Как на спецрежимах списывать расходы на сувениры
Светлана ХВОСТОВА, главный эксперт ООО Аудиторская фирма «Экспертный центр “Партнеры”»
О чем пойдет речь: перед Новым годом многие компании дарят клиентам сувениры. Такие расходы не связаны с сельхоздеятельностью. Есть ли у бухгалтера возможность их учесть? Читайте об этом в статье.
Раздать сувениры с символикой компании или ее продукции можно во время рекламной акции. На мероприятие должны попасть не какие-то конкретные покупатели, а все желающие. Только тогда это будет рекламой (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). Учесть расходы на нее на спецрежимах можно (подп. 20 п. 2 ст. 346.5, подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Рассмотрим, какие для этого выполнить условия.
Когда вы вправе учесть расходы на сувенирку
Чтобы списать расходы на сувенирную продукцию:
– заплатите поставщику за сувениры с логотипом вашей компании, товарным знаком или сведениями о сельхозпродукции;
– оформите приказ о рекламной акции;
– составьте акт о передаче сувениров в рекламных целях (образец ниже).
Отдельно поясню требование об оплате. На упрощенке и сельхозналоге вы вправе признать расходы только после того, как рассчитались за сувенирку с поставщиком. Значит, даже если вы провели и оформили рекламную акцию, но не заплатили за сувениры, списать расходы на них нельзя.
Проверьте
В расходах можно учесть стоимость только тех сувениров, на которых есть логотип компании, товарный знак или реклама сельхозпродукции
Теперь покажу, какие записи бухгалтер оформит на счетах:
ДЕБЕТ 10 СУБСЧЕТ «СУВЕНИРЫ НА СКЛАДЕ» КРЕДИТ 60 – оприходовали сувениры с логотипом компании по накладной поставщика; |
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 50, 51, 71 – заплатили деньги за сувениры; |
ДЕБЕТ 10 СУБСЧЕТ «СУВЕНИРЫ НА РЕКЛАМНОЙ АКЦИИ» КРЕДИТ 10 СУБСЧЕТ «СУВЕНИРЫ НА СКЛАДЕ» – передали сувениры для рекламной акции по требованию-накладной (ф. № М-11 утв. постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71а); |
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10 СУБСЧЕТ «СУВЕНИРЫ НА РЕКЛАМНОЙ АКЦИИ» – списали в расходы стоимость сувениров по акту. |
Если после рекламной акции сувениры остались, передайте их обратно на склад по требованию-накладной.
В каком размере учесть расходы на сувенирку
На спецрежимах расходы на сувенирку в рекламных целях списывают по тем же правилам, что и на общей системе (подп. 20 п. 2, п. 3 ст. 346.5, подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому расходы не нормируют, если компания оплатила (п. 4 ст. 264 НК РФ):
– рекламу через средства массовой информации;
– световую и другую наружную рекламу;
– участие в выставке, ярмарке, оформление экспозиции, витрины, демонстрационного зала;
– рекламные брошюры и каталоги.
В результате, если вы изготовили печатные рекламные материалы, расходы на них спишите полностью. А вот затраты на сувениры придется нормировать. Признавайте их в размере не больше 1 процента от выручки (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Важно запомнить
Расходы на рекламные брошюры списывают полностью. Однако затраты на их распространение учитывают в пределах 1 процента от выручки
Выручку считают нарастающим итогом с начала года (п. 3 ст. 318 НК РФ). Так поступайте для каждого отчетного периода и в целом за год.
В результате с ростом выручки увеличивается и норматив затрат. В общем случае это позволяет переносить неучтенные расходы на будущее. Но так нельзя поступить с затратами на сувенирку, которую компания распространила в конце года. Ведь переносить их вы вправе только в пределах отчетного года.
Пример. Как нормировать расходы на сувенирку
В декабре 2016 года по рекламной акции компания распространила календари и ручки со своей символикой. Общая стоимость сувениров – 146 000 руб. За 2016 год выручка составила 12 000 000 руб., а внереализационные доходы – 420 000 руб. Предел расходов на сувенирку считают только от выручки, поэтому лимит равен 120 000 руб. (12 000 000 руб. × 1 %). В результате сверхнормативные затраты составят 26 000 руб. (146 000 – 120 000). В налоговом учете их нельзя признать или перенести на следующий год.
На заметку