием принятия инвестиционного проекта является положительность сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или получает доходы.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета.

Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

Бюджетный эффект (Бt) для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Дt) над расходами (Pt) в связи с осуществлением данного проекта.

Бt = Дt - Pt .(6)

В состав расходов бюджета включаются:

средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;

кредиты Центрального, регионального и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;

выплаты пособий для лиц, оставшихся без работы в связи с осуществлением проекта;

выплаты по государственным ценным бумагам;

государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам;

средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий, возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба от реализации проекта.

В состав доходов бюджета включают:

налог на добавленную стоимость, налоговые поступления и рентные платежи данного года в бюджет с российских и иностранных предприятий и фирм-участников в части, относящейся к осуществлению проекта;

увеличение налоговых поступлений от сторонних организаций, обусловленное влиянием реализации проекта на их финансовое положение;

поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам, производимым в соответствии с проектом;

эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;

дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта;

поступления в бюджет налога на доходы физических лиц (российских и иностранных работников), начисленного за выполнение работ, предусмотренных проектом;

поступления в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами, платы за недра, лицензии на право ведения геологоразведочных работ и т.п., в части, зависящей от осуществления проекта;

доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

погашение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета, и обслуживание этих кредитов;

штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.

К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды.

На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются также дополнительные показатели бюджетной эффективности: ВНД, срок окупаемости бюджетных затрат, степень финансового участия государства в реализации проекта.

Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов всего народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов, отраслей, организаций и предприятий.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показателя эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и о государственной поддержке проектов.

Контрольные вопросы: 1. Назовите основные критерии приемлемости идеи проекта. 2. В чем состоит суть предпроектных исследований инвестиционных проектов? 3. Назовите основные элементы концепции проекта. 4. Перечислите виды проектного анализа. 5. Какими показателями измеряется эффективность проекта?

2.2. Составление бизнес – плана

ü Структура бизнес-плана

ü Исходной информацией для его составления.

Активы, пассивы

После проведения всех исследований, предшествующих принятию инвестиционного решения, создается максимально компактный документ, который позволит предпринимателю не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда надлежит сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности проекта. Для этого составляется бизнес-план, являющийся главным инструментом предпринимателя. Бизнес-план описывает основные аспекты будущего проекта, анализирует все проблемы, с которыми проект может столкнуться, а также определяет способы их решения. Бизнес-план позволяет оценить и обосновать реализацию проекта в условиях конкуренции.

Ценность бизнес-плана определяется тем, что он дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции; содержит ориентир, как должен развиваться проект; служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Бизнес-план должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы смогли получить полное представление о предполагаемом проекте и понять его цели. Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится, а также от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.

Примерный состав бизнес-плана:

1. Вводная часть:

- название и адрес фирмы;

- учредители;

- суть и цель проекта;

- стоимость проекта;

- потребность в финансах;

- ссылка на секретность.

2. Анализ положения дел в отрасли:

- текущая ситуация и тенденция развития отрасли;

- направление и задачи деятельности проекта.

3. Существо предлагаемого проекта:

- продукция (услуги или работы);

- технология;

- лицензии;

- патентные права.

4. Анализ рынка:

- потенциальные потребители продукции;

- потенциальные конкуренты;

- размер рынка и его рост;

- оценочная доля на рынке.

5. План маркетинга:

- цены;

- ценовая политика;

- каналы сбыта;

- реклама;

- прогноз новой продукции;

6. Производственный план:

- производственный процесс;

- производственные помещения;

- оборудование;

- источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров;

- субподрядчики.

7. Организационный план:

- форма собственности;

- сведения о партнерах, владельцах предприятия;

- сведения о руководящем составе;

- организационная структура.

8 . Степень риска:

- слабые стороны предприятия;

- вероятность появления новых технологий;

- альтернативные стратегии;

9. Финансовый план:

- план доходов и расходов;

- план денежных поступлений и выплат;

- балансовый план;

- точка безубыточности.

10. Приложения:

- копии контрактов, лицензии и т.п.;

- копии документов, из которых взяты исходные данные;

- прейскуранты поставщиков.

Вводная часть пишется уже после того, как составлен весь план на 2 – 3 страницах и трактуется как самостоятельный рекламный документ, т.к. в ней содержатся все основные положения бизнес-плана.

В разделеанализ положения дел в отрасли описываются основные направления и цели деятельности будущего проекта. Рекомендуется давать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о тенденциях развития, дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конкурентов, указать их слабые и сильные стороны, а также ответить на вопрос: на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги.

Существо предлагаемого проекта.В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок, указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции.

ВразделеАнализ рынка необходимо убедить инвестора в существовании рынка для продукции, также определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка с учетом уже имеющихся долей, показать, что продукция может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показателей.

В разделеПлан маркетингадается описание предполагаемых методов продажи товара или услуги, назначенные цены и проведение рекламной политики.

В разделеПроизводственный пландается полное описание производственного процесса: описание системы выпуска продукции и осуществление контроля над производственными процессами, контроль за основными элементами, определяющими стоимость продукции, дается список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков, стоимости, анализируются вопросы сокращения или увеличения выпуска продукции.

Организационный план. Здесь рассматриваются вопросы руководства и управления предприятием, организационная форма предприятия, описывается роль каждого члена организации, даются краткие биографические сведения о всех членах совета директоров, анализируются знания и квалификация всей команды в целом, должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях.

В разделеСтепень риска необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.

Финансовый план составляется на 3 – 5 лет и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат, балансовый план на первый год, график безубыточности.

Балансовый план отражает состояние дел на предприятии. Он представляет собой счет активов и пассивов, разность которых дает оценку собственного капитала предприятия.

Активы – все, что образует имущество предприятия и обладает стоимостью. Активы делятся на ликвидные и неликвидные. Ликвидные активы – это те, которые образуют оборотный капитал, неликвидные – основной капитал. Ликвидные активы включают денежные средства, а также все то, что может быть обращено в деньги или потреблено в процессе производства за период, не превышающий одного года. Неликвидные активы – это материальное имущество с длительным сроком службы.

Пассивы – это денежные обязательства предприятия перед кредиторами. Обязательства бывают краткосрочными, которые должны быть погашены в течение года, и долгосрочными.

Форма плана доходов и расходов представлена в табл. 4.

Таблица 4

План доходов и расходов

Показатели 1-й год 2-й год 3-й год
Доходы от продажи товаров (или оказания услуг)      
Налог на добавленную стоимость      
Себестоимость реализованной продукции (услуг)      
Валовая прибыль      
Эксплуатационные издержки, всего в том числе: Управленческие затраты, всего в том числе: зарплата канцелярские принадлежности плата за телефон почтовые расходы Затраты на сбыт Аренда помещений Транспорт Реклама Страховка Налоги Коммунальные услуги Проценты за капитал Амортизация Затраты на науку Прочие расходы      
Прибыль до уплаты налогов      
Налог на прибыль      
Чистая прибыль      

Контрольные вопросы: 1. Дайте определение бизнес-плана. 2. Что является исходной информацией для составления бизнес-плана? 4. Что отражено в информации бизнес-плана? 3. Какие разделы содержит бизнес-план?

Тема 3. Риски в проектах

ü Виды рисков в проектах

ü Методы анализа и снижения рисков

Наши рекомендации